На задней стене комнаты висят две картины. По сообщению Паломино, это картина с сюжетами, взятыми из «Метаморфоз» Овидия. Как установлено одна из этих картин состязание Аполлона и Пана , другая написана Рубенсом на тему соревнования ткачихи Арахны с Афиной . В обоих мифологических сюжетах повествуется , как боги Олимпа наказывают простых смертных, которые дерзнули с ними соперничать в художественном мастерстве. Помещая на фоне этих картин себя за мольбертом с кистью в руках и создав не просто автопортрет, а образ живописца, охваченного вдохновением , Веласкес тем самым выразил свое не согласие с содержанием «процитированных» им мифов, противопоставив им веру творческую силу человека-художника. Возражение Веласкеса смыслов этих мифов отнюдь не дидактическое. Картина»Менины» не просто утверждает мысль о том , что подлинный художник в своем творчестве равен богам. Веласкес как бы взялся доказать это положение самим качеством живописи данного произведения. Тем самым живопись в «Менинах» выступает не только как средство изображения определенного сюжета или предметов, но и как демонстрация своих величайших возможностей правдивого художественного воспроизведения жизни. А виртуозность художника живописца входит как составная часть в само содержание этой картины. Но, подчеркиваю, демонстрация блистательного мастерства в «Менинах» не самоцель Веласкеса, а наглядное доказательства о всемогущества реалистической живописи в изображении жизни. Решение задачи в полной мере удалось Веласкесу , что делает «Менины» картиной единственной в своем роде.Этого совершенно не поняли авторы модерниствих вариаций на тему «Менины» , подвергшие в XX веке кубистическим рассечением, деформация и тому подобным уродливым искажениям величайший шедевр мировой живописи.
В интерьере «Менин» не случайно такую важную роль играют картины. Они развешаны на обеих видимых зрителю стенах ателье, над дверьми , в простенках между окнами и подвернуто выделенные прямоугольниками черных рам. Благодаря такому композиционному приёму все люди , находяшеся в ателье сам художник , и инфанта с карликом, и придворные – буквально окружены со всех сторон картинами . Помещая на своём холсте фигуры в трехмерном пространстве в ателье, сильно моделируя светом и бликами их объемные формы , Веласкес побуждает зрителя сопоставлять их как реально существующие, живые с теми, которые написаны на плоскости картин, и с теми, которые отражаются на плоскости зеркала . Причем это сопоставление –«живопись» и «неживопись» - зрителю предоставляется делать внутри картины Веласкеса , то есть в сфере самой живописи,где оно дано средствами живописи, которая тем самым демонстрирует свою способность обхватить обе сопоставляемые части и приглашает зрителя как бы взглянуть со стороны на свои возможности . Автопортрет Веласкеса –единственное бесспорное изображение художника , принадлежащие его кисти.
Несколько лет спустя он создает картину «Миф об Арахне»- произведение , принадлежавшие сегодня к вершинам достижения в мировой живописи. Как подтверждают новейшие исследования , основой для сюжета послужила притча Овидия о споре пряхи Арахны с богиней Афиной . Выдвинув работу женщин на передний план повествования, сделав их определяющим мотивом композиции, живописец переносит действие из мифологического, призрачного мира в действительность, полную событий и жизни. Поэтому это произведение по праву считается первый в новейшей живописи, изображающим труд в фабричном помещении. «Миф об Арахне» является одной из последних работ позднего периода творчества Веласкеса .Недуг даровал здоровье художника , занятого исполнением служебных обязанностей , связанных с должностью королевского гофмаршала. Вскоре болезнь приводит к смертельному исходу . Непосредственной причиной смерти называют переутомление , связанное с подготовкой поездки на Пиренеи, куда король Филипп IV должен был отправится для церемонии вручения инфанты Марии Терезы в супруги французкому королю. Веласкес скончался в возрасте 61 года. Пышная церемония погребения , проводившаяся в соответствии сритуалом , проходила при трауле всего двора.Творчество Веласкеса было почти не доступно для его современников , так как значительная часть работ хранилась в почти не досигаемых королевских дворцов. Сегодня большинство его картин находится в мадридском музее Прадо, они всемирно известны и получили широкое признание благодаря различным публикациям. Слава Веласкеса не подвергается сомнениям.
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ
ВЕЛАСКЕС
ИШКИНЯЕВОЙ НАДЕЖДЫ
УЧЕНИЦЫ ШКОЛЫ ИСКУССТВ №1
2003г.
используемая литература:
«Энциклопедический словарь юного художника»,
Мир искусства , Диего Веласкес , Гётц Экардт,
Энциклопедия Кирилла и Мифодия,
Краткая история искусств ,Н. А. Дмитриев,
История искусств, В. П. Алексеев.