Возросшее уважение к искусству привело к возможности больше узнать о художниках и их облике, благодаря интроспективному[6] направлению того периода, в результате которого создано много автопортретов.
К 1600 году по всей Европе появились бесчисленные здания Ренессанса, создание которых в различной степени и различным образом вдохновлялось античными архитектурными образцами. В этом активно участвовали художники. Они использовали возможность представлять образцы возрожденной античности, отображая на картинах или в рисунках идеальные города и церкви, требующие своего воплощения в камне. Изображение архитектурных объектов являлось важным для искусства перспективы.
Каждый из живописцев эпохи Ренессанса был, в определенном смысле, новатором в своем творчестве. Но до наших дней сохранилась память лишь о тех представителях мировой художественной культуры, чье громадное историческое значение давно определилось. К их числу, безусловно, принадлежит Тициан.
III. Вечеллио Тициан
Жизнь художника
Вечеллио Тициан родился в Кадоре, маленьком местечке, расположенном над рекой Пьяве и находящемся в пяти милях от подножия Альп в 1477 г. от Грегорио Вечелли и Луччи, венецианской гражданки.
Достигнув десятилетнего возраста и обладая прекрасными способностями и живым умом, он был отправлен в Венецию к своему дяде, гражданину, пользовавшемуся там уважением, который, видя у мальчика большие наклонности к живописи, поместил его к Джованни Беллини[7], живописцу весьма в то время знаменитому. Изучая под его руководством рисунок, Тициан вскоре обнаружил свою природную одаренность во всех тех областях таланта и вкуса, которые необходимы для искусства живописца. Но так как в то время Джованни Беллини и другие живописцы этой страны, поскольку они не изучали античности, имели обыкновение часто, вернее, всегда, всё, что изображали, срисовывать с натуры, причем, однако, в сухой, резкой и вымученной манере, то и Тициан в эту пору усвоил себе те же приемы. Однако, когда позднее, около 1507 года, у Джованни Беллини появился новый ученик - Джорджоне[8] из Кастельфранко, Тициан, будучи не всецело удовлетворен такими приемами письма, стал придавать своим вещам больше мягкости и выпуклости в хорошей манере. Он продолжал искать способ изображения живых и природных вещей и воспроизводить их, как только мог лучше, при помощи цвета и пятен резкого или мягкого тона, так, как он это видел в природе, не пользуясь предварительным рисунком, ибо он считал непреложным, что писать прямо краской, без всяких подготовительных эскизов на бумаге, есть истинный и лучший способ работы, и что это и является истинным рисунком.
Итак, Тициан, увидав технику и манеру Джорджоне, оставил манеру Джованни Беллини, хотя и потратил на нее много времени, и примкнул к Джорджоне; научившись в короткое время так хорошо подражать его вещам, что картины его нередко принимались за произведения Джорджоне. Достигнув большей зрелости в годах, умении и вкусе, Тициан исполнил много фресок, которые нельзя перечислить по порядку, так как они разбросаны были по разным местам и в большинстве своём не сохранились.. Достаточно сказать, что, глядя на них, многие опытные люди уже тогда предсказывали, что из Тициана выйдет прекрасный художник, как это действительно и случилось.
Торжественно-лирическое звучание произведений Джорджоне, новое понимание цвета и, наконец, своеобразная связь между фигурами и пейзажем захватывали молодого Тициана. Его восхищение Джорджоне доходило в ранних произведениях до внешнего подражания, что делает проблематичным различение их работ. Но величие Тициана и его совершенно иной художественный темперамент сберегли его от рабской зависимости.
После смерти Джорджоне в 1510 году Тициан стал его художественным наследником как ученик в самом широком смысле, почитатель и друг. Так как Себастьяно дель Пьомбо[9], который также относился к кругу Джорджоне и в ранние годы продолжал дело мастера, ещё до 1511 года уехал в Рим, победа Тициана была предначертана, ему не нужно было опасаться ещё одного потенциального конкурента. Таким образом Тициан становится самым модным художником Венеции. Вопреки приглашениям папы Льва Х[10] и заманчивым предложениям некоторых итальянских княжеских домов, Тициан остался в Венеции
В 1513 году он сообщил Совету Десяти[11], что желает написать батальную сцену в Большом зале Дворца дожей[12] и попросил о присуждении патента маклера при немецком торговом доме. С этой должностью, которую уже имел Беллини и с которой был связан постоянный годовой пенсион, Тициан перенял определенные обязанности, например, написание портретов дожей и вотивных[13] картин. После первоначального согласия Совет Десяти отменил свое решение, вероятно, не без интриг Беллини и его окружения. Только после смерти Беллини в 1516 году Тициан получил этот патент и стал официальным художником Венецианской республики. Значительная часть возникших в это время портретов и исторических картин погибла после пожара в Палаццо Дукале.