Былые гонения христианства римским государством в начале VI в. сменились активной поддержкой этой новой религии. Император Константин (ок. 285-337) своим эдиктом от 324 г. положил начало превращению христианства в государственную религию Римской империи. Через год, в 325г., под его председательством собрался в г. Никее первый вселенский собор христианских церквей (См. Гл. "Никейский собор), сыгравший важную роль в утверждении христианского вероучения.
Обращение рабов и неимущих в христианство приводило к столкновению с государственными властями, порождало многочисленные преследования и гонения. Все это вместе взятое позволяет говорить о том, что социальная ориентация раннего христианства, выполняющего нередко роль политической оппозиции, рассматривалась как определенная угроза государственной структуре. Поэтому власти принимали меры по защите строя и его идеологии. По мере распространения христианства и роста оппозиционных настроений религиозная нетерпимость в отношении христиан принимала все большие масштабы.
5. Христианская община Изменение социального состава общин определило и эволюцию их
социальной направленности. Наблюдается все больший отход от прежних демократических тенденций, все настойчивее становится стремление к союзу с императорской властью.
Императорская власть, в свою очередь, ощущала острую необходимость дополнить мировую империю мировой религией. Попытки превратить в таковую одну из национальных религий, в частности римскую, успеха не имели. Нужна была новая религия, понятная всем народам империи.
. По мере роста христианского космополитизма и формирования основных догматических представлений усилился процесс отхода от иудаизма и разрыва с ним. К концу I - началу II в., в особенности после поражения еврейских восстаний против Рима и обособления Иудейства, этот разрыв, очевидно, оформился окончательно.
.Положение христиан было трудно, потому что римские правители во времена империи очень подозрительно относились ко всяким союзам и обществам, даже самым невинным. Они боялись, что может завестись заговор и измена.
2.5. Отношение государства к Церкви.
Если выше мы рассмотрели отношение церкви к государству, то сейчас рассмотрим, каково же было, наоборот, отношение общества и государства к Церкви в первый век ее существования. Очевидно, что к середине 1 века власти научились различать христиан от иудеев. Это различие указывает как на увеличение общины, так и на то, что власти стали подозрительно относиться к секте христиан. По мнению некоторых ученых преследовались христиане (на первом этапе) не за идеи, а за якобы совершенные ими поджоги Рима. С этой точки зрения можно сделать вывод, что власти не осознавали еще в полной мере всей опасности христиан для империи. По мнению других, христианство рассматривалось властями как
-7-
оппозиционное государственной власти, императору движение. Так или иначе гонения на христиан имели место на протяжении довольного большого отрезка времени. Космополитизм раннего христианства, эгалитаризм, неприятие божественного императора, обращение к униженным и угнетенным(соц. сущность, см. главу “Демократия духа”), по мысли правящей верхушки представляли определенную идеологическую опасность, что и повлекло за собой политику запретов и гонений. Античный ум, оставаясь самим собой не мог иначе реагировать на это новое учение, явно шедшее наперекор всему тому, чем жила античность (например, вместо службы государству и обществу- мечту о Небесном Царстве).
Более того в коммунистической “организации” общины они видели источник анархизма, к которому чувствовали неприязнь и ненависть. Они слишком презирали эту пролетарскую религию. Поэтому позже, уже в 4 веке, когда христианство стало господствующей религией, последовательные язычники оставались при том же презрительном отношении к христианству.
Определенный интерес представляют в этом плане “Письма Плиния Младшего” императору Трояну. Автор писем, расследуя деятельность христиан, отмечает, что ”не обнаружил ничего, кроме безмерного уродливого суеверия ”.*
1. Библия.
2. Виппер Р.Ю. Очерки по истории Римской империи (окончание). Рим и раннее христианство. Избранные сочинения в 2т. Т.2. – Ростов-на-Дону: Феникс. 1995. – 478с.
3. Гегель Г.В.Ф. Жизнь Иисуса // Гегель Г.В.Ф. Философия религии: в 2т. Т.1. – М.: Мысль, 1976. С.35-101.
4. Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана): пер. с итал. – М.: Политиздат, 1979. - 341с.
5. Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства. - М.: Школа-Пресс, 1996. – 461с.
6. Каутский К. Происхождение христианства: пер. с нем. – М.: Политиздат, 1990. – 463с.
7. Косидовский З. Сказания евангелистов. М.: Политиздат, 1977. – 262с.
8. Крывелев И.А. История религий. Очерки в двух томах. Т.1. М.: Мысль,1975 – 415с.
9. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. – Л.: Лениздат, 1988. – 334с.
10.Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. – М.: 1994. – 398с.
11. Неоспоримые свидетельства: (Исторические свидетельства, факты, документы христианства) /Сост. Д.Макдауэлл. – М.: СП ”Соваминко“. 1992. - 147с.
12. Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. (История первых веков христианства) – С-Петербург: Терра, 1991. – 348с.
13. Ранович А.Б, Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. – М.: Политиздат, 1990. – 477с.
14. Ренан Э. Жизнь Иисуса. М.: Прометей, 1990. – 328с.
15. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М.: Политиздат. 1989. – 335с.
16. Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. – М.: Политиздат, 1981. – 288с.
17. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1964. -559с.
18. Хроника человечества / Сост. Бодо Харенберг. – М.: “Большая энциклопедия”, 1996. - 1198с.
19. Штраус Д.Ф. Жизнь Иисуса: Пер. с нем. – М.: Республика, 1992. – 147с.
20. Энгельс Ф. О первоначальном христианстве. – М.: Полтитиздат. 1990. – 47с.
21.
1. Евангелие
2. Ф. Энгельс. О первоначальном христианстве. М.: изд. полит. лит., 1990.
3. История религии. М.: центр “Руник”, 1991.
4. К. Каутский. Происхождение христианства. М.: изд. полит. лит., 1990.
5. А. Б. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. Политиздат. 1990.
6. В. В. Клочков. Религия, государство, право. М.: Мысль. 1978.
7. В. Н. Савельев. Свобода совести: история и теория. М.: Высшая школа. 1991.
8. Б. Рассел. Почему я не христианин. М, Политиздат 1978.
9. И. Д. Амусин. Рукописи мертвого моря. М.: изд. АН СССР, 1960
10. Научный атеизм. Учебн. пособ. под ред. М. П. Мчедлова М.: Политиздат, 1988.
11. И. С. Свенцицкая. Раннее христианство: страницы истории.
12. История политических учений под ред. Нерсесянца. М.: Инфра×М-Кодекс., 1995.
13. Плиний Младший. Письма М. 1989.
14. Н.Н. Азаркин История политических учений. М.: Юрист, 1994.
[1] Цит. по: Косидовский З. Сказания евангелистов. – М.,1977. С.10.
[2] Там же, С.12.
[3] Там же, С.13.
[4] Цит. по: Каутский К. Происхождение христианства. – М., 1990. С.35-36.
[5] Там же, С.36.
[6] Цит. по: Каутский К. Происхождение христианства. С.46.
[7] История политических учений. Под ред. Нерсесянца, С. 20
[8] Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М., 1989. С.50.
[9] Там же, С.76
[10] Там же.
[11] Амусин И.Д. Рукописи мертвого моря. – М., 1960. С.162
[12] Там же, С.225
[13] Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство// О первоначальном христианстве. –М., 1990. С.4
[14] Там же, С.9
[15] Там же.
[16] Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1987. С 168
[17] Каутский К. Происхождение христианства. С.312