С древних времен этот праздник назывался днем просвещения и праздником светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тьме и сени смертей», спасти падший род человеческий. Поэтому в древней церкви был обычай крестить (духовно просвещать) оглашенных как в навечерие (канун) Богоявления, так и в сам праздник. В эти дни в храмах и на водоемах совершается великое освещение воды, которая является святыней, исцеляющей душу и тело. Её принято сохранять в течение года, окропляя вещи, принимая в случае болезней и других недугов [40, 73].
На третьем пасхальном яйце изображен сюжет великого двунадесятого праздника «Вход Господень в Иерусалим», который торжественно отмечается церковью с воспоминаниями о царском прославлении Иисуса Христа перед его крестной смертью.
Благая весть о том, что Спаситель придет в мир и уже сходит в Девичью утробу, дабы родиться как простой смертный, соединяется в нашей молитвенной памяти с ликующими призывами встретить Иисуса Христа, грядущего в Иерусалим, чтобы принять мученическую смерть как человек и возродить к новой жизни всё человечество.
В эти дни великое множество людей переполняло город. Отовсюду собрались они в Иерусалим на празднование иудейской Пасхи. Все слышали о великом учителе и целителе, о его последнем чуде – воскрешении Лазаря, все хотели видеть его.
И вот он появился, спускаясь с горы Елеонской, по царски восседая на молодом осленке. Народ пришел в ликование. Иисуса встречали криками: «Осанна (спаси) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» – путь его устилали одеждами и пальмовыми ветвями. Славили его как царя-победителя , и никто не понимал, что это шествует царь всех царей, победитель смерти, что в Иерусалим входит сам Господь для принесения себя в жертву за грехи людские, чтобы исполнить пророчества и преобразить этот мир. В древности преподнесение пальмовых ветвей во время победных торжеств означало благодарственное посвящение данного праздника Высшему существу - Богу. На Руси ветви финиковой пальмы заменились ветками вербы [40, 116].
На клейме четвертого яйца изображение распятого на кресте Христа Спасителя. Это тот великий час, когда он своей пречистой кровью омывает грехи всего человечества – всех нас.
Изображение фигуры Христа дает ощущение напряженного страдания и крайности человеческих мук определены пластическими приемами: уплощенностью торса, утонченностью конечностей, “бессильным” наклоном головы.
С левой стороны в великой скорби стоит Пречистая Дева-мать Иисуса Христа. Рядом Марина Магдалина-ученица Спасителя. С правой стороны – любимый ученик Христа Иоанн Богослов. Другие апостолы – ученики Спасителя малодушно оставили Его в эти страшные часы. Над крестом была прибита дощечка, на которой было написано: “Иисус Назорей, Царь Иудейский”.
Пятое яйцо, представляющее собой сердце композиции посвящено непостижимому по своей сущности моменту Воскресения Христова, который в Евангелии не описан. Оно и не могло быть видимо телесными очами. Как произошло само восстание из мертвых, в каком виде был воскресший Спаситель – это остается сокровенной тайной. Мы знаем только, что ни камень, приваленный к дверям гроба, ни печати, наложенные на него, ни воинская стража, ни законы природы, ни сама смерть – ничто не могло удержать в гробу пречистого тела.
Особое место в иконографии Спасителя занимают иконы Воскресения Христова – великого христианского праздника Пасхи. Они обычно помещаются в праздничном ряду иконостаса в храме, однако Воскресение Господне не входит в число двунадесятых праздников, поскольку является главным христианским праздником. Иконография Воскресения Христова сложилась в раннехристианский период на основе текстов Евангелия: апокрифов, псалмов, пророчеств и святоотеческой литературы.
Замечательные образы “Воскресения Христова” на протяжении многих веков создавало искусство византийского круга, в том числе и древнерусская живопись. В согласии с православным пониманием смысла живописи, эти произведения наравне с пасхальным богослужением, с обрядом приобщают к сути и радости великого события.
В своем стремлении к истинности и верности христианскому вероучению художники православного мира ничего не изображали “по самомышлению”, а строго следовали рассказу Евангелия. Но в самом Евангелии собственно Воскресение не описано, в нем лишь сообщается об этом событии, дается его неопровержимое подтверждение. И в древнейшие раннехристианские времена не изображали, а как бы обозначали “Воскресение Христово”, представляя жен-мироносиц, пришедших к гробу, и ангела, благовествующего им о воскресении Спасителя [4, 20].
В традиционной православной иконографии никогда не изображается само Воскресение Христово как не могущее быть ни изображенным, ни даже представленным в воображении. Но существует две пасхальные иконы, взаимно дополняющие друг друга. На одной изображен момент предшествующий Воскресению, или даже само начало его – выход Господа из узилища смерти и высвобождение душ праведников. На другой – событие, непосредственно последующее Воскресению: явление ангела женам-мироносицам. Причем, икона Сошествие в ад точно иллюстрирует пасхальный тропарь.
А теперь обратимся к центральному пасхальному яйцу. Оно гораздо больше остальных, так как посвящено “празднику праздников и торжеству торжеств”. Праздник Воскресения Христова называется Пасхой. На этом яйце автор изобразил два клейма. На одном яйце изображен момент предшествующий Воскресению. В центре представлен Христос на фоне золотого ореола. Одной ногой он стоит на круглом камне, а другой на облаке. Рядом сидят два ангела, сверкающие золотом нимбов, сияющие розовыми и золотистыми одеждами.
На втором клейме изображен сюжет “Сошествие в ад”. По углам подымаются горки, означающие землю. Внизу чернеет адская бездна, в которую, в сияющих золотым светом одеждах спускается Христос. Христос показан в легком повороте влево, стоящим на скрещенных створах врат ада. К стопам Спасителя склонилась праматерь Ева.
Основная богословская идея иконографии Воскресения Христова состоит в утверждении победы Христа над адом и смертью. Христос сходит в ад, разрушает силу дьявола и освобождает из ада ветхозаветных праведников. Особое значение в толковании образа Спасителя в данной иконографии приобретает символика света. Христос изображен в пронизанных золотым потоком света одеждах, на фоне сияющей мандорлы — блестящего ореола, означающего его божественную славу. В Сошествии в ад блестящая слава Спасителя являет собой контраст между светом и тьмой, царством добра и зла. Согласно толкованиям раннехристианских авторов, Христос «как Солнце правды... осветил сидящих во тьме светом божественных лучей и показал им свет истины».
В целом сложная композиция иконографии праздника Воскресения, восходящая к текстам Священного Писания и творениям церковных авторов, отражает идею Воскресения Христова в применении к спасению людей и возможности будущего всеобщего воскресения [26, 16].
При оформлении пасхальных яиц, кроме клейм использован также растительный орнамент (см. приложение 19). Он же изображен на подставках и тарели. Причина изображения орнамента (языческого символа) в христианской композиции заключается в том, что корни праздника Пасхи гораздо глубже и связаны с древним культом умирающих и воскресающих божеств растительности, ведущим свое происхождение еще с Древнего Востока.
На формирование растительной символики значительное воздействие оказало учение о райском саде, где согласно раннехристианскому писателю Папию (II в.) полно прекрасных растений, воплощающих в себе божественную гармонию природы. Среди них важное место занимала роза. Из-за своих колючек она символизировала Христа и его страдания, а также его любовь к людям. Петр Дамиани (XI в.) нарек Марию «Розой рая». Согласно легенде, она была зачата от розы и из розового куста вылетел Иисус в виде птички. Богородицу изображали в обрамлении венка из роз который, как и четки, символизировал единство всех верующих. На картине немецкого художника А. Дюрера (1471-1528 гг.) «Праздник четок» Мария с сыном раздают венки из роз, которые можно воспринимать «пропуском» в рай. Эллинское «око земли»- роза стала эмблемой христианских святых, которых именовали «солью земли». В видении рая Данте они образуют лепестки гигантской небесной розы. Кроме того, роза стала символом церкви» где перемешаны злые и добрые, праведные и грешные как аромат розы с ее колючками.
Как цветок, связанный с логически непостижимым и тем самым представляющим великую тайну Богом, роза использовалась тогда, когда нужно было подчеркнуть секретность чего-нибудь. В Древней Греции в том случае, если желали сохранить в тайне содержание беседы, над столом подвешивали розу. В средневековой Европе на стаканах гравировали надпись: «чтобы здесь ты не говорил, должно остаться под розой». Римско-католические папы дарили золотую розу лицам, оказавшим им услугу, которая далеко не всегда подлежала оглашению [13, 26].
2.3. Технология выполнения росписи на деревянных пасхальных яйцах
При художественном оформлении пасхальных яиц, выполненных в рамках дипломной работы, был применен один из самых популярных видов декоративного искусства - роспись. Роспись по дереву появилась давно. Причиной было желание украсить окружавшие человека предметы: немудреную лавку, опечек, а особенно посуду, подававшуюся на стол. Это не только украшало ее, но и могло предохранить от вредных действий влаги.