Среди многих работ, выполненных на протяжении 1500 – 1505 годов, особое место занимает «Мадонна Дони» (Уффици, Флоренция) – единственная сохранившаяся станковая картина Микеланджело. Это произведение, где фигуры Мадонны, Иосифа и младенца Христа переданы с пластической чёткостью (чувствуется рука скульптора, а не живописца), а в построении группы достигнута необыкновенная компактность, что, видимо, явилось своеобразным ответом на картон Леонардо да Винчи «Святая Анна» (выставленный для обозрения флорентийцев в 1501 году), в котором мастерство композиции сочеталось с леонардовской мягкостью живописной манеры.
Соперничество двух великих мастеров со временем приобретало всё более обострённый характер благодаря пылкому нраву Микеланджело и достигло своего апогея в период работы над росписями в палаццо Веккио. Росписи не были выполнены. Микеланджеловский картон «Битва при Кашине» бесследно исчез.
Папа Юлий II, занявший престол св. Петра в 1503 году, лелеял мысль объединить Италию под властью пап и развернул энергичную перестройку Рима как будущей столицы своей державы. Архитектор Браманте реконструирует Ватикан и, разрушив старую базилику, начинает возводить на её месте собор св. Петра, который роскошью отделки и размерами должен был превзойти все церкви мира. В 1508 году из Флоренции был вызван Микеланджело – папа приказал ему расписать потолок Сикстинской капеллы. За четыре года без чьей- либо помощи Микеланджело собственноручно покрыл росписью поверхность площадью свыше пятисот кв. метров! В средней части плафона он поместил девять композиций на сюжеты библейских мифов – «Отделение света от тьмы», «Сотворение солнца и луны» и т.д. Вокруг расположил фигуры сидящих на тронах пророках и сивилл. Оставшиеся свободными поля также заполнил изображениями человеческих фигур.
Композиция плафона – гимн человеку. Нет ничего мистического ни в образе бога, ни в образах сивилл и пророков или других персонажей библейских легенд. Здесь созидают, действуют, страдают, размышляют люди, но люди героического плана.
Много лет спустя Микеланджело написал на алтарной стене капеллы фреску «Страшный суд» (1534/35 - 1541). По сравнению с лёгкими светлыми тонами росписей плафона, «Страшный суд» кажется тёмным. На огромной поверхности в 200 кв. метров как бы охваченные зловещим вихрем движутся бесчисленные обнажённые фигуры грешников и праведников. Художник дал свою трактовку образа Христа: не благостный спаситель, а грозный судия, он единым мановением руки обрекает всё человечество на тяжкие страдания. Микеланджело как бы призывает высший суд покарать «сильных мира сего», пожинающих лавры на земле, в то время как отечество переживает дни позора и разорения.
Над гробницей Юлия II (церковь Сан Пьетро ин Винколи, Рим) скульптор работал долгие годы. История этого памятника – трагедия жизни художника, который, затратив массу творческих сил и труда, так и не увидел воплощение своего подлинного замысла. Отказавшись от распространённого тогда типа надгробия в виде саркофага с возлежащей на нём фигурою умершего, Микеланджело создал сложный скульптурно- архитектурный комплекс и таким образом дал новое решение памятника такого рода. Проект по прихоти заказчиков менялся несколько раз. Знаменитые теперь статуи рабов вообще не вошли в окончательный вариант гробницы («Связанный раб» и «Умирающий раб» - в Лувре; «Молодой раб», «Атлант», «Бородатый раб», «Пробуждающийся раб» - в музее Академии во Флоренции). Скульптура, расположенная во втором ярусе, была исполнена учениками Микеланджело, им же принадлежит малоудачное окончательное оформление памятника. Его художественное воздействие определяется только одной статуей Моисея (1513 – 1516), чей образ исполнен огромного внутреннего пафоса. Библейский пророк изображён в тот момент, когда, спустившись с горы Синай, он увидел, что народ отлил золотого тельца и поклоняется этому идолу. Сдержанный гнев Моисея передаёт и движения могучей фигуры, и выражение красивого властного лица, в котором есть что- то жестокое. Он пристально смотрит вдаль, готовый устремится туда, где творится неправое дело. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы убедиться в подчинённой роли сюжета. «Моисей» был создан после флорентийского «Давида», и в нём образ борца обогащается новыми чертами. Его определяют прежде всего мудрость и властная сила. Не без оснований предполагают, что «Моисей» - воплощение мечты о герое, человеке, способном возглавить дело объединения раздробленной Италии, отстоять её национальную независимость.
Между тем над Италией сгущались тучи. 7 мая 1527 года войска императора Карла V вступили в Рим, город был разграблен, тысячи жителей убиты. В памяти итальянцев день 7 мая остался днём величайшего национального бедствия. Флорентийцы изгнали Медичи и восстановили республику. Папа Климент VII из рода Медичи заключил союз с врагом с тем, чтобы вернуть власть своим родственникам. Художник и патриот Микеланджело возглавил работы по сооружению городских укреплений. Флоренция выдержала тяжёлую одиннадцатимесячную осаду, но не смогла устоять против объединённых сил императорских и папских войск. 12 августа 1530 года город пал. Такова была политическая обстановка, когда Микеланджело завершил величайший труд в своей жизни – капеллу Медичи, этот реквием Флорентийской республике.
Работа велась с перерывами с 1520 по 1534 год. Усыпальница Медичи во флорентийской церкви Сан Лоренцо представляет собой перекрытое куполом небольшое помещение. Рассеянный свет освещает белые, холодного голубоватого оттенка плоскости стен в траурном обрамлении из сине- зелёного, почти чёрного камня. Архитектура торжественная и печальная создаёт определённый эмоциональный фон для скульптур усыпальницы.
Парную гробницу Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано украшают три статуи – «Мадонна с младенцем» работы самого Микеланджело и фигуры святых, выполненные по его моделям. Образ мадонны потрясает глубиной выраженного в ней чувства. Опущенные плечи, наклон головы, и даже ребёнок, тянущийся к груди матери, не может вывести её из состояния оцепенения. Две другие стены занимают надгробия Джулиано, герцога Немурского, и Лоренцо, герцога Урбинского, - первых из рода Медичи, удостоенных герцогских титулов. Герцоги, облачённые в античные доспехи, подобно полководцам древности, восседают на триумфальных колесницах. Джулиано держит в руках жезл, его фигура полна жизни. Лоренцо изображён опирающимся на шкатулку в усталой меланхолической позе, как будто погружённый в раздумье.
Перед нишами стоят саркофаги. На их покатых крышках возлежат фигуры «Суток». Эти аллегорические фигуры должны были символизировать всепоглощающее время быстротечной жизни. Образы, созданные Микеланджело, исполнены скорби и тревоги. Беспокойно всматриваясь вдаль, бодрствует «День», в тоскливом покое застыл «Вечер», в страданиях пробуждается «Утро», тяжёлым сном забылась «Ночь». В сонете от имени «Ночи» Микеланджело выразил своё отношение к окружающей его действительности:
Отрадно спать, отрадней камнем быть,
О, в этот век, преступный и постыдный,
Не жить, не чувствовать – удел завидный.
Прошу, молчи, не смей меня будить.
В 1534 году Микеланджело навсегда покинул Флоренцию. Дальнейшая деятельность его протекала в Риме. Здесь он завершает надгробие Юлия II, пишет «Страшный суд», расписывает в Ватикане Паолинскую капеллу и последние двадцать лет своей жизни ведает большим комплексом архитектурных работ. В 1546 году он приступил к реконструкции расположенного в центре Рима Капитолийского холма, создав парадную площадь, обрамлённую тремя фасадами зданий, в центре установил античную конную статую Марка Аврелия и оформил вход в виде широкой беломраморной лестницы. Капитолий по сей день принадлежит к самым красивым архитектурным ансамблям Рима. Одновременно художник возглавлял строительство собора св. Петра и возвёл купол, законченный уже после его смерти. Плавно возносящийся на высоту 132, 5 метра купол собора виден почти со всех точек города.
В последние годы жизни были созданы три группы «Оплакивания» («Пьета» в Соборе Санта Мариа дель Фьоре, Флоренция; «Палестринская пьета» - Академия, Флоренция и «Пьета Ронданини», Замок- музей, Милан). В них кризис мировоззрения Микеланджело, связанный с общим кризисом культуры Возрождения, сказался в безысходно трагической трактовке темы и в разрушении гармонической формы. Над «Пьетой Ронданини», которая изображает мать, поддерживающую бездыханное тело сына, скульптор работал буквально до последнего дня своей жизни.
Микеланджело умер в своей мастерской 18 февраля 1564 года восьмидесяти девяти лет отроду. Папа хотел похоронить великого скульптора в соборе св. Петра. Но племянник Микеланджело тайком вывез его из Рима под видом тюка товаров и переправил во Флоренцию, где оно было торжественно погребено в церкви Санта Кроче – усыпальнице великих людей Флоренции.
Эпоха Высокого Возрождения имела огромное значение для дальнейшего развития и подъёма культуры и искусств. Удивительные творения мастеров того времени продолжают вызывать восхищение и по сей день.
Библиография:
1) Л.М. Баткин. Леонардо да Винчи, М.: искусство, 1990 г.
2) Н.А. Дмитриева. Краткая история искусств, том 1, М.: искусство, 1996 г.
3) История зарубежного искусства, М.: изобразительное искусство, 1980 г.
4) 50 биографий мастеров западно- европейского искусства. Л.: советский художник, 1962 г.