Смекни!
smekni.com

Высокое Возрождение Италии XVI века (стр. 2 из 5)

В Милане была создана «Тайная вечеря» (1495- 1497. Трапезная монастыря Санта Мария делла Грацие). Техника фрески, требовавшая быстрого без поправок исполнения, не устраивала Леонардо. Он экспериментировал с составом красок и грунта. Это предрешило трагическую судьбу произведения- грунт не держал краску и она стала осыпаться- что обнаружил уже сам художник. Позднее монахи пробили двери из трапезной в кухню как раз под центром картины. Этим была уничтожена её нижняя часть и расшатана стена, что усилило осыпание красочного слоя, кухонные пары, оседая на поверхности картины, форсировали её разрушение. Последовавшие за тем грубые реставрации значительно исказили подлинник. В 1943 году во время бомбардировки Милана взрывной волной от упавшей во дворе монастыря бомбы трапезная была разрушена. Стена с «Тайной вечерей» уцелела. В 1946 году здание восстановили, а в 1954 году специалисты, используя новейшие средства, удачно реставрировали картину, убрали поздние записи, выявили и закрепили краски, нанесённые рукой Леонардо да Винчи.

Художники раннего Возрождения в композиции «Тайной вечери» изображали обычно ряд сидящих за столом, несвязанных между собой фигур в однообразно повторяющихся позах. Иуду выделяли, помещая отдельно, по другую сторону стола. Леонардо развернул драматический рассказ о людях, потрясённых известием о том, что в их среде скрывается предатель. Христос произнёс: «Один из вас предаст меня» и, беспомощно опустив руки на стол, умолк. Эти слова вызывают бурную реакцию окружающих, причём каждый выражает свои чувства сообразно характеру и темпераменту. Леонардо поместил предателя в группе любимых учеников как олицетворение измены, нередко скрывающейся в кругу друзей. Тёмный профиль Иуды резко выделяется среди остальных лиц, освещённых ровным дневным светом. Сжав в руке кошель с деньгами, он со страхом ждёт, что будет назван по имени. «Душа, -говорил Леонардо, -должна бать выражена через жесты и движения…» Вместе с тем это была живопись, проверенная математикой. С геометрической точностью намечен центр композиции -фигура Христа, выделенная и просветом расположенного сзади окна, и тем, что все перспективные линии сходятся в одной точке- над его головой; симметрично, по шесть с каждой стороны, расположены ученики, эти шесть в свою очередь сгруппированы по трое.

Настоятель монастыря, где создавалась «Тайная вечеря», пришел к Моро с жалобой на Леонардо по поводу того, что тот работает слишком медленно. Приору казалось странным видеть, что Леонардо часами стоит перед картиною, погружённый в размышления, в то время как ему хотелось, чтобы художник работал, не выпуская кисти из рук, подобно тому как трудится в саду работник. Вызванный к Моро для объяснений Леонардо остроумно ответил, что его задерживает отсутствие модели для головы Иуды, но в конце концов он готов написать её с головы приора. После этого приор оставил художника в покое, а тот вскоре закончил голову Иуды, которая была «истинным воплощением предательства и бесчеловечности». Этот рассказ Вазари приоткрывает завесу над творческим методом великого мастера.

В октябре 1499 года войска французского короля Людовика XII вошли в Милан. Моро бежал. В декабре Леонардо покинул город, занятый неприятелями.

Потекли годы скитаний. В 1503- 1506 годах Леонардо опять во Флоренции. Здесь была создана «Джоконда» (ок. 1503 г. Лувр, Париж)– первый в истории западноевропейского искусства психологический портрет. Изображение жены флорентийского горожанина Моны Лизы Джоконды предельно просто и лаконично. Художник поставил перед собой сложную задачу- при полной внешней неподвижности модели передать движение её души. Спокойная поза и простой наряд Моны Лизы фиксирует внимание зрителя на её лице. В нём нет ни красоты, ни молодости, но оно как зеркало отражает почти неуловимо сменяющиеся оттенки мыслей, чувств и ощущений. В этом и заключается притягательная сила творения Леонардо. По- леонардовски выразительные руки, как будто плавно струящиеся из рукавов платья, дополняют характеристику лица. Портреты раннего Возрождения чаще всего были погрудными; Леонардо создал поясной портрет, использовав руки как дополнительное средство характеристики модели. Эта проблема занимала его ещё в миланский период, когда им был написан «Портрет дамы с горностаем» (Национальный музей, Краков), на котором, как предполагают, изображена Цецилия Галлерани, возлюбленная герцога Моро. В этом портрете запоминается лицо, замечательное своей тонкой умной красотой, и узкая рука молодой женщины, держащая грациозного зверька. В портрете «Джоконды» художник пошёл дальше и, раскрыв духовный облик модели, предвосхитил задачу, решённую лишь искусством XVII века.

В это же время Леонардо работает над стенной росписью (1503- 1506) большого зала в палаццо Веккио, резиденции правительства Флорентийской республики. Другую стену было поручено расписать Микеланджело. Оба начали с подготовки картонов. Леонардо изобразил битву при Ангиарии 1440 года между флорентийцами и миланцами; Микеланджело избрал темой победу флорентийских войск над пизанцами при Кашине в 1364 году. Ни та, ни другая работа не были выполнены, погибли и картоны. Гравюра XVII века воспроизводит деталь «Битвы при Ангиарии»- сцену борьбы за знамя, вокруг которого бьются охваченные неистовой яростью всадники. Искажённые злобою лица воинов, кони, грызущие друг друга, клинки мечей, занесённые над головами, хаос, дикость, озверение- таким показал лицо войны Леонардо. Заказчики были смущены, им хотелось иметь произведение искусства, пробуждающее чувство доблести, а не отвращения, и пальма первенства была отдана Микеланджело, который запечатлел момент, предшествующий бою- воины купаются в реке Арно и, услышав сигнал тревоги, спешат привести себя в боевую готовность.

Во Флоренции Леонардо занимался техническими изобретениями, в частности, конструированием летательного аппарата. Таинственная запись в трактате о полёте птиц позволяет предполагать, что он был близок к осуществлению своей мечты.

В наши дни туристам показывают в окрестностях Флоренции, близ городка Фьезоле, холм Монте Чечеро (чечеро- по- итальянски значит лебедь), где якобы испытывал свой аппарат Леонардо.

В 1506- 1513 годах художник опять в Милане. Здесь он работает над памятником маршалу французских войск Тривульцио (не был осуществлён) и создаёт свои последние картины «Святая Анна» и «Иоанн Креститель» (1508- 1512. Лувр, Париж).

В 1513 году он отправляется в Рим, где в ту пору велось большое строительство и, казалось, можно было найти применение своим творческим замыслам. Получив заказ от папы Льва X, он тотчас принимается готовить особого состава лак для будущей картины, что вызвало саркастическое замечание попы: «Увы, никогда ничего не сделает тот, кто начинает думать о конце работы, ещё не начав её».

Стареющий художник едет в Милан и принимает приглашение поступить на службу к французскому королю Франциску I.

Осенью 1516 года Леонардо да Винчи покинул пределы Италии и в сопровождении своего любимого ученика Франческо Мельци и верного Баттисты Виллансиса отправился в далёкий путь. В мае 1517 года они прибыли во Францию в одну из королевских резиденций- замок Клу близ Амбуаза. Французское общество восторженно встретило замечательного художника. Он получил звание первого живописца короля, ему подражали в манере одеваться, вести себя в обществе, от него ждали шедевров. Но, оторванный от родной почвы, преждевременно состарившийся физически и внутренне опустошённый, он не мог найти в себе сил для творческой работы. «Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниёт или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет», «лучше быть лишённым движения, чем устать приносить пользу», «лучше смерть, чем усталость»,- писал он когда- то. Смерть приближалась- 19 апреля 1519 года тяжело больной, он составил завещание, в котором предусмотрел во всех деталях ритуал похорон и распределил своё имущество между близкими. 2 мая 1519 года Леонардо умер на руках у Мельци в замке Клу.

Рафаэль Санти родился 28 марта 1483 года в городке Урбино, столице небольшого герцогства.

Отец Рафаэля - Джованни Санти, придворный художник урбинского герцога, мецената Гвидубальдо Монтефельтро, был первым учителем своего сына. Восьми лет Рафаэль потерял мать, одиннадцати- отца, и заботы о нём взяла на себя жена герцога Елизавета Гонзага.