Заказы и чины Тициан получал в эти годы не только от княжеских и императорских домов. По приглашению папы он едет в 1545 году в Рим и в качестве гостя главы римской церкви живет в ватиканском Бельведере[21]. Вазари было поручено познакомить художника из Венеции с Вечным городом. Вазари сообщает о его и Микеланджело[22] посещении Тициана в Бельведере. Здесь они видели его новые работы, среди них - «Данаю» для герцога Оттавио Фарнезе. И хотя оба художника, принадлежавшие к римско-флорентийской школе, устанавливали, по их мнению, многие недостатки в картинах Тициана, но впечатление от колорита «Данаи» было большим. Для семейства Фарнезе Тициан создал портреты, которые относятся к лучшим достижениям в его творчестве в этом жанре. Как и почти одновременные портреты императора они являются свидетельствами нового стиля художника. Парадное портретное изображение приобретает все большую психологическую глубину. За внешним блеском художник разглядел страшную жестокую сущность господствующего класса. Со смелостью, свойственной четвертому десятилетию его творчества, Тициан выражает границы сильных мира сего во времена Ренессанса. Первая встреча с античностью и римским искусством глубоко повлияли на него, об этом пишет почти пятидесятилетний Тициан императору, а позднее - художнику Леоне Леони. Впечатления от поездки в Рим обогатили и вдохновляли его, но не изменяли его стиля.
С 1552 года Тициан снова живет в Венеции. За время его многолетнего отсутствия здесь многое изменилось. На подъеме находилось молодое поколение художников, во главе его - Якопо Тинторетто[23]и Паоло Веронезе[24]. Первый художник города все еще пользоваться большим почетом, но многие интересные заказы получали более молодые. После отречения от престола императора Карла V, его сын, Филипп II Испанский, становится самым влиятельным заказчиком и покровителем Тициана. В последующее время художник пишет для него несколько вариантов темы Венеры и Данаи. Серии мифологических сцен были посланы испанскому королю, известному религиозному фанатику. За четвертым творческим десятилетием, которое истощило внутренние силы художника, вновь следует время расслабленности, как и в тридцатые годы, он посвящает себя главным образом прославлению женской красоты.
После 1560 года на передний план все сильнее выступают религиозные темы. На это повлияли изменившиеся взгляды самого Тициана. С 1556 года Аретино[25] не стало в живых, ему не доставало и многих других друзей его поколения. Многие поклонники его искусства не понимали позднего стиля художника, все громче становились сомнения в его необычной технике. Еще в 1568 году мастерская Тициана работала полным ходом, источники сообщают о серийных поставках картин. Как и в ранние годы, мастерскую покидали повторения и копии, которые в значительной мере зависели от спроса. Среди них были повторения полюбившихся мифологических и религиозных сцен, а также портреты великих людей. Сегодня трудно судить, насколько мастер сам контролировал эти работы, всегда ли он прилагал к ним свою руку.
В 1574 году Тициан привел в порядок свои деловые отношения с испанским двором и позаботился о будущем своего сына Орацио. Вероятно смерть Сансовино, умершего четыре года до этого, заставила осознать его свой собственный возраст. Во время зверствующей в Венеции в 1575/76 годах ужасной эпидемии чумы угасла 27 августа 1576 года жизнь Тициана.
Умер ли он от чумы, как несколько позднее Орацио, его сын, достоверно неизвестно. Он не был похоронен с необходимой в таком случае поспешностью. На следующий день после кончины с торжественной церемонией Тициан был погребен в капелле Распятия в церкви Санта Мария деи Фрари, для которой была предназначена картина «Оплакивание Христа», его последнее незаконченное произведение.
Этапы творчества
Творчество Тициана можно разделить на несколько периодов: за активной фазой всегда следовала пассивная.
Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью, широтой охвата действительности, раскрытием глубоких драматических конфликтов эпохи. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана («Христос и грешница», «Цыганская мадонна») с творчеством Джорджоне. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Картина «Флора» является панегириком[26] женственности. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине «Любовь земная и небесная». Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок («Любовь
земная и небесная», около 1515-1516, «Флора», около 1515,«Динарий кесаря»,1518). В 1516–1518 для церкви Санта Мария деи Фрари. Тициан исполнил алтарный образ Вознесение Богоматери («Ассунта») Богоматерь возносится в небо, окруженная ангельским хором; ее фигура акцентирована простым сопоставлением трех основных цветов. Бурное движение творческой мысли в этот период характеризуют три картины на мифологические темы, которые Тициан написал в 1518–1523 для герцога Альфонсо д'Эсте: «Праздник Венеры»,«Вакханалия», «Вакх и Ариадна». С 1519 по 1526 Тициан работал над Алтарем семейства Пезаро для церкви Санта Мария деи Фрари. Тогда же Тициан написал несколько портретов, спокойных и строгих по композиции, богатых оттенками, тонко психологичных. Портреты Тициана, исполненные в течение 1520-х годов, выглядят более камерными. Обычно в них акцентируются черты личности модели. «Портрет молодого человека с перчаткой» - этот портрет назван так потому, что мы не знаем, кто этот юноша. Рука его с перчаткой уже сама по себе шедевр, бесподобный тициановский «кусок живописи», красота которого как бы еще усиливает значительность, красоту всего образа. Какая покойная и горделивая осанка! От молодости и уверенности в своей силе, в своем праве на счастье. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Картина «Введение Марии во храм» для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Это произведение вызывает в памяти городские виды и изображения венецианских праздников. В 1538 г. Тициан пишет «Венеру Урбинскую».
Этот шедевр, хранящийся во Флоренции, во многом отличается от своего образа, дрезденской «Венеры» Джорджоне: Венера у Тициана не спит, она проснулась. Мы видим влажный взор влюбленной женщины, обещающей счастье. В сравнении с возвышенно-героической атмосферой дрезденской картины действие в «Венере Урбинской» перенесено в роскошный интерьер, интимность звучания которого усиливается введением фигур двух служанок на заднем плане. При взгляде на «Венеру» Тициана пробуждается интерес к личности изображенной, спящая Венера в Дрездене - более богиня, чем желанная женщина. Пронизанное светом помещение, которое с его любовью к деталям предвосхищает интерьеры голландской живописи XVII века, является высшим иллюзионистическим достижением Тициана этого периода творчества. Мягкие сочные тона красного и зеленого связываются различными оттенками с рыжеватыми волосами, желтой диадемой и светлым ложем. Следующий период творчества Тициана связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Конец 1530-х - 1540-е годы - время расцвета портретного искусства Тициана. В эти годы Тициана вновь охватил дух экспериментаторства, стремление расширить технические возможности живописи и достичь более глубокого психологического проникновения в образы своих героев. В творчестве Тициана возникла новая форма картины - парадный портрет. Он использовал при этом не только более старую полуфигурную композицию, но и вводил в картину целую фигуру, что было характерно для немецкой живописи. Совершенно новым было портретное изображение сидящей фигуры. Наряду с этими композициями новое значение в его творчестве приобретает групповой портрет. Несмотря на большое количество портретных заказов, Тициан не становится однообразным. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство («Ипполито Медичи», «Пьетро Аретино». В Портрете Франциска I (1538), в котором художник явно польстил королю, изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. На неоконченном «Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе»представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. В произведениях 40-х годов по сравнению с более сдержанными и уточненными работами предыдущего десятилетия вновь проявляется динамика. Тициан обращается к совершенно новым темам, его стиль становится монументальнее, возрастает стремление к единству колорита. В парижской версии картины «Коронование терновым венцом» он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество. В основе колорита поздних произведений Тициана лежит тончайший красочный хроматизм: цветовая гамма, в целом подчиненная золотистому тону, строится на тонких оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блекло-зеленого.В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем живописном мастерстве, так и в эмоционально-психологическом толковании религиозных и мифологических тем. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами («Даная», «Венера и Адонис», «Венера перед зеркалом»). Манера письма художника становится исключительно свободной, композиция, форма и цвет строятся с помощью смелой пластической лепки, краски