План.
1. Введение
Iэтап (серединаIVв.– первая половинаVIIв)
Рольрелигии вкультуре3
Новоев изобразительномискусстве6
Архитектура8
Изобразительноеискусство12
5. Музыкасветская ицерковная,театр13
IIэтап (серединаVIIв – начало XIIIв)
1. Общественнаяжизнь и религия15
2. Философскиедвижения16
3. Литература19
4. Эстетика21
5. Изобразительноеискусство21
6. Архитектура23
7. Музыка23
IIIэтап (XIIIв.– середина XVв)
Краткаяхарактеристика25
Введение
Византийскоегосударствооформилосьв результатеотделениявосточной частиРимской империив конце IV в. н.э.Оно просуществовалосвыше тысячилет, вплоть доразгрома в 1453г. ее столицыКонстантинополяв ходе турецкогонашествия.Началом Византийскойимперии принятосчитать 395 год,когда императорФеодосий Iразделил Римскоегосударствона две части– восточнуюи западную.Столицей восточнойчасти империисделалсяКонстантинополь(так был переименованв 330 г. старый городВизантий)
Византия,- одно из государств,которое внеслобольшой вкладв развитиекультуры вЕвропе Среднихвеков. В историиВизантии принадлежитособое, выдающеесяместо. В художественномтворчествеВизантия даласредневековомумиру высокиеобразы литературыи искусства,которые отличалисьблагороднымизяществомформ, образнымвидением мысли,утонченностьюэстетическогомышления, глубинойфилософскоймысли. По силевыразительностии глубокойодухотворенностиВизантия многиестолетия стоялавпереди всехстран средневековойЕвропы. Прямаянаследницагреко-римскогомира и эллинистическогоВостока, Византиявсегда оставаласьцентром своеобразнойи воистинублестящейкультуры. Еслипытаться отделитьвизантийскуюцивилизациюот цивилизацииЕвропы, Переднегои Ближнего Востока, тонаиболее важнымибудут следующиефакторы:
ВВизантии былаязыковая общность(основным языкомбыл греческий);
ВВизантии быларелигиознаяобщность (основнойрелигией былохристианствов форме православия);
ВВизантии привсей многоэтничности,существовалоэтническое ядро, состоящееиз греков.
Византийскуюимперию всегдаотличали устойчиваягосударственностьи централизованноеуправление.
Это все,конечно, неисключает того,что византийскаяцивилизация,оказывавшаявоздействиена многие соседниестраны, самаподвергаласьвлиянию состороны какплемен и народов,населявшихее, так и сопредельныхей государств.
В течениесвоего тысячелетнегосуществованияВизантия сталкиваласьс мощными внешнимивлияниями,исходившимииз стран, находившихсяна близкойстадии развития,- из Ирана, Египта,Сирии, Закавказья,а позднее латинскогоЗапада и ДревнейРуси. С другойстороны, Византииприходилосьвступать вразнообразныеконтакты снародами, стоявшимина несколькоили значительноболее низкойстадии развития(византийцыназывали их"варварами").Процесс развитияВизантии былне прямолинейным.В нем были эпохи подъема и упадка,периоды торжествапрогрессивныхидей и мрачныегоды господствареакционных.Но ростки нового,живого, передовогопрорасталирано или поздново всех сферахжизни, во всевремена.
Неиссякаемымисточникомкультуры былонародное творчество.Под покровомтрадиций истереотиповжило, действовалои пробивалосебе дорогуновое, творческоеначало. Всютысячелетнююисторию Византииможно условноразделить натри периода:
СерединаIVв.– Первая половинаVIIв. - период разложениярабовладельческогостроя и становлениясредневековогообщества.
СерединаVIIв – начало XIIIв.- появление иразвитие феодализмав Византии.
XIIIв.– серединаXVв. - последнийпериод, характеризующийсядальнейшимразвитиемфеодализмаи началом егоразложения.
ПервыестолетиясуществованияВизантийскогогосударстваможно рассматриватькак важнейшийэтап в формированиимировоззрениявизантийскогообщества,опиравшегосяна традицииязыческогоэллинизма ипринципыхристианства.В ранней Византииновый расцветпереживаетфилософиянеоплатонизма.Появляетсяряд философов-неоплатоников:Прокл, Диадох,Плотин, Псевдо-ДионисийАреопагит.Неоплатонизм непосредственнопримыкал исосуществовалс ранневизантийской философскоймыслью. Нонеоплатонизмтребовал отсвоих приверженцевспециальнойфилософскойподготовки,особого мышления,поворота мозгов.Он был элитарен,то есть недоступеншироким массам,в чем и сказалась его историческаяобреченность.
I период
Рольрелигии в культуре
Формированиехристианствакак философско-религиознойсистемы было сложным и длительнымпроцессом.Христианствовпитало в себямногие философскиеи религиозныеучения тоговремени. Христианскаядогматикасложилась подсильным влияниемне толькоближневосточныхрелигиозных учений, иудаизма,манихейства,но и неоплатонизма.Догмат о триединствебожества, одиниз центральныхдогматовхристианскоговероучения,- это, по существупереосмысленнаятриада неоплатоников.Однако христианство,несмотря наналичие общихс манихействоми неоплатонизмомчерт, принципиальноотлично отманихейскогодуализма инеоплатоновскогомонизма. Самохристианствоявлялось нетолько синкретическимрелигиознымучением, но исинтетическойфилософско- религиознойсистемой, важнымкомпонентомкоторой являлисьантичные философскиеучения. Это,может быть,объясняет внекоторойстепени и то,что христианствоне только боролосьс античнойфилософией,но и использовалаее в своих целях.
На сменунепримиримостихристианствасо всем, чтонесло клеймоязычества,приходит компромиссмежду христианскими античныммиросозерцанием.В самом неоплатонизме образовалосьдва течения:одно - радикальное,настроенноепротив христианства,другое - болееумеренное.Постепенноберут верх сторонникикомпромиссас христианством.Происходитпроцесс отталкивания,обособленияи одновременносближения,слияния неоплатоничекойфилософии ихристианскогобогословия,который завершаетсяпоглощениемнеоплатонизмахристианством.
Наиболееобразованныеи дальновидныехристианскиебогословыпоняли необходимостьовладения всемарсеналомязыческойкультуры дляиспользованияее в созданиифилософскихконцепций. Втрудах ВасилияКесарийского,Григория Нисскогои ГригорияНазианзина,в речах ИоаннаЗлатоуста можноувидеть сочетаниеидей раннегохристианствас неоплатоническойфилософией,порой парадоксальноепереплетениериторическихидей с новымидейным содержанием.Такие мыслители,как ВасилийКесарийский,Григорий Нисскийи ГригорийНазианзин,закладываютсобственнофундаментвизантийскойфилософии, ихфилософскиепостроенияуходят глубокимикорнями в историюэллинскогомышления. Вцентре их философиинаходитсяпонимание бытиякак совершенства,что ведетсвоеобразномуоправданиюкосмоса, а,следовательно,мира и человека.У ГригорияНисского этаконцепция поройприближаетсяк пантеизму.
В переходнуюэпоху гибелирабовладельческогостроя и становленияфеодальногообщества коренныесдвиги происходятво всех сферахдуховной жизниВизантии. Рождаетсяновая эстетика,новая системадуховных инравственныхценностей,более соответствующаяскладу мышленияи эмоциональнымзапросамсредневековогочеловека.Патристическаялитература,библейскаякосмография,литургическаяпоэзия, монашескаяповесть, всемирнаяхроника, христианская агиография,пронизанныерелигиозныммиросозерцанием,мало-помалуовладеваютумами византийскогообщества иприходят насмену античной культуре. Меняетсяи сам человектой эпохи, еговидение мира,его отношение к вселенной,природе, обществу.Создается новыйпо сравнениюс античностью"образ мира",воплощенныйв особую знаковуюсистему символов.На смену античномупредставлениюо героическойличности, античномупониманию мира,как мира смеющихсябогов и бесстрашноидущих на смертьгероев, гдевысшее благо- ничего не боятьсяи ни на что ненадеяться(очень симпатичнаяфилософия),приходит мирстраждущего,раздираемогопротиворечиями,маленького,греховногочеловека. Он бесконечноунижен и слаб,но он верит всвое спасениев иной жизнии в этом пытаетсянайти утешение.Христианствос небывалойинтенсивностью выявляет мучительноераздвоениевнутри человеческойличности.
Меняется и представлениечеловека окосмосе, о времени,о пространстве,о ходе истории:на смену замкнутымисторическимциклам античныхписателей, обусловленноеволей Бога,библейскоевидение поступательногодвижения историиранневизантийскихисториков ихронистов. Вранней Византиикристаллизуетсяодна из фундаментальныхидей средневековья- идея союзахристианскойцеркви и "христианской империи".
Духовнаяжизнь тогдашнегообщества отличаетсядраматической напряженностью;во всех сферахзнания, литературеискусственаблюдаетсяудивительноесмешение языческихи христианскихидей, образов,представлений,колоритноесоединениеязыческоймифологии с христианскоймистикой. Эпохастановленияновой, средневековойкультуры рождаетталантливых,порой отмеченныхпечатью гениальностимыслителей,писателей,поэтов. Индивидуальностьхудожника ещене раствориласьв церковно-догматическоммышлении.
Новоев изобразительномискусстве
Коренныеизмененияпроисходятв сфере изобразительногоискусства иэстетическихвоззренийвизантийскогообщества.Византийскаяэстетика развиваласьна основе всейдуховной культурыВизантии. Онаво многом опираласьна античныевоззрения осути прекрасного,однако синтезировалаи переосмысливалаих в духе христианскойидеологии.Отличительнойчертой византийскойэстетики былее глубокий спиритуализм.Отдавая предпочтениедуху передтелом, она вместес тем пыталасьснять дуализмземного и небесного,божественногои человеческого,духа и плоти.Не отрицаятелесной красоты,византийскиемыслителикрасоту души,добродетель,нравственноесовершенствоставили многовыше. Большоезначение дляустановлениявизантийского эстетическогосознания имелораннехристианскоеосмыслениемира как прекрасноготворениябожественногохудожника.Именно поэтомукрасота естественнаяценилась выше,чем красота,созданнаяруками человека, как бы "вторичная"по своемупроисхождению.Византийскоеискусствогенетическивосходило кэллинистическомуи восточно-христианскомухудожественномуискусству. Вранний периодв византийскомискусстве какбы слилисьрафинированнаяплатоничностьи трепетнаячувственностьпозднеантичногоимпрессионизманаивной, поройгрубоватойэкспрессивностьюнародногоискусстваВостока.
Эллинизмдолгое времяоставалсяглавным, но неединственным,источником,откуда византийскиемастера черпалиизящество форм,правильностьпропорций, чарующую прозрачностьколористическойгаммы, техническоесовершенство своих произведений.Но эллинизмне мог в полноймере противостоять мощному потокувосточныхвлияний, нахлынувшихна Византиюв первые столетияее существования.В Это времяощущаетсявоздействиена византийскоеискусствоегипетских,сирийских,малазийских,иранскиххудожественныхтрадиций.
В IV-V вв. вискусствеВизантии былиеще сильныпозднеантичные традиции. Есликлассическоеантичное искусствоотличалосьумиротворенныммонизмом, еслионо не зналоборьбы духаи тела, а его эстетическийидеал воплощалгармоническоеединство телеснойи духовной красоты, то ужев позднеантичномхудожественномтворчественамечаетсятрагическийконфликт духаи плоти. Монистическаягармония сменяетсястолкновениемпротивоположныхначал, "дух какбы пытаетсясбросить оковытелесной оболочки".В дальнейшемвизантийскоеискусство преодолелоконфликт духаи тела, его смениласпокойная созерцательность,призваннаяувести человекаот бурь земнойжизни в сверхчувственныймир чистогодуха. Это "умиротворение"происходитв результатепризнанияпревосходствадуховногоначала надтелесным, победыдуха над плотью.Основной эстетическойзадачей византийского искусстваотныне становитсястремлениехудожникавоплотить в художественномобразе трансцендентнуюидею. В VI-VII вв.византийскиехудожникисумели не тольковпитать этимногообразныевлияния, но и,преодолев их,создать свойсобственныйстиль в искусстве.С этого времениКонстантинопольпревращаетсяв прославленныйхудожественныйцентр средневековогомира, в "палладиум наук и искусств".За ним следуютРавенна, Рим,Никея, Фессалоника,также ставшиесредоточиемвизантийскогохудожественногостиля.
Расцветвизантийскогоискусствараннего периодасвязан с укреплениеммогуществаимперии приЮстиниане. ВКонстантинополев это времявоздвигаютсявеликолепныедворцы и храмы.
Архитектура
Непревзойденнымшедевромвизантийскоготворчествастал построенныйв 30-х годах VI в. храм св. Софии.ХристианскаяВизантия такжепосвятила многотруда украшениюхрама ЕдиногоБога. ЦерквиКонстантинополяпоражали своейвеличественнойархитектуройи великолепиемотделки внутри.
Но современи ЮстинианагордостьюКонстантинополя,или Византии,стал построенныйэтим императоромхрам святойСофии, в памятьусмирениябунта, когдаэтот государьедва не лишилсяпрестола.
Задумавсоорудить храм,Юстиниан обратилсяк знаменитейшимзодчим своеговремени - Анфимиюиз Траллесаи Исидору изМилета.
Онжелал, чтобывоздвигаемыйхрам стал длянего великимпамятником,и потому нещадил для постройкиникаких издержек.Под руководствомАнфимия и Исидорана постройкахежедневно былизаняты до 10.000человек каменщиков,плотников идругих работников.
По мыслиЮстиниана, храмсвятой Софиидолжен былпревзойти всекогда-либосуществовавшиехрамы своейвеличиной ироскошью. Золото,серебро, слоноваякость, дорогиепороды камнейиспользовалисьдля постройкии украшенияв несметномколичестве.Со всех концовимперии свозилиськолонны и глыбыредких мраморов,шедшие на убранствохрама. Результатомбыло то, чтоневиданноеи неслыханноевеликолепиепоразило даженародную фантазию,и в Византиисложилисьлегенды, чтов постройкезодчим помогалисами небесныесилы.
Там,где Юстинианзадумал постройку,был уже храмво имя божественноймудрости - святойСофии, построенныйКонстантином.Храм, над которымместо святогоКреста такоскорбительнодля христиануже четырестолетия занимаетмагометанскаялуна, построенна том же месте,как и первый,но гораздопозже. Первыйбыл мал длямногочисленногохристианскогонаселения, иКонстанций,сын Константина,увеличил его.В 404 г., в царствованиеАркадия, он былсожжен во времясмятения. ИмператорФеодосий вновьотстроил собор.Впоследствиион еще раз сгорел,и только императорЮстиниан выстроилновый каменныйхрам св.Софиив несравненнобольших размерахи с большимвеликолепием.Этот-то храми сохранилсядо наших времен.Чтобы выполнитьсвой замысел,императорприказал всемгубернаторамотыскиватьмрамор, колонныи скульптурныеукрашения длянового храма.Последнийпожар, уничтожившийостатки прежнегохрама, был вянваре 532 года,а 23-го февралятого же годабыл заложенпервый каменьнового.
Новыйхрам возводилсяоколо семи лет,и в декабре 538года праздновалосьокончаниестроительства,но семнадцатьлет спустявосточная частьглавного куполаобрушиласьот землетрясенияи пала на драгоценныйалтарь и амвон.Это несчастиенисколько неуменьшилорвения Юстиниана:он возобновилцерковь с большеюпрочностьюи великолепием,и 24-го декабря568 года, передднем РождестваХристова, праздновалиее освящение.Под руководствомдвух главныхархитекторов- Анфимия Траллесскогои Исидора Милетского- сто другихархитекторовуправлялиработами, икаждый из нихимел под своимначальствомпо сто каменщиков.Пять тысячработниковтрудились направой сторонехрама и столькоже на левой.
По византийскимпреданиям,Ангел начерталплан этой церквиимператоруво время сна.Императорободрял работниковденьгами исвоим присутствиеми, вместо того,чтобы по восточномуобычаю отдыхатьпосле обеда,он, обвязавголову платкоми с палкою вруке, ходилосматриватьработы в самойпростой полотнянойодежде. Всесословия внеслиденежную даньна построениехрама. Мраморвсех цветов- белый, розовый,зеленый и голубой,гранит Египтаи порфиры, атакже драгоценныеколонны, извлеченныеиз разных древнихязыческиххрамов: восемьпорфировыхколонн нижнегоэтажа знаменитогохрама Солнцав Баальбеке,другие восемьиз храма Дианыв Эфесе - украшалиего. Замечательно,что материалы,вошедшие всостав здания,взяты из храмов,принадлежащихпочти всемязыческимрелигиям, такчто оно опиралосьна колонныхрамов Изидыи Озириса, Солнцаи Луны (в Гелиополисе),Минервы Афинскойи АполлонаДелосского.
Вообще,во всем зданиипреобладаетформа святилищахрама Соломонова.Чтобы легчепонять устройствособора св.Софии,надо вообразитьпространныйчетырехугольник,к которому счетырех егосторон примыкаютчетыре меньшихквадрата и темобразуют внутриглавные частиздания и формукреста. По угламсреднего большогоквадрата выстроенычетыре массивныхстолба (пильеры),вершины которыхсоединены междусобою полукруглымиарками, и поверхвсей этой аркадывозвышаетсяогромный купол,имеющий 35 метровв диаметре.Купол, по-видимому,опирается наарки толькочетырьмя точками,а остальнаячасть егоподдерживаетсяпандативами(треугольникив пересеченииарок), которыеначинаютсяна острых углахпильеров и идутвверх, так незаметноокругляясь,что кажутсяпростыми легкимижилками, а точкиопоры этогогигантскогосвода ускользаютот глаз наблюдателя,и купол кажетсявисящим в воздухе.Верхняя точкасвода возвышаласьна 61 метр надполом церкви;длина церквивнутри стен81 метр, а ширина60 метров. К восточнойи западнойчасти среднегосвода примыкаютдва полукуполаи к каждому изних по три ниши,так что крышаглавной частиздания состоитиз девяти куполов,возвышающихсяодин над другим.Остальная частьбыла покрытамраморнымиплитами, а самикупола - свинцовымилистами. Полукуполаи ниши поддерживаютсякак четырьмяглавными пильерами,так еще другимичетырьмя меньшими,и под каждойнишей - по двепорфировыеколонны с капителямии базисами избелого мрамора.С севера и югаглавного квадрата,под арками,между каждымидвумя большимипильерами,помещаютсяпо четыре колонныиз прекраснейшегогранита, поддерживающиехоры или галереидля женщин,которые у древниххристиан стояливо время богослуженияотдельно. На24-х других колоннахиз египетскогогранита примыкаютк хорам боковыегалереи, освещенныеокнами в трияруса: в нижнеми среднем посеми окон, а вверхнем пять.Главный куполосвещен 4-мяокнами. Над 40колоннаминижнего этажарасположеныв верхних галереях60 других и вышевходных дверейеще семь, такчто всего 107 колонн.Этому числуна Востокеприписывалитаинственноезначение. Всеколонны верхнегоэтажа мраморныеили гранитные,превосходнополированныеи гладкие, нокарнизы и архивольтыповерх этихколонн совершеннофантастические.Они украшеныбесчисленныммножествомлистьев и полосокв виде галунов,перемешанныхи переплетенныхмежду собою.Главный купол,для соединенияполного развитияего размеровс легкостьюстиля, сложениз глиняныхгоршков, которыедо сих пор удивляютсвоею крепостью;они сделаныиз легкой глины,найденной наострове Родосе,и так легки,что вес 12-ти горшковравен весуодного обыкновенногокирпича. Стенысложены изкирпича и всепокрыты мраморнымиплитами, а пильеры- из большихизвестковыхкамней, сцепленныхмежду собоюжелезнымисвязями, и гладкооштукатуреныизвестковымраствором намасле под мраморразличныхцветов.
Другойшедевр византийскойархитектуры- церковь св.Виталия в Равенне- поражаетизысканностьюи элегантностьюархитектурныхформ. Особуюславу этомухраму принеслиего знаменитыемозаики нетолько церковного,но и светскогохарактера, вчастностиизображенияимператораЮстиниана иимператрицыФеодоры и ихсвиты. ЛицаЮстиниана иФеодоры наделеныпортретнымичертами, цветоваягамма мозаик отличаетсяполнокровнойяркостью, теплотойи свежестью.
Изобразительноеискусство
В живописиVI-VII вв. кристаллизуетсяспецифическивизантийскийобраз, очищенныйот инородныхвлияний. В основеего лежит опыт мастеров Востокаи Запада, пришедшихнезависимодруг от другак созданиюнового искусства,соответствующегоспиритуалистическимидеалам средневековогообщества. Вэтом искусствепоявляютсяуже различныенаправленияи школы. Столичнаяшкола, например,отличалась великолепнымкачествомисполнения,утонченнымартистизмом, живописностьюи красочнымразнообразием,трепетностьюи переливчатостьюцветов. Однимиз самых совершенныхпроизведенийэтой школы былимозаики в куполецеркви Успенияв Никее. Другиенаправленияв искусстверанней Византии,воплотившиесяв мозаикахРавенны, Синая,Фессалоники,Кипра, Паренцо,знаменуют отказвизантийскихмастеров отантичныхреминисценций.Образы становятсяболее аскетичными,не толькочувственному,но и эмоциональномумоменту в такомискусстве уженет места, затодуховностьдостигаетнеобычайнойсилы.
Церковноебогослужениепревратилосьв Византии всвоего рода пышную мистерию.В полумракесводов византийскиххрамов сумеречно сияло множествосвечей и лампад,озарявшихтаинственнымиотблескамизолото мозаик,темные ликиикон, многоцветныемраморныеколоннады,великолепнуюдрагоценнуюутварь. Все этодолжно было,по замыслу церкви, затмитьв душе человекаэмоциональнуюприподнятостьантичной трагедии,здоровое весельемимов, суетныеволнения цирковыхристаний идаровать емуотраду в повседневностиреальной жизни.
"Православнаяиконографиявключает райскиепальмы, цветыи растительныеорнаменты, ибо"праведникцветет, какпальма, возвышается,подобно кедруна Ливане.Насажденныев доме Господнем,они цветут водворах Боганашего" (Пс 91.13-14). Ветхозаветныеописания изображенийангелов, пальми цветов можносопоставить,например, свизантийскимимозаикамибазилики святогоАполлинарияНуово в Равенне(VI век), представляющимипроцессиимучеников имучениц в райскомсаду. Зеленыелуга под ногамисвятых усеяныцветами лилий.Между фигурамихристианскихподвижников- пальмы, символизирующиевечную жизнь.В период иконоборческойереси в Византииветхозаветныесимволы раяизображалисьвместо икон,так что храмы,по свидетельствамсовременников,"превратилисьв сады, цветникии птичники".
В прикладномискусствеВизантии вменьшей мере,чем в архитектуреи живописи,определиласьведущая линияразвитиявизантийского искусства,отражающаястановлениесредневековогомиросозерцания.Живучестьантичных традицийздесь проявляласькак в образах,так и в формаххудожественноговыражения.Вместе с теми сюда проникали постепеннохудожественныетрадиции народовВостока. Здесь,хоть и в меньшеймере чем в ЗападнойЕвропе, сыгралосвою роль воздействиеварварскогомира.
Музыкасветская ицерковная,театр
Музыказанимала особоеместо в византийскойцивилизации.Своеобразноесочетаниеавторитарностии демократизмане могло не сказаться ина характеремузыкальнойкультуры, котораяпредставляласложное и многоликоеявление духовнойжизни эпохи.
В V-VII вв.происходилостановлениехристианскойлитургии, развивалисьновые жанры вокальногоискусства.Музыка обретаетособый гражданскийстатус, включаетсяв системурепрезентациигосударственнойвласти. Особыйколорит сохраняламузыка городскихулиц, театральныхи цирковыхпредставленийи народныхпразднеств,отразившаябогатейшуюпесенно-музыкальнуюпрактику многихнародов, населявшихимперию. Каждыйиз этих видовмузыки имелсвой собственныйэстетическийи социальныйсмысл и в то жевремя, взаимодействуя,они сливалисьв единое и неповторимоецелое. Христианствоочень ранооценило особыевозможности музыки какискусствауниверсальногои в то же времяобладающегосилой массовогои индивидуальногопсихологическоговоздействия,и включило еев свой культовыйритуал. Именнокультовоймузыке былосуждено занятьдоминирующееположение всредневековойВизантии.
В жизнишироких народныхмасс по-прежнемуогромную рольиграли массовыезрелища. Правда,античный театрначинает клонитьсяк упадку - античныетрагедии икомедии всечаще заменяютсявыступлениямимимов, жонглеров,танцовщиков,гимнастов,укротителейдиких животных.Место театразанимает нынецирк (ипподром)с его коннымиристаньями,пользующимисяогромнойпопулярностью.
Еслиподвести итогпо первомупериоду существованияВизантии, то можно сказать,что в этот периодсформировалисьосновные особенности византийскойцивилизации.Прежде всего,к ним следуетотнести то, что византийскаякультура былаоткрыта другимкультурнымвлияниям получаемымизвне. Но постепенноуже в раннийпериод онисинтезировалисьглавной, ведущейгреко-римскойкультурой.Культура раннейВизантии былагородскойкультурой.Крупные городаимперии, и впервую очередьКонстантинополь,были не толькоцентрами ремеслаи торговли, нои очагами высочайшейкультуры иобразованности, где сохранялосьбогатое наследиеантичности.Борьба светскойи церковнойкультур особеннохарактернадля первогопериода историиВизантии. Вистории Византийскойцивилизациипервые векасуществованияВизантии быливременем остройидеологической борьбы, столкновенияпротиворечивыхтенденций,сложных идейных коллизий, нои временемплодотворныхисканий, интенсивногодуховного творчества,позитивногоразвития наукии искусства.Это были века,когда в мукахборьбы старогос новым рождаласькультура будущегосредневековогообщества.
II период
Общественнаяжизнь
Во второмэтапе развитиякультуры, которыйпришелся на время со второйполовины VII в.до XIIв., выделяютвремя иконоборчества(вторая четвертьVIII - 40-е годы IXв., времяправленияимператоровМакедонскойдинастии ( такназываемое"Македонское возрождение": 867-1056гг., и времяцарствованияКомнинов("Комниновскоевозрождение": 1081-1185 гг.).
Определяющейчертой духовнойжизни империик середине VII столетия сталобезраздельноегосподствохристианскогомировоззрения. Глубокуюрелигиозностьсимулировалитеперь не столькодогматические споры, скольконаступлениеислама, котороевели арабы,вдохновляясь "священнойвойной" и борьбойс язычниками- славянами ипроболгарами.Еще более возрослароль церкви.Нестабильностьжизненныхустоев, хозяйственнаяи бытоваянеустроенностьмасс населения,нищета и постояннаяопасность состороны внешнеговрага обострилирелигиозное чувство подданныхимперии: утверждалисьдух смиренияперед превратностями"мира сего",безропотногоподчинения"духовным пастырям",безграничнаявера в чудесаи знамения, вспасение черезсамоотречениеи молитву.Стремительноувеличивалосьсословие монахов,множилось числомонастырей.Как никогдаранее, расцвелкульт святых,в особенностипоклонениеизвестным лишьв данной местности,округе, городе;на них как на"собственных"небесных заступниковвозлагались все надежды.
Широкоераспространениесуеверий помогалоцеркви властвоватьнад умами прихожан,умножать своибогатства иупрочиватьсвое положение.Этому способствовалои снижениеуровня грамотностинаселения,крайнее сужениесветскогознания. Однакоторжествотеологии, утверждениеее господствас помощью насилиятаили серьезнуюопасность -богословиемогло оказаться бессильнымперед критикойиноверцев иеретиков. Каквсякая идеологическаясистема христианствонуждалось вразвитии.Необходимостьэтого осознаваласьв узких кругахцерковнойэлиты, сохранившейтрадиции высокойрелигиознойи светскойобразованности.Систематизациябогословиястановиласьпервейшейзадачей, а дляэтого предстоялоснова прибегнутьк духовнымсокровищамантичности- без ее идеалистическихтеорий и формальнойлогики новыезадачи теологовбыли невыполнимы.
Философскиедвижения
Поискиоригинальныхфилософскихи богословскихрешений предпринималисьуже во второйполовине VII в.,хотя наиболеевыдающиесятруды в этойсфере былисозданы в следующемстолетии. Характеренв данной связитот факт, чтона общем фонеупадка культурыв середине VIIв., в сущностилишь теологияиспытывалаопределенныйподъем: этоготребовалинасущные интересыправящей элиты,выдаваемыеза острую потребностьсамых широкихслоев общества.
Независимоот того, чтоМаксима Исповедникаподверг гонениямсам императорКонстант II,теоретическиеискания этоготеолога отвечали потребностямгосподствующегокласса; безних, кстатиговоря, былобы невозможнопроявлениеи "Источниказнания" Дамаскина.Основой богословскихпостроенийМаксима составляетидея воссоединениячеловека сбогом (черезпреодолениепропасти междудуховным иплотским) каквоссоединениепервопричинывсего сущего,целого с егочастью. В восхождениик духовномуактивную рольМаксим отводилсамому человеку,его свободнойволе. ИоаннДамаскин поставилперед собойи выполнил двеосновные задачи:он подвергострой критикеврагов правоверия(несториан,манихеев,иконоборцев)и систематизировалбогословиекак миросозерцание,как особуюсистему идейо боге, сотворениимира и человеке,определив егоместо в посюстороннеми потустороннеммирах. Компиляция(в соответствиис девизом Дамаскина"Не люблю ничегосвоего") наоснове аристотелевскойлогики представлялаосновной методего работы. Ониспользовали естественнонаучныепредставлениядревних, нотщательноотобрал из них,как и из догматовсвоих предшественников-богословов,лишь то, что нив коей мере непротиворечилоканонам вселенскихсоборов. В сущноститворчествоДамаскина дажепо средневековыммеркам лишенооригинальности.Его труды сыграликрупную рольв идейной борьбес иконоборчеством,но не потому,что содержалиновые доводыв защиту традиционныхпредставленийи религиозныхобрядов, а благодаряустранениюиз церковныхдогматовпротиворечий,приведениюих в стройнуюсистему. Значительныйшаг вперед вразвитии богословскойнауки, в разработкеновых идей,касающихсяпроблем соотношениядуха и материи, выражениямысли и еевосприятия,отношения богаи человека, былсделан во времяожесточенныхспоров междуиконоборцамии иконопочитателями.Но в целом вплотьдо серединыIX в. философыи богословыоставалисьв кругу традиционныхидей позднеантичногохристианства.
Идейнаяборьба эпохииконоборчества,принявшаяострую политическуюформу, распространениепавликанскойереси сделалисовершенноочевиднойнеобходимостьповышенияобразованностидуховенстваи представителейвысших слоевобщества.
В обстановкеобщего подъемадуховной культурыновое направлениев научной ифилософскоймысли Византииобозначилосьв творчествепатриархаФотия, сделавшегобольше, чемкто-либо инойдо него, длявозрожденияи развитиянаук в империи.Фотий произвелновую оценкуи отбор научныхи литературныхтрудов предшествующейэпохи и современности,основываясьпри этом нетолько на церковномвероучении,но и на соображенияхрационализмаи практическойпользы и стараясьпосредствоместественнонаучныхзнаний объяснитьпричины природныхявлений. Подъемрационалистическоймысли в эпохуФотия, сопровождающийсяновым нарастаниеминтереса кантичности,стал еще болееощутимым вXI-XIIвв.
Примечательно,однако, одновременнос этой тенденцией,как это весьмачасто бывалов Византии,разрабатывалисьи углублялисьсугубо мистическиебогословскиетеории. Однойиз таких теорий,созданной на рубеже X-XI вв. ине получившейширокого признанияв XI-XII вв., былаопределенакрупная идейнаяи политическаяроль в последующем:она легла воснову могущественноготечения вправославнойцеркви в XIV-XVI вв.- исихазма. Речьидет о мистикеСимеона НовогоБогослова, развившеготезис о возможностидля человекареальногоединения с божеством,соединениячувственногои умственного(духовного)мира путеммистическогосамосозерцания,глубокогосмирения и"умной молитвы".Еще во временаФотия яснообнаружилисьпротиворечияв интерпретацииидеалистическихконцепцийантичностимежду приверженцами Аристотеляи Платона. Послеэпохи длительногопредпочтения,отдававшегосявизантийскимитеологамиучению Аристотеля,с XI в. в развитиифилософскоймысли наметилсяповорот к платонизмуи неоплатонизму.
Яркимпредставителемименно этогонаправлениябыл МихаилПселл. При всемсвоем преклоненииперед античнымимыслителямии при всей своейзависимостиот цитируемыхим положенийклассиковдревности Пселлоставался темне менее самобытным("артистическим")философом,умея, как никтодругой, соединятьи примирятьтезисы античнойфилософии ихристианскогоспиритуализма,подчинятьортодоксальнойдогматике дажетаинственныепрорицания оккультныхнаук. Однако,сколь ни осторожныи искусны былипопытки интеллектуальнойвизантийскойэлиты уберечьи культивироватьрационалистическиеэлементы античнойнауки, остроестолкновениеоказалосьнеизбежным:пример тому- отлучение отцеркви и осуждениеученика Пселлафилософа ИоаннаИтала. ИдеиПлатона былизагнаны в жесткиерамки теологии.Рационалистическиетенденции ввизантийскойфилософиивоскреснут теперь не скоро,лишь в обстановкенарастающегокризиса XIII-XV вв.,в особенностив условияхожесточеннойборьбы смистиками-исихастами.
Литература
Общийупадок творческойактивностив "темные века"с особой силойотразился насостояниивизантийскойлитературы.Вульгаризация,отсутствиелитературноговкуса, "темный"стиль, шаблонные характеристикии ситуации -все это утвердилосьнадолго как господствующиечерты произведенийлитературы,созданных вовторой половинеVII- первой половинеIX столетия.Подражаниеантичным образцамуже не находилоотзвука в обществе.Главным заказчикоми ценителемлитературноготруда сталочерное духовенство.Монахи былисплошь и рядоми авторамижитий. Агиографияи литургическаяпоэзия вышлина переднийплан. Проповедьаскетизма,смирения, надеждна чудо и потустороннеевоздаяние,воспеваниерелигиозногоподвига - главноеидейное содержаниелитературыэтого рода.
Особыхвысот византийскаяагиографиядостигла в IXстолетии. В середине X в.около полуторасот наиболеепопулярныхжитий былиобработаныи переписанывидным хронистомСимеоном Метафрастом(Логофетом).Упадок жанраобозначилсяв следующем,XI в.: вместо наивных,но живых описанийстали господствоватьсухая схема,шаблонныеобразы, трафаретныесцены жизнисвятых.
Вместес тем житийныйжанр, неизменнопользовавшийсяширочайшейпопулярностьюсреди народныхмасс, оказывалзаметное влияниена развитиевизантийскойлитературыи в X и в XI вв. Вульгаризациянередко сочеталасьс яркой образностью,реалистичностьюописаний, жизненностьюдеталей, динамизмомсюжета. Средигероев житийнередко оказывалисьнеимущие иобиженные,которые, совершаямученическийподвиг во славубога, смеловступали вборьбу с сильнымии богатыми, с несправедливостью,неправдой излом. Нота гуманизмаи милосердия- неотъемлемыйэлемент множествавизантийскихжитий.
Религиознаятематика доминировалав эту эпоху ив поэтических произведениях.Часть их непосредственноотносиласьк литургическойпоэзии (церковныепеснопения,гимны), частьпосвящалась,как и агиография,прославлениюрелигиозногоподвига. Так,Федор Студитстремилсяопоэтизироватьмонашескиеидеалы и самыйраспорядок монастырскойжизни. Возрождениелитературнойтрадиции,заключавшейсяв ориентациина шедеврыантичностии в их переосмыслении,особенно заметнымстало в XI-XII вв.,что сказалосьна выборе исюжетов, и жанров,и художественныхформ.
Как вовремена античности,эпистолография,изобиловавшаяреминисценциямииз древнейгреко-римскоймифологии,стала средствомярко эмоциональногоповествования,самовыражения автора, поднимаясьдо уровня изысканнойпрозы. Смелозаимствуютсяв этот периодсюжеты и формыи восточнойи западнойлитературы.Осуществляютсяпереводы ипереработкис арабскогои латыни. Появляются опыты поэтическихсочинений нанародном, разговорномязыке. Впервыеза всю историюВизантии начинаяс IV в. оформилсяи стал постепенно расширятьсяс XII в. цикл народоязычнойлитературы.Обогащение идейного ихудожественногосодержаниялитературыза счет усиления народной фольклорнойтрадиции,героическогоэпоса наиболеенаглядно предстаетв эпическойпоэме о ДигенисеАкрите, созданнойна основе цикланародных песенв X-XI вв. Фольклорныемотивы проникаюти в возродившийсяв ту пору эллинистическийлюбовно-приключенческийроман.
Эстетика
На второйпериод приходитсятакже и расцветвизантийской эстетики. Развитиеэстетическоймысли в VIII-IX вв.было стимулировано борьбой вокругкультовыхизображений.Иконопочитателямпришлось подытожитьглавные христианскиеконцепцииобраза и на ихоснове разработатьтеорию соотношенияобраза и архетипа,прежде всего применительнок изобразительномуискусству. Былиизучены функцииобраза в духовнойкультуре прошлого,осуществленсравнительныйанализ образовсимволическихи миметических(подражательных),- по-новомуосмысленноотношениеобраза к слову,поставленапроблема приоритетаживописи врелигиознойкультуре.
Наиболееполное развитиеполучило в туэпоху антикизируещее направлениеэстетики,ориентировавшеесяна античныекритерии прекрасного.Возрождалсяинтерес к физической(телесной) красотечеловека; получалановую жизньпорицавшаясярелигиознымиригористамиэстетика эротизма;вновь пользовалосьособым вниманиемсветское искусство.Новые импульсыобрела такжетеория символизма,особенно концепцияаллегории;стало ценитьсясадово-парковоеискусство;возрождениекоснулось идраматическогоискусства,осмыслениюкоторого посвящалисьспециальныетруды. В целомэстетическаямысль в Византиив VIII-XII вв. достигла,пожалуй, высшейточки своегоразвития, оказываясильной влияниена художественнуюпрактику рядадругих странЕвропы и Азии.
Изобразительноеискусство
Кризисныеявления переходнойэпохи в византийскойкультуре былиособенно затяжнымив сфере изобразительногоискусстваVII-IX вв., на судьбахкоторого сильнее,чем в другихотраслях, сказалосьиконоборчество.Развитие наиболеемассовых, религиозныхвидов изобразительногоискусства(иконописи ифресковойживописи) возобновилосьлишь после 843г., т.е. после победыиконопочитания.Особенностьнового этапасостояла в том,что, с однойстороны, заметно возросло воздействиеантичной традиции,а с другой - всеболее устойчивыерамки приобреталвырабатывавшийсяв ту эпоху иконографическийканон с егоустойчивыминормами, касавшимисявыбора сюжета,соотношенияфигур, самыхих поз, подборакрасок, распределениясветотенейи т.п. Этому канонув последующембудут строгоследоватьвизантийскиехудожники.Создание живописноготрафаретасопровождалось усилениемстилизации,призваннойслужить целямпередачи через зрительныйобраз не столькочеловеческоголика, сколькозаключеннойв этом образерелигиознойидеи. Достигаетв тот периоднового расцветаискусствоцветного мозаичногоизображения.В IX-XI вв. реставрировалисьи старые памятники.Возобновлялисьмозаики и вхраме св. Софии.Появились новые сюжеты, в которыхнаходила отражениеидея союзацеркви с государством.
В IX-X вв.существеннообогатилсяи усложнилсядекор рукописей,богаче и разнообразнейстали книжныеминиатюры иорнамент. Однакоподлинно новыйпериод в развитиикнижной миниатюрыприходитсяна XI-XII вв., когдапереживаларасцвет константинопольскаяшкола мастеровв этой областиискусства. Вту эпоху, вообщеведущую рольв живописи вцелом (в иконописи,миниатюре,фреске) приобрелистоличные школы, отмеченныепечатью особогосовершенствавкуса и техники.
Архитектура
В VII-VIII вв.в храмовомстроительствеВизантии истран византийскогокультурногокруга господствовалата же крестово-купольнаякомпозиция,которая возниклав VI в. и характеризовалась слабо выраженнымвнешним декоративнымоформлением.Большое значениедекор фасадаприобрел в IX-Xвв., когда возники получилраспространениеновый архитектурныйстиль. Появлениенового стилябыло связанос расцветомгородов, усилениемобщественнойроли церкви, изменениемсоциальногосодержаниясамой концепциисакральной архитектурыв целом и храмовогостроительствав частности(храм как образмира). Возводилосьмного новыххрамов, строилосьбольшое число монастырей,хотя они были,как правило,невелики поразмеру. Помимоизменений вдекоративномоформлениизданий, менялисьи архитектурныеформы, самакомпозициястроений.Увеличивалосьзначение вертикальныхлиний и члененийфасада, чтоизменило исилуэт храма.Строители всечаще прибегалик использованиюузорной кирпичнойкладки. Чертынового архитектурногостиля проявилисьи в ряде локальныхшкол. Например,в Греции X-XII вв.свойственносохранениенекоторойархаичностиархитектурныхформ (не расчлененностьплоскостифасада, традиционныеформы небольшиххрамов) - с дальнейшимразвитием иростом влияниянового стиля- здесь такжевсе шире использовалисьузорный кирпичныйдекор и полихромнаяпластика.
Музыка
В VIII-XII вв.оформилосьспециальноемузыкально-поэтическое церковноеискусство.Благодаря еговысоким художественным достоинствам,ослабело влияниена церковнуюмузыку музыкифольклорной, мелодии которойранее проникалиранее даже влитургию. Вцелях еще большейизоляции музыкальныхоснов богослуженияот внешнихвоздействий была проведенаканонизациялаотональнойсистемы - "октоиха" (восьмигласия).Ихосы представлялисобой некиемелодическиеформулы. Однакомузыкально-теоретическиепамятникипозволяютзаключить, чтосистема ихосовне исключалазвукорядногопонимания.Наиболее популярнымижанрами церковноймузыки сталиканон (музыкально- поэтическаякомпозицияво время церковнойслужбы) и тропарь(едва ли не основнаяячейка византийскойгимнографии).Тропари сочинялисько всем праздникам,всем торжественнымсобытиям ипамятным датам.Прогресс музыкальногоискусствапривел к созданиюнотного письма (нотации), а такжелитургическихрукописныхсборников, вкоторых фиксировалисьпеснопения(либо толькотекст, либотекста с нотацией).Общественнаяжизнь такжене обходиласьбез музыки. Вкниге "О церемонияхвизантийскогодвора" сообщаетсяпочти о 400 песнопениях.Это и песни-шествия,и песни во времяконных процессий,и песни при императорскомзастолье, ипесни-аккламации,и т.п.
С IX в. вкругах интеллектуальнойэлиты нарасталинтерес к античноймузыкальнойкультуре, хотяэтот интереси имел по преимуществутеоретическийхарактер: вниманиепривлекалане столько самамузыка, сколькосочинениядревнегреческихмузыкальныхтеоретиков.
Как итогко второмупериоду я хотелбы сказать, чтоВизантия в этовремя достигланаивысшегомогуществаи наивысшейточки развития культуры. Вобщественномразвитии и вэволюции культурыВизантии очевидныпротиворечивыетенденции,обусловленныеее срединным положениеммежду Востокоми Западом.
III период
Краткаяхарактеристика
Третийже период (XII-XIVвв.) можно краткоохарактеризовать,как наивысшуюточку развитияфеодализмаи развал Византийскойимперии. Ввидунедостаткаматериала поданному периодуможно отметитьлишь то, что,несмотря нато, что Византияпросуществовалана 1000 лет дольшеВеликой Римскойимперии, онабыла завоеванатаки в XIV в.турками-сельджуками.Но, несмотряна это, Византиявнесла огромныйвклад в развитиемировой культуры.Ее основныепринципы инаправления культуры перешлик соседнимгосударствам.Практическивсе времясредневековаяЕвропа развиваласьна основе достиженийвизантийскойцивилизации.Византию можноназвать "вторымРимом", т.к. еевклад в развитиеЕвропы и всегомира ничем неуступает Римскойимперии.
Бычков В.В. Малаяистория византийскойэстетики. - Киев,1991.
Всемирнаяистория государстваи права. Энциклопедическийсловарь. / Подредакцией А.В.Крутских. – М.:Инфра-М, 2001.
Каждан А.П.Византийскаякультура (X-XII вв.).– М., 1997.
Культура Византии.В 3-х т. – М., 1984-1991.
Удальцова З.В.Византийскаякультура. – М.,1988.