Возможность возникновения эпифитотии на ГМ-культурах повышается и за счет того, что они могут быть значительно более плодовиты, чем традиционные сорта. Установлено, что устойчивая к гербицидам горчица в двадцать раз более урожайна, чем ее генетически неизмененный аналог. Объясняется это тем, что интродуцированный ген нарушил последовательность и активность генов, ответственных за опыление и фертильность (Бергельсон, 1998). Такая же закономерность отмечена для трансгенных сои и рапса. Для других ГМ-куль-тур этот вопрос предстоит тщательно изучить. Утечка ГМ-растений в культуры традиционной селекции, что в промышленных посевах очень трудно обнаружить, может многократно усилить и ускорить возникновение эпифитотии. "Утечка" генов зарегистрирована для всех ГМ-культур, а для рапса, сои, кукурузы она становится угрожающей. Отсюда высокая вероятность засорения семян традиционных сортов семенами ГМ-культур.
Важным фактором, благоприятствующим эпифитотиям, могут стать почвы под ГМ-культурами. Показано, что фито-масса Bt-кукурузы действительно значительно снижает общую метаболическую активность почвы (Saxena, Stotzky, 2001). Следовательно, это может негативно влиять на супрессивносгь почвы в отношении возбудителей корневых гнилей. Этот вопрос требует серьезного изучения, поскольку под Bt-культурами могут быть заняты большие площади.
В этой ситуации крайне актуальной является разработка государственных законов об экологической экспертизе и экологическом мониторинге используемых в растениеводстве технологий, почв, посевов и хранящихся продуктов урожая, включая ГМ-кулыуры. Подобные законы действуют в странах ЕС (директивы ЕС 90/220/ЕЕС, ЕС 2001Л8К и др.).
В общем, анализ современного состояния готовности России к массовому внедрению в производство ГМ-культур показывает, что страна не только не готова, но и не готовится к этому.
Не вызывает сомнений, что коммерческое выращивание Bt-картофеля, Bt-кукурузы, устойчивых к раундапу сои и сахарной свеклы возможно, если будет достоверно доказано учеными и специалистами, что это экономически выгодно, технологически обеспечено и безопасно с фитосанитарной точки зрения. Но для этого должны быть сформулированы требования к научно-исследовательским программам, финансируемым государством, выполнение которых позволило бы доказать, что выращивание этих ГМ-культур необходимо. Коммерческое выращивание трансгенных пшеницы, ячменя, овса и риса безусловно должно быть запрещено, так как связано с продовольственной безопасностью страны.
В решении проблемы коммерческого выращивания ГМ-культур мы не должны повторять ошибок с внедрением в производство химических пестицидов. Их применение не решило проблему достаточного обеспечения продовольствием населения Земли, голодных не убавилось, зато связанных с использованием пестицидов, проблем безопасности продуктов питания и экологического благополучия населения стало очень много. Но современное сельское хозяйство не может обойтись без пестицидов и сейчас, и в обозримом будущем. Возможно, в будущем оно не обойдется и без некоторых ГМ-культур. Поэтому уже сейчас мы должны найти решение агроэкологических и фитосанитарных проблем защиты существующих генетических ресурсов культурных растений и их биологического разнообразия, а также защиты растений от вредителей и болезней. Сегодня необходимо преодолеть непонимание того, насколько серьезными станут экологические проблемы в результате широкомасштабного возделывания ГМ-культур в условиях существующего низкотехнологичного сельскохозяйственного производства.