В средней полосе России в костюмах ряженых преобладали бытовые маски. И по времени возникновения, и по своим функциям маски бытовой группы отличались разнообразием. Эта группа включала одновременно и религиозно-магические образы и персонажи социально-психологического характера.
В состав традиционных святочных персонажей входили такие типы ряженых, как: “старик”, “старуха”, “баба”, “мужик”, “старуха с брюхом” и другие связанные с культом плодородия и деторождения. Облачения в маски- “хари” не только скрывающие лица и изменявшие обычный вид людей , но и сочетавшие 2 типа в 1 - умирающее и рождающее начало , отразило народную символику земного плодородия, изобилия, которая особенно свойственна новогодней обрядности. Ту же тему брака, продолжения рода, магического возрождения природы, развивали инсценировки и игры ( “кудеса “) ряженых: - “ свадьба “, “свадебная игра“.
Многочисленной была так же группа зооморфных ( звериных и птичьих ) масок, прообразы которых в своих истоках восходили к древнему почитанию животных - коня, быка, медведя и т.д.
В отличие от южнорусских областей и Украины, где в аграрно-магическом ряженье преобладала маска быка, культ которого здесь был шире распространен, в центрально-русской полосе самостоятельная роль в группе звериных масок принадлежало коню, кобыле, тогда как другие маски имели второстепенное значение. Введение “коня”, «кобылки” в аграрно-магическую обрядность, несомненно, стояло в непосредственной связи с важнейшей ролью этого животного в производственной деятельности русского крестьянства.
Лошадь в хозяйстве земледельца северной и центральной Руси была незаменимой и главной производительной силой.
Отсюда почитание лошади как животного, имеющего сверхъестественную силу влиять на плодородие полей, обладающего защитными свойствами.
Бытовая сторона календарных праздников, состоявшая по преимуществу из остатков языческих обрядов и действий, выражалась всмеховых и шуточных формах. Народный культ смеха, вытесненный из официальной жизни и церковного культа, сохранился в области около церковных праздничных зрелищ. Смех играл видную роль в праздничных увеселениях, связанных главным образом с моментами переодевания, обновления внешнего вида.
Магическое преодоление страха смехом, мертвенности - радостным возрождением, свобода, вольность, устремленность в будущее - всеобщие черты народных игрищ и зрелищ.
Новогодне-святочный цикл сохранил ряд таких интересных моментов как гадание, считалось, что открытое по святочному гаданию обязательна сбудется.
Новогодний цикл обрядности завершался христианским праздником крещения. В центре рождественского крещенского цикла крестьянского календаря стояли древние аграрно-магические обряды, направленные на достижение желаемого урожая, увеличение производительных сил природы, здоровья людей.
Подобное мы можем видеть и других христианских праздниках как-то Пасха, Великий пост, а так же в летних и осенних праздниках.
Явно языческое понимание места и роли святых просматривается в следующих поговорках вошедших в народный календарь: "Пришёл Федул - теплом подул", "На святого Пуда - доставай пчёл из-под спуда", "Стефан Савваит ржице - матушке к земле кланяться велит", "Святой Тит - последний гриб растит", "Иван Предтеча гонит птицу за море далече".
«Двоеверие», сначала явное, затем скрытое, было преодолено русским православием, но преодоление это оказалось в значительной степени формальным, и достигла его церковь ценой компромисса, путём приспособленчества. Византийское христианство не устранило славянское язычество из сознания и повседневного обиход народов нашей страны, ассимилировало его, включив языческие верования и обряды в свой вероисповедный культовый комплекс.
Такая ассимиляция стала возможной потому, что христианство (в том числе и принесённый на Русь византийский вариант) содержит в себе многие элементы дохристианских верований и культов, языческих по своей религиозной сущности. Это родство христианства с язычеством создало основу для христианско-языческого синкретизма (слияние верований и обрядов разных религий), составляющего религиозную сущность русского православия.
Список литературы.
1. Болотов В.В. «Лекции по истории древней церкви», под редакцией Бриллиантова А.Р., М. Спасо-Преображенский монастырь, 1994, ориг.1907
2. Гальковский Н.М. «Борьба христианства», М. Наука, 1983
3. Гордиенко Н.С. «Крещение Руси. Факты против легенд и мифов», Л. Лениздат, 1984
4. Кривов М. В. « Православная церковь в Византии и на Руси», Преподавание истории в школе, №6, 1996
5. Носова Г.А. «Язычество в православии», М. Наука, 1975
6. Рыбаков Б.А «Язычество древних славян», М. Наука, 1994, 2-е издание
7. Сергий, митрополит «Почитание божьей матери по разумению святой православной церкви», Наука и религия, №3, 1995