по Античному искусству
Вазопись ориентализирующего стиля
“... Ни пустынь, ни степей. Ничего бескрайнего, кроме голубого, спокойного неба. Земля, в которую то тут, то там широко врезывается море. Прозрачный воздух и льющийся с высоты все пронизывающий и все озаряющий свет. Так что даже в полумраке кипарисовой рощи проглядывает сияющая лазурь неба и моря. Заливы, окаймленные мерными ступенями гор, наподобие амфитеатра. Четкий, как бы естественно оформленный пейзаж, точно ограниченный скалами или серебристым потоком. Достаточно открыть глаза, чтобы насладиться этим пейзажем как картиной, созданной и обрамленной самой природой” (6). Здесь, в этом солнечном краю, дарованном человеку богами, в этом маленьком райском уголке Земли, еще в III тысячелетии до н.э. зародилась греческая цивилизация. Здесь создавали древние греки свою величайшую культуру – культуру того мира, в лоне которого возникла наша европейская цивилизация. Греческое искусство, утверждающее торжество красоты, ликующей красоты мира, обретающей в образе человека свое высшее воплощение, продолжает доставлять нам художественное наслаждение и служит в известном отношении недосягаемым образцом.
Искусство античной Греции прошло в своем развитии несколько этапов, совершенствуясь и приобретая с течением времени все новые и новые черты. Зарождение его относится к периоду эгейской культуры, когда происходил процесс разложения первобытнородовых отношений. следующий этап развития греческой культуры – гомеровский период, представлявший собой переходную ступень от родового строя к рабовладельческому. И вот наступает время первого взлета искусства Эллады – период архаики, длившийся с конца VIII по конец VI веков до н.э. Расцвет художественного творчества в этот период непосредственно связан с изменениями, происходившими в греческом обществе. VIII - VI вв. до н.э. – время формирования государства, перехода из гомеровской эпохи экономической стагнации с сельской патриархальной культурой на новый этап развития производительных сил и всего общества в целом. Рост производства и связанное с ним усиление имущественного неравенства привели к распаду родового строя в передовых эллинских общинах. Развитие ремесла и торговли вызвало появление значительного количества городов, ставших центрами жизни общества. В результате этого складываются греческие “полисы” – небольшие рабовладельческие республики, власть в которых первоначально принадлежала родовой аристократии. Полис представлял собой государство, состоявшее из города и прилегавшей к нему небольшой территории. В этих новых условиях греческое общество уже не ограничивается сельской жизнью и связанными с ней интересами, с их неизбежной замкнутостью. Вновь возникшие центры экономической, политической, общественной и культурной жизни – города завязывают более оживленные отношения с другими странами, что значительно расширяет кругозор общества того времени. Немало этому способствует колонизационная деятельность наиболее активных эллинских городов – метрополий, охватившая обширные побережья Средиземного и Черного морей. Особенно же большую роль сыграли связи с Египтом и Передней Азией, этими прославленными очагами высокой культуры еще во времена седой древности. Туда устремляются греческие купцы-мореходы в погоне за сокровищами и привозят оттуда богатые ткани и чеканные металлические изделия. Туда едут и греческие наемники, продающие свою кровь, а иногда и жизнь, за вавилонское золото.
Одновременно происходят изменения и в мировоззрении нового общества. Совершенно иными, чем в предшествующий период, становятся его устремления, интересы и художественные вкусы. Формируются основные градостроительные принципы, виды храмов, жилых и общественных зданий. Получает развитие ордерная система. Появляются новые типы монументальной скульптуры – статуи юношей-атлетов (курос) и девушек (кора). “Сохраняя монументальность и целостность, свойственные памятникам древнейших художественных цивилизаций, греческое искусство эпохи архаики постепенно обретает самобытность и яркие гуманистические черты” (4).
Рассмотрим один из видов искусства, в котором эти новые черты в развитии цивилизации проявились наиболее ярко, – греческую вазопись. Этот вид художественного творчества – роспись керамических сосудов – приобрел в Древней Греции небывалую популярность. Вазопись дает некоторое представление о почти не сохранившейся древнегреческой монументальной живописи. Выполнение и украшение ваз росписью составили важную область античного искусства. Композиция росписи органически связывалась с формой сосудов, гибкий ритм обобщенных контурных линий отличался строгой упорядоченностью, декоративным изяществом и свободой. “Тектоническая ясность и функциональная оправданность форм, гармоничные пропорции сделали древнегреческие вазы классическими образцами для европейского искусства последующих эпох” (4).
В период, который мы сегодня называем гомеровским, в вазописи Древней Греции преобладал геометрический стиль. В VIII в. до н.э. крайне бедную тематику, сводящуюся почти к одним линейным орнаментам, и сухую монохромность геометрических росписей сменило более богатое содержание и более красочные, сочные и полнокровные изображения. Во второй половине VIII в. до н.э. уже не соблюдались строгие нормы геометрического стиля.
В конце VIII – начале VII вв. до н.э. в вазописи начал складываться новый, более свободный, жизнерадостный, богатый и красочный стиль. Существует несколько гипотез его зарождения. Обычно принято считать, что он всецело навеян искусством классического Востока, поэтому вазы этого стиля называют “ориентализирующими” или вазами “восточного стиля”. Известный исследователь искусства Б.Р. Виппер утверждает, что восточные влияния проникали в греческую керамику двумя главными путями – через Крит и через восточно-ионийские центры, Милет и остров Родос. На Крите, по мнению Б.Р. Виппера, ориентализирующий стиль распространился раньше всего, так как свойственные этому стилю динамическая композиция и округленность линий нашли себе благодатную почву в критских традициях. “В самих формах критских сосудов раннего ориентализирующего стиля, явно навеянных металлическими образцами, чувствуется что-то совсем не керамическое. К металлическому эффекту стремится и роспись сосудов, особенно тех из них, где белые узоры по темной глазури имитируют орнамент, процарапанный по металлическому фону” (2).
Однако другие исследователи античной керамики и, в частности, В.Д. Блаватский, придерживаются иного мнения относительно происхождения ориентализирующего стиля. Не отрицая существенной роли Восточных стран в развитии художественной культуры Греции в рассматриваемый период, они склонны полагать, что в основе этого нового течения лежало не подражание восточным образцам. В.Д. Блаватский видит в новом течении совершенно самостоятельное и самобытное явление, вызвавшее возникновение нового, более свободного стиля, чем стиль геометрических росписей. В создании этого нового стиля участвовали не только ионяне, но также эоляне и доряне, причем вклад последних был отнюдь не меньше, а скорее больше, чем первых.
“Достойно внимания, что во времена зарождения нового стиля в вазописи, во второй половине VIII в. до н.э., наиболее ярким и значительным в художественном творчестве Востока было искусство Ассирии, а между тем именно последнее весьма далеко от росписей ваз ориентализирующего стиля. Это лишний раз подтверждает, что новый стиль в вазописи отнюдь не был наносным явлением, пришедшим откуда-то извне. Это было самобытное явление, порожденное внутренними потребностями и вызванное к жизни развитием греческого общества” (1).
В.Д. Блаватский считает, что искусство Крита не просто передало восточное влияние на территорию Балканской Греции, а само стало первым толчком, вызвавшим новое движение в вазописи. При этом известную роль могли сыграть не умиравшие там традиции искусства Эгейской эпохи, отличавшейся, как известно, изумительным мастерством в передаче живой натуры. На критских вазах геометрического стиля нет того неограниченного господства абстрактных, геометрически правильных форм, которое характерно для керамики греческих метрополий того же времени. Это объясняется живучестью эгейских традиций в искусстве Крита – центре тхалассократии (морской державы) царя Миноса. С этими традициями связано стремление передавать не втиснутые в геометрическую схему, а свободные формы природы, стремление внимательно наблюдать ее и на основе этих наблюдений создавать художественные образы.
По мнению В.Д. Блаватского, в дальнейшем немалую помощь греческим мастерам в их новых исканиях, в развитии их художественных представлений могло оказать искусство классического Востока (Передней Азии и Египта). Произведения его не могли не поражать посещавших эти страны эллинов причудливой фантастикой своей тематики, своим красочным великолепием. Вместе с тем некоторые художественные изделия Востока, преимущественно произведения прикладного искусства, – ткани, металлическая утварь и пр. – проникли в результате торговли в Грецию. Это еще более облегчало знакомство греческих художников и ремесленников с восточными образцами. Создавая свои оригинальные произведения, эллинские мастера нередко использовали эти образцы, подвергая их сильной переработке.
Как уже говорилось выше, элементы нового стиля начали зарождаться еще в вазовых росписях второй половины VIII в. до н.э., но вполне развитых форм ориентализирующий, или ковровый, как его еще называют, стиль достиг лишь в VII в. до н.э., продолжая существовать еще в течение первых десятилетий VI в. Крупными центрами производства ваз коврового стиля были передовые торгово-ремесленные общины того времени: Коринф, Родос, Самос, Клазомены, Навкратис, Аттика.