Смекни!
smekni.com

Возрождение московских храмов (стр. 1 из 2)

Общеобразовательная школа №1940, г. Зеленоград

РЕФЕРАТ

Тема:“Возрождение московских храмов”.

Выполнила: Черминская Алёна, 11А класс.

Проверила: Аскерова Л. В.

Содержание:

1. Введение………………………………………………………….3

2. Основная часть……………………………………………….......4-9

3. Заключение…………………………………………………….....10

4. Список литературы………………………………………………11

В истории русской культуры XVII век занимает особое место. Современники называли его “буншатным” – и не только из-за народных войн и бунтов, широкой волной прокатившихся по Руси. Именно в это время начался глубокий, затрагивавший все сферы русской жизни перелом: в недрах средневековой культуры, основанной на религиозном мировоззрении, зарождалась новая светская культура. Этот период отмечен возникновением театра, книжной поэзии и, одновременно, расцветом и обновлениемтрадиционных видов литературы, изобразительного искусства, архитектуры.

Последние десятилетия XVII века поражают небывалым размахом церковного строительства. Всё чаще храмы возводились по заказу частных лиц – бояр, богатых купцов, для которых подобное строительство было средством утверждения своего величия. Особым великолепием и нарядностью отличались церкви, выстроенные в стиле “нарышкинского барокко”, получившего название по фамилии заказчиков многих храмов в этом стиле, - Нарышкиных. Архитектура “нарышкинского барокко” явилась завершением долгих исканий древнерусских зодчих. Классическим памятником этого стиля называют церковь Покрова Богородицы “что в Филях”.

В древнем селе Фили Нарышкин отстраивает новые хоромы, разбивает обширный парк с прудами. На месте ветхой деревянной церкви (1619) он возводит величественный каменный храм. В первом этаже – подклете – устраивается зимняя (отапливаемая) церковь Покрова Богородицы, сохранившая название деревянной церкви, а над ней, в основном помещении, - цековь Спаса Нерукотворного. (Посвящение храма Спаса Нерукотворному связывается с тем, что по преданию во время стрелецкого бунта 1682 года, когда пострадали многие сторонники Нарышкиных, Лев Кириллович, спрятавшись в покоях царицы, молился перед образом Спаса Нерукотворного, милости которого и приписывал впоследствии своё избавление от смерти).

Точные годы строительства церкви неизвестны. Но на сохранившихся лампадах, изготовленных специально для нового храма, удалось прочесть дату – 1694 год. Следовательно, не позднее этого года он и был возведён. На строительство церкви Лев Кириллович не раз получал деньги из казны. Пётр Первый на украшение храма пожаловал крупную для того времени сумму – четыреста червонцев(Лев Кириллович являлся родным дядей Петру I). В знак близости хозяина поместья к царскому дому центральная и западная главы храма украшены короной и двуглавым орлом – символами русского самодержавия.

Торжественно высится на берегу Москвы-реки сказочно-нарядная церковь Покрова Богородицы. Легко возносится к небу центральный купол, поддерживаемый восьмигранным барабаном и восьмериком-колокольней. За ним тянутся купола, венчающие алтарь и притворы. Четверик с примыкающими к нему притворами поставлен как на пьедестал на высокий подклет, окруженный галереей-гульбищем. Мерный горизонтальный ритм арок галереи с широко раскинувшимся лестницами (первоначально каждая из них имела один сход) подчеркивает эффект движения архитектурных объемов вверх. Чёткость и ритмичность этого движения определяется ярусным построением храма. Каждый ярус как ступенька увлекает взгляд зрителя вверх, очаровывая всё новыми архитектурными формами, деталями отделки, пока, наконец, взгляд не останавливается на центральном куполе с редким по красоте ажурном крестом.

Неизвестный мастер использовал в своём творении многие вполне традиционные архитектурные идеи и каноны. Церковь Покрова Богородицы принадлежит к известному на Руси архитектурному типу “восьмерик на четверике”, который стал особенно популярен в культовом каменном зодчестве конца семнадцатого века, и прежде всего в “нарышкинском барокко”. Храм увенчан пятью главами, окружен галереей, объединен с колокольней в единое целое (древний тип храма “иже под колоколы”). Но все эти привычные мотивы объединены в церкви Покрова Богородицы совершенно по-новому. Сложная многообъёмная композиция с подчеркнутой вертикальной осью привлекает цельностью и живописностью. Зодчему удалось создать архитектурный образ, чрезвычайно динамичный, полный радостной устремленности ввысь. Перед нами храм-монумент, торжественный памятник новому мироощущению, жизнеутверждающему, парадному, пронизанному светским духом.

Особая роль в создании художественного образа церкви отводилась белому камню. На красном кирпичном фоне стен драгоценным узорочьем смотрятся белокаменные резные детали. Мастера-белокаменщики щедро украсили храм белоснежными треугольниками-фронтончиками, ажурными поясами гребней, затейливыми наличниками, стройными колонками.

Центричность архитектурного построения храма, заложенная в самом плане, потребовала одинакового оформления всех фасадов. Поэтому изменение декоративных мотивов идёт только по вертикали: всё более изощрённым становится рисунок наличников, облегчаются пропорции колонок, резьба становится более плоской. Резные белокаменные парапеты маскируют переход от одного яруса к другому, скрывая логику архитектурной конструкции. Стена приобретает характер тонкой перегородки, заключённой в раму из колонок и карнизов. Массивный храм кажется чрезвычайно лёгким, пронизанным воздухом и светом. В архитектуре храма зодчие и художники пользовали различные иностранные иллюстрированные издания – архитектурные альбомы, гравюры и т. д. Неудивительно, что элементы архитектурного барокко отчётливо ощущаются в декоративном оформлении храма Покрова Богородицы, в его объёмно-пространственной композиции. Но нужно подчеркнуть, что всё новое, “иноземное”, творчески перерабатывалось русскими мастерами в соответствии с национальными вкусами и традициями. На Руси барокко служило своего рода стимулом развития новой светской культуры. Нарядность, парадная торжественность, введение элементов ордера придают церковной архитектуре этого периода всё более мирской характер.

Эффектные белокаменные лестницы ведут в верхний храм Спаса Нерукотворного. Их неторопливый ритм подготавливает, настраивает к восприятию “чуда” – интерьера храма, который отличался особым великолепием. Мягкий, приглушённый зеленоватым стеклом витражей свет из больших окон заливает храм резные обрамления арок, богатые киоты триптихов, на роскошной царской ложе, связывают все детали убранства в единое целое. Золото резьбы на чёрном лаковом фоне приобретало необыкновенную светоносность. Паникадило со множеством свечей, висевшее на серебряной цели, дорогие ткани – сукно, бархат – украшали храм. Белые с тонким синим рисунком израсуцы, покрывавшие широкие подоконники притворов. Композиция “Новозаветная Троица” на своде церкви завершала ансамбль. В этом разнообразии декоративных мотивов, деталей, цвета главенствовал великолепный девятиярусный иконостас, являющийся смысловым центром храмового интерьера, подчиняющий себе весь ансамбль.

Иконостас заполняет собой всю восточную стену, отделяя центральное помещение от алтаря. Членения иконостаса соответствуют двухъярусному построению внутреннего пространства церкви. Благодаря тому, что в богатом резном убранстве церкви использованы те же мотивы, что и в самом иконостасе, кажется, иконостас как бы разрастается на глазах, теряя четкие контуры. Местный (нижний) ряд находит своё продолжение в боковых киотах, праздничный – в иконах с пышными резными рамами, расположенными над киотами. Резное обрамление проходных арок и формой своей и характером декоративного оформления – рядом стилизованных листьев – перекликается с царскими вратами иконостаса. Форма арки приобретает в интерьере церкви значение своего рода лейтмотива, который, повторяясь бесчисленное количество раз, варьируясь, помогает объединить все элементы ансамбля. Над проходными арками расположены трёхчастные киоты и царская ложа, которая выделяется красотой своего декоративного убранства. Это настоящее архитектурное сооружение, напоминающее миниатюрный храмик. Над трёхгранной ложей устроен высокий шатер, над ним небольшой, также трёхгранный балкончик, увенчанный царской короной, поставленной на маленький барабан. Каждая грань ложи и балкончика завершается разными фронтонами и картушами, дополняющими сходство царской ложи с верхней частью самого храма. Снизу ложу поддерживает целый пучок великолепных кронштейнов. Подчёркивая их декоративную роль, мастер подвешивает в том месте, где сходятся все кронштейны, виноградную гроздь. Прекрасно гармонировали со сказочным характером ложи затейливая и яркая роспись под “павлиний глаз” и дорогие ткани, первоначально украшавшие её. Помещённая против иконостаса на западной стене, где в древнерусских храмах располагались хоры (место для княжеской семьи), ложа предназначалась для владельца поместья и его царственных гостей. Идея такого отделения княжеской семьи от общей массы верующих не нова, но здесь она получает особое звучание. В царских ложах нарышкинских церквей реальное лицо феодала получало такое же обрамление, что и пики святых на иконах (те же сияющие золотом виноградные грозди, витые колонки, картуши), одно как бы уподоблялось другому. Этому впечатлению способствовали и “световидные” полновесные фигуры святых и богатое узорочье их одежд, напоминавших царские. Определённые ассоциации вызывала и икона “Царь Царём”, заменившая традиционный средник деисусного ряда “Спас в Силах” и получившая во второй половине XVIIвека очень широкое распространение. На этой иконе Христос и Богородица представлены в роскошных царских облачениях. Популярность такого варианта деисусного ряда связывалась с развитием на Руси абсолютизма. Не случайно, что в это время привлекательной темой для придворных идеологов становится сопоставление образа царя земного и царя небесного: