«Зарубежное искусство второй половины XX века»
Ученицы 11 А класса
Средней школы №5
Г. Сморгонь
Грукало Ольги
2
Неужели вы не понимаете, что где-то мы сбились с пути?
Человеческий муравейник стал богаче, чем прежде…
И все же нам не хватает чего-то существенного,
Чему трудно подыскать определение.
А.де Сент-Экзюпери
ВВЕДЕНИЕ
Закончившаяся вторая мировая война мало чему научила человечество. Не успели оплакать родные и близкие многочисленных жертв, как политики снова поделили мир на своих врагов, на коммунистов и капиталистов, на блок стран социализма и капитализмом. В мире вновь началось противостояние с безудержной гонкой вооружения, теперь уже ядерного. Образ врага проникал в общественное сознание людей, поражал недоверие. Неоднократно мир стоял перед угрозой развязывания новой войны, особенно в момент Карибского кризиса 1962г. на Кубе. Кеннеди и Хрущеву хватило здравого смысла, чтобы избежать второй мировой войны. Вот главе противостояния находились две супердержавы - США и СССР. Мир неоднократно был свидетелем позорных локальных войн против Вьетнама, Кореи и других народов Индокитая.
После войны на освобожденной Советской Армией Территории Европы образовалось несколько социалистических государств, которые вошли в систему социализма. В идеологии противостояние между системами капитализма и социализма было непримиримым и даже воинственным («холодная война»), то в искусстве влияние капиталистического Запада на страны социализма было заметным. Последним кто поддался этому влиянию был СССР, но и то до последнего времени новые икания художников в 60-70, 80-х гг. признавались формалистическим искусством и запрещались официальной идеологической линией.
После второй мировой войны в странах социализма (Болгария, Венгрия, Чехословакия, Румыния, ГДР) началось становление социалистического искусства , нередко под идеологическим давлением, поэтому процесс сопровождался противоречиями. Здесь образовались различные и своеобразные школы со своими путями к реалистическому искусству , исходящими из национальных традиций, из опыта советского искусства и всей реалистической культуры мира. История жизнь и труд народов, их путь к социализму, борьба за лучшее будущее, борьба против угрозы новой войны составили содержание этого искусства.
В странах капитализма продолжалось наступление модернизма в самых различных его проявлениях, во главе этого модернического всплеска стали США. Лишь в конце 80-х годов наметилась некоторая усталость от модернических экспериментов, у искусства вновь появилась потребность в профессионалах высокого класса.
Центр изобразительного искусства переместился в США с середины 60-ххг. Художники- бунтари стали стремится за океан, как ранее они приезжали в РИМ, а потом в Париж для получения всемирной признательности.
США же продолжают оставаться фаворитом мирового кинопроизводства, которое здесь представляет отдельную отрасль индустрии, но поток всегда уничтожает индивидуальное творчество, поэтому весь мир окунулся в низкопробный омут вестернов, детективов, мелодрам, триллеров и т. д. Сделанных в США. Но несмотря на свою низкопробность эта продукция выполняет свои идеологические задачи навязывания американского образа жизни. Все запретные меры в странах Европы по ограничению потока заокеанского кино в 50-70 годы не увенчались успехом.
Картина стилей и направлений искусства 2-й половины XX в. крайне пестрая. Больше приходится говорить о моде в искусстве, чем о новых серьезных течениях. Больше в искустве появилось выдумщиков ремесленного пошиба, нежели мастеров, способных мыслить образно и создавать образные произведения. Но все это представляется любопытным, и мы предпримем попытку дать кратную характеристику искусства 2-й половины XX в.
3
ЛИТЕРАТУРА
Литература как самый чуткий вид искусства стояла в зависимости от общественных процессов 2-й половины ХХ в. Она реагировала на национально-освободительное движение, на
молодежное движение 60-х гг., на агрессию стран капитализма в Индокитае, на смену политических ориентаций правящих режимов т. д. Литературное искусство а разных странах имеет свои национальные особенности, мы отметим лишь слабые общие закономерности литературного процесса 2-й половины ХХ в..
Во второй половине ХХ в. стремительно расширяется международный диапазон литературы. На мировую арену выходят национальные литературы освободившихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Становятся всеобщим достоянием сокровища их древней культуры, ранее находившиеся в забвении.
Во 2-й половине ХХ в. становятся распространенным явлением международные литературные контакты.
В западной литературе ощущаются настроения пессимизма, обреченности, страха перед будущим.
Научно-технический прогресс в общественных отношениях наложили отпечаток а тематике литературы. Космос, роботы. Компьютеры стали объектами интереса многих писателей.
Вся западная литература делится на 2 больших пласта: «массовая» литература и «большая» литература. Массовая литература заполняла полки книжных магазинов, она рассчитана на общий потребительский уровень , с целью отвлечь , развлечь , позабавить человека, пощекотать ему нервы и т.д.. Обычно эта многотиражная литература создается по определеному шаблону (драматизация сюжета и сексуальные приключения, отождествления героя с читателем, «хеппи-энд» для улучшения настроения и ничего общего с искусством не имеет, хотя случаются исключения (например английские шпионские и детективные романы).
В большой литературе происходят творческие поиски, которые влияют на литературный процесс, преобразуют литературу, развивают ее.
Демократический накал Сопротивления, когда под одной крышей объединились писатели совершенно разных эстетических убеждений, существенно повлиял на дальнейшее послевоенное творчество тех, кто участвовал в антифашистском движении. Это сказалось на развитии неореализма, характерного для Италии (романы Альберто Моравия). Но вскоре временное единение ушло в прошлое, и литература стала представлять собой пеструю разнообразную картину, в которой время от времени одни цвета менялись на другие, но количество их всегда было большим.
Мощным явлением литературы 2-й половины ХХ в. стала литература модернизма. Особенно ярко это проявилось в драматургии (театр абсурда или антитеатр, пьесы Ионеско и Беккета) и поэзии. Поэты отгораживали от реальности, предлагая себе и узкому кругу реальность. Созданную ими самими.
Виднейшим представителем французского модернизма является поэт Рене Шар. До войны он был сюрреалистом, в годы войны был командиром крупного партизанского соединения, написав «Листки Гипоса» (1946) – дневник военной жизни партизанского соединения («Между миром и мной нет досадной завесы»), но после войны Шар возвращается к новым экспериментам в поэзии. Его творчество очень разнообразно, своим учителем его считают авангардисты, заводящие поэзию в дремучие дебри, и поэты реалистического склада. Вот несколько афоризмов из произведений Шара: «В самую страшную бурю рядом отыщется птица, чтобы нас утешить» («встающие на заре»), «вино свободы киснет если его не пить…» («Возвращение верховья»), «Чтобы вырасти надо уметь волноваться» («Тридцать три фрагмента»). «Тень твоя может коснуться даже навоза, но в тебе должно быть только святое» (Спутники в саду»), «Не жалуйся , что живешь ближе к смерти, чем другие смертные» («Встающие на заре»).
Формалистическими поисками - игрой слов, обыгрыванием отдельных слогов,
4
непонятных неологизмов, занималась группа УЛИПО. Созданная в ноябре 1960г. Группа поставила своей задачей выработать правила конструирования стиха без поэтического вдохновения, как в математике. Видными представителями группы были Рэмон кено и Жак Рубо. Кено предлага читателю сасмостоятельно складывать сонеты. Так строчки его сонетов разрезались и свободно листались, читатель мог например, первую строчку первого сонета соединить со 2-й строчкой второго, 3-ю – шестого и т.д. И могло получится что-нибудь такое:
Удивляет всех эта серая равнина
Человек с вульгарным вкусом требует хороших стихов
Мы продрогли так словно стоим голышом на льдине
Римляне и Греки тщетно ищут свои слова.
Сборник назывался «Сто тысяч миллиардов стихотворений» (1961), эксперимент по взаимозаменяемости строк Кено продолжал в книге «Первоначальная мораль» (1975). Шедевры и ремесленные подделки создавались по одной технике – это считалось интересным и новым.
Преподаватель в Сорбонне Рубо предложил математическую поэзию. В 1967г. вышла его книга «Эпсилон», в которой автор хотел подчинить поэзию определенному ритму, правилам синтаксиса, даже если она не имеет смысла. Читать книгу нужно, но было по правилам японской игры. Читая страницы то с белыми то с черными отметками. Каждое слово автор хотел сделать холодной цифрой и криком. Поэтому в книге было общественное звучание трагического разлада с миром:
Я зол и мрачен в золе и прахе
В мои литавры грохочет время
Влачу в пустыне аскезы бремя
Мой лик вопит утверждая страхи
…
я тот которого кто-то режет
лезвием солнечного топора
я тот над которым пламя и скрежет
но скорбь храни меня как нора
душит меня ночная гниль
кожу сдирает дневная гниль
Водное место во французской литературе принадлежало Жаку Прево, который опирался на традиции Гюго и «умел разговаривать с народом» и откликался на происходящие события:
За кулисами прогресса
Интригуемые люди
Интегрально занимаются
Прогрессирующим разложением
Терпящей бедствие истерии.
Так Прево выморенные мысли , используя заумные слова и неологизмы.
Истинны пленные
Молодежь с забитым кляпом во тру
Если молодежь рот откроет
То силой хода вещает
И силой порядка
Рот ей заткнут.
Закрывают!