ВВЕДЕНИЕ
Ренессанс (Возрождение) - эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в XIV веке, достигнув пика в XVI веке и оказал значительное влияние на европейскую культуру.
Из многовековой истории развития мировой художественной культуры мной выбрана именно эпоха Возрождения потому, что осознаем мы это или нет, но наш мир и сейчас полон предметов, рожденных энтузиазмом хужожников,музыкантов, скульпторов эпохи Возрождения. Дворцы и храмы, скульптуры и картины, музыкальные произведения: все это, созданое в то далекое время живо и сейчас. А главное, что и в наши дни эти произведения искусства восхищают людей, будят их воображение.
Свой реферат я посвятила жизни и творчеству Тициана потому, что ни один из крупнейших мастеров XVI столетия не мог сравниться с Тицианом в многообразии творческих решений в композициях на религиозные сюжеты, в ярком и оригинальном истолковании мотивов античной мифологии, в поразительно глубокой и разносторонней разработке портретного жанра. Тициана по праву можно назвать величайшим портретистом итальянского Возрождения. Его место в ряду самых первых мастеров итальянского Ренессанса, его положение главы венецианской школы живописи в период ее высшего расцвета, его слава одного из величайших колористов в искусстве живописи — все это неоспоримые факты. Столь же очевидны широкий образный диапазон его искусства, типологическое многообразие его работ, выделявшее его уже среди современников, многоэтапность его длительного творческого пути, позволившего ему пройти через весь XVI век, через два из главнейших этапов ренессансной эпохи — Высокое и Позднее Возрождение. Давно утвердилась репутация Тициана как зачинателя и провозвестника новых жанровых форм и образных мотивов, как автора многих открытий, вошедших в творческий арсенал его современников и живописцев других столетий. Никто из живописцев этой эпохи не прожил столь долгую творческую жизнь, оставаясь до последних лет своей жизни художником полным идей и стремлений. Именно творчество Тициана, как живописца-новатора стало первоосновой исканий и достижений всех крупнейших живописцев последующих столетий.
I. Венеция эпохи Ренессанса
Эпоху Возрождения можно сравнить с пробуждением от сна или с молодостью, когда все воспринимается особенно полно, остро и радостно и мир открывается человеку во всем его ослепительном многообразии.
Пробудившись от долгого сна средневековья и ощутив в себе великую силу молодости, Венеция увидела, что она красавица, и восхитилась своей сияющей красотой.
Дивно синее небо, и дивно синее море. Такого города нет во всем мире. Расположенный на ста восемнадцати островах, разделенных ста шестьюдесятью каналами, через которые переброшено около четырехсот мостов, подлинно вырастает он из водной синевы, так что тонут в дымке, стелющейся над лагуной, очертания его бесчисленных дворцов.Город, разросшийся в целое государство. Это государство - республика. Республика купцов, торгующих чуть ли не со всем миром. Морские просторы открывают перед ней как бы просторы вселенной. Сама открытая для всех ветров, она не замыкается в скорлупу классической латинской культуры, не объявляет «варварами» все другие культуры.
В XV веке многие люди путешествовали в поисках книг, учителей и образования. Путешествия эти отличались целенаправленностью поиска книг древних авторов и новых видов обучения. В школах и университетах эпохи Ренессанса идеи гуманизма[1] отразились на системе образования, полученной в наследство от Средних веков. Гуманисты-просветители обучали учеников не для церкви, научных изысканий или университетского преподавания, а для участия в жизни города и двора.
Великие державы того времени правили посредством магнетического великолепия; власть сосредоточивалась при дворах принцев, королей и императоров. Дворы были средоточием не только правительств и высшего руководства, но также хороших манер и этикета, новейших стилей в литературе, музыке, одежде, архитектуре и живописи.
Правители того времени считали необходимым внешнее оформление титула, посему огромные средства расходовались как на долговечное, так и на сиюминутное. Обычаи и церемонии, которыми отмечен жизненный путь великих мира сего, являлись событиями общественной значимости и зачастую запечатлевались для потомства в преданиях и изображениях, распространяя впоследствии имя и славу их носителя далеко за пределы страны. Запросы монархов и правителей привели к возникновению множества творений, предназначавшихся только для конкретного события. Церемониальные статуи, арки и другие величественные сооружения воздвигались по случаю прибытия королей и дипломатических встреч. На это тратились огромные силы и средства. Чем многолюднее церемония, тем шире ее политическое воздействие. Процессии любого рода: религиозные, гражданские и королевские, являлись демонстрацией единства и порядка, что служило целям окончательного единения общества в непосредственном событии, будь то праздник Тела Христова или посвящение выдающейся личности в рыцари. Одним из главных общественных мест на протяжении всего периода оставалось здание церкви. Искусство эпохи Ренессанса в значительной степени носило религиозный характер. Но, именно религиозная Реформация[2] нанесла страшный удар по процессу Возрождения Литература и искусство были подвергнуты цензурным ограничениям. Епископы должны были поставить преграду на пути проникновения ереси в новое искусство; изображения святых не должны вызывать похотливых мыслей; картины по сюжетам из Священного писания не должны отклоняться от текста писания. Протестанты[3]начали тщательное исследование вопроса о границе между мирским и священным. Но они уже не могли ничего сделать с мировоззрением людей, так как сознание человечества уже изменилось. Большинство населения городов Италии, возможно, 80 или 90 процентов, составляли крестьяне и ремесленники, жившие в крайней нищете. Культурные изменения их совершенно не затронули. Все наши знания о них происходят из поместных архивов или данных о смертности, а не из каких-либо изобразительных источников. При этом существовало множество реальных рабов. К концу XV столетия, когда поездки португальцев в глубь Африканского континента привели к появлению черных рабов, а люди различных рас (татары, греки и др.) покупались у турков, итальянские рынки рабов сделали привычным мелькание экзотических лиц среди домашних слуг.
Наука и технология, в нынешнем понимании, не существовали в эпоху Ренессанса, но изучение гуманистами рукописей воспитало привычку к мышлению, которое сейчас считается научным. Изобретение книгопечатания стало переломным моментом для этого процесса. Книгопечатание в различных формах пропитывало и увековечивало Ренессанс. Возрожденные классические античные рукописи, вновь изданные или переведенные, могли пересекать границы пространства и времени, как никогда раньше. Не только слова рождались в печатной мастерской и воздействовали на глаза и уши читателей и слушателей по всей Европе. Появилась возможность размножить на бумаге любой вид знания и любые достижения. Произведения художников и музыкантов могли теперь достичь зрителей и аудитории посредством репродукций и напечатанных нот. Знание земного шара от родных мест до отдаленных новых земель стало доступным для большего количества людей.
Несмотря на существование старых понятий, гипотез и архаичных методов, эпоха Ренессанса была богата на изобретения. Гидравлические приспособления привели к возможности глубокого бурения и улучшению водоснабжения городов, а также к забавам и затеям с фонтанами и водяными сюрпризами. Больше людей стало пользоваться часами, даже наручными, и привыкать строить распорядок дня не только по солнцу и поре года. Часы, и в большей степени наручные, долгое время оставались предметами роскоши и престижа, являвшимися украшениями или драгоценностями скорее напоказ, чем для практического применения, хотя одно не мешало другому.
И вот, пробудившись вместе со всей Италией от сна, чтобы насладиться всеми чарами земли, Венеция пожелала запечатлеть как можно ярче свое великолепие, которое она ощущала на самой себе, всю свою пышность, роскошь, блеск своих знаменитых празднеств и карнавалов, весь тот незабываемый и неповторимый спектакль, который она являла миру своим бытием. Только светлую сторону жизни пожелала она запечатлеть, чтобы оставить о себе память как о саде радости и наслаждения.
Так родилась венецианская живопись.
II. Живопись Венеции
Живопись Венеции основана на чувственном восприятии мира. Непосредственность играет в ней большую роль, чем классическая традиция. Не столько архитектурность и геометрическая точность композиции, сколько глубокая внутренняя музыкальность отличает картины венецианских мастеров. И потому их колорит бурлит, каждый цвет приобретает на полотне желаемой силы звучание в перекличке с соседними цветами. Они создали цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, наполнили традиционные религиозные сюжеты земным содержанием. Реалистическое изображение человека стало главной целью художников Раннего Возрождения. Одной из главных тем живописных произведений Ренессанса были трагическая непримиримость конфликтов, борьба и гибель героя. Расширяющееся принятие наготы вследствие широкого изучения классической скульптуры стало основным достижением искусства эпохи Ренессанса. Произошедшие по всему миру события ускорили осознание разнообразия человеческих рас. Мастера пера и кисти средневековья были чужды ложной стыдливости, теперь обнаженное человеческое тело могло рассматриваться без стеснения. Языческая мифология изображалась с большей эмоциональной свободой. Если яркость и глубина цвета усиливалась масляными красками, то применение холста вместо досок облегчило создание и перемещение больших картин. Влияние живописи усиливалось также и распространением печати. Ксилография[4] и офорты[5] приносили известность художникам и их работам далеко за пределами их родных мест. Именно таким образом работы Рафаэля, Микеланджело, Тициана и многих других художников стали известны в Европе, а коллекции репродукций отдельных авторов или школ позволили образам и мотивам Ренессанса проникнуть в другие виды искусства. И все это обогащало словарь образов и создавало точки соприкосновения с последующими поколениями.