Смекни!
smekni.com

Искусство росписи пасхальных яиц (стр. 16 из 17)

Эффективность применения компьютера в учебном процессе в значительной мере зависит от качества обучающих программ. При их составлении характерна опора на научную теорию, либо на так называемый здравый смысл, т.е. на интуитивные, часто недостаточно осознанные представления о процессе обучения и индивидуальный опыт, приобретенный разработчиками в процессе преподавательской работы [17, 35].

3.4. Разработка обучающей программы “Пасхальные яйца. Исторический экскурс”

В качестве методической части настоящей дипломной работы был разработан краткий учебный курс “Пасхальные яйца. Исторический экскурс”.

Цель данного курса – приобщение к духовной культуре учащихся посредством ознакомления с историческими аспектами и развитием росписи на пасхальных яйцах.

Для достижения поставленной цели выбраны следующие задачи:

· формирование художественного вкуса обучаемых;

· понимание особенностей росписи пасхальных яиц как особого вида декоративно-прикладного искусства;

· осмысление места росписи пасхальных яиц в ДПИ.

В результате обучаемые должны понимать:

· значение древних корней народного искусства

· связь времен в народном искусстве

· место и роль росписи пасхальных яиц в декоративно-прикладном искусстве в разные времена

Поскольку мы считаем, что данная тема серьезно может затрагиваться только при обучении уже достаточно взрослой аудитории, то нами было решено нацелить разработанный курс на учащихся старших классов средней школы и школы искусств, а также студентов средних и высших учебных заведений, и составить его в качестве ознакомительного пособия по данной теме.

В соответствии с возрастными особенностями целевой группы при составлении программы были выбраны принципы, формы и методы обучения особенно подходящие, на наш взгляд, для изучения данной темы. Среди принципов обучения нами было уделено особенное внимание индивидуализации, гуманизации, демократизации, интеграции, дифференциации и наглядности.

Для успешного выполнения перечисленных принципов и так как при обучении объявленной возрастной группы особое место занимает индивидуализация обучения, нами была выбрана такая инновационная форма обучения, как компьютерный урок с применением методов демонстрации учебного материала и рассказа.

В результате нами разработана универсальная компьютерная обучающая программа, способная выступить в качестве дополнительного учебного пособия в старших классах общеобразовательной школы, школы искусств, средних и высших учебных заведений, а также в учебных заведениях дополнительного профессионального образования (см. приложение 20).

Обучающая программа состоит из четырех разделов. Первый раздел посвящен историческим аспектам возникновения пасхальных яиц. В разделе раскрыты вопросы символического значения яйца, появление и смысл их декоративного оформления. Второй раздел затрагивает вопросы развития искусства украшения пасхальных яиц в России. В следующем разделе описаны основные центры народного искусства по производству пасхальных яиц и особенностям их оформления. В заключительном разделе приведен обзор современного состояния росписи пасхальных яиц. По окончании каждого раздела обучаемым предлагается несколько вопросов по изученной теме, ответив на которые они могут перейти к изучению следующего, либо прервать обучение. При ошибочном ответе обучаемым предлагается ознакомиться с материалом раздела снова. Отвечая на вопросы разделов обучаемый может оценить внимательность изучения пройденного материала.

Тематическая цельность обучающей программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты обучаемых с декоративно-прикладным искусством, приобщить их к художественной культуре.

Заключение

В процессе выполнения настоящей дипломной работы было проведено изучение литературных данных, касающихся выбранной темы, на основании которого проведен анализ исторических аспектов возникновения и развития искусства художественного оформления пасхальных яиц в России.

Дана характеристика основных центров народного искусства по производству пасхальных яиц и выявлены их отличительные особенности.

Проведен анализ аналогов изделий: сюжетов и элементов декора на расписных пасхальных яйцах.

Также был сделан обзор современного состояния росписи пасхальных яиц из которого следует, что эта традиция не утратила своего значения, а приобрела более эстетический характер.

По результатам анализа, проведенного в первой главе дипломной работы можно прийти к заключению, что художественно оформленные пасхальные яйца получили такое широкое распространение среди различных слоев российского населения, что о них можно говорить как о своеобразном виде декоративно-прикладного и народного искусства.

Во второй главе было раскрыто обоснование выбора темы, материала, композиции, сюжетов, мотивов орнамента и техники исполнения серии пасхальных яиц. Тема “Житие Иисуса Христа” была обусловлена возросшим интересом к евангельской истории и возрождением христианской культуры в современный период. При выполнении творческой работы за основу взято объединение языческих и христианских мотивов, что придает композиции определенную оригинальность. Здесь же приведена технология, использованная при выполнении росписи.

В результате была выполнена серия пасхальных яиц на тему “Житие Иисуса Христа”.

В методической части дипломной работы раскрыто содержание народного искусства как средства эстетического воспитания молодого поколения. Здесь приведены основные психолого-педагогические особенности возрастных групп обучаемых, раскрыты особенности применения компьютерных технологий в педагогическом процессе. В соответствии с выбранной темой и возрастными особенностями целевой группы были выбраны принципы, формы и методы обучения на основании которых разработана компьютерная обучающая программа “Пасхальные яйца. Исторический экскурс”. Программа предназначена для индивидуального обучения учащихся старших классов, студентов средних и высших учебных заведений. Ее цель – приобщение обучаемых к духовной культуре.

В заключение можно сказать, что поставленные в данной дипломной работе цель и задачи выполнены. Раскрыты основные аспекты художественного оформления пасхальных яиц росписью. Изготовленная в рамках дипломной работы серия расписных пасхальных яиц в дальнейшем может быть использована в качестве образца для изготовления на предприятиях народных художественных промыслов. Теоретическая часть может служить для продолжения исследований данной темы.

Поскольку в настоящей работе основное внимание уделено только одному из способов их оформления, то целесообразно дальнейшие работы студентов нацелить на исследование других.

Также последующие работы могут быть направлены на изучение зарубежного опыта и традиций оформления пасхальных яиц.

Литература

1. Агапкина Т. Пасхальные праздники // Родина. 1996. №4. - С.74-77.

2. Антонова О.А. Искусство и православие. М.: Московский рабочий, 1983. - 94 с.

3. Аристова У.В. Дорого яичко к христову дню // Народное творчество. 1996. №2. - С. 16.

4. Барская Н. Пасха // Юный художник. 1995. №3. - С. 19-23.

5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. проф. Петровского А.В. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1973. - 288 с.

6. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М.: Галарт, 1998. - 328 с.

7. Горшкова В. Светоносная палитра // Родина. 1994. №2. - С.96-103.

8. Грицюк В. И в радость, и в доход // Родина. 1995. №9. - С.105-107.

9. Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву / Под ред. к.и.н. Супрун Л.Я. (3-е изд., перераб и доп.). М.: Лесная промышленность, 1985. - 208 с.

10. Жегалова С.К. Русская народная живопись. М.: Просвещение, 1984. - 160 с.

11. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. (Условность древнего искусства). М.: Искусство, 1970. - 125 с.

12. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками: Кн. для учителя: Из опыта работы / Ершова А.П., Захарова Е.А. и др. М.: Просвещение, 1991. - 128 с.

13. Касперавичюс М.М. Функции религиозной и светской символики. Л.: Знание, 1990. - 32 с.

14. Крывелев И. Против Пасхи. М. 1937. - 63 с.

15. Кузин В.С. Психология / Под ред. Ломова Б.Ф. Учебник. (2-е изд., перераб. и доп.). М.: Высшая школа, 1982. - 256 с.

16. Махмутова Х.И. Роспись по дереву: пособие для учителя; из опыта работы. М.: Просвещение, 1987. - 79 с.

17. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обученияю М.: Педагогика, 1988. - 192 с.

18. Мелентьев Ю.С. Родники народного искусства // Декоративное искусство СССР. 1978. №8. - С. 1-5.

19. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. Пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования (3-е изд.). М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997. - 608 с.

20. Никитин В. Дорого яичко к христову дню // Наука и религия. 1996. №4. - С. 14.

21. Овчинникова Е.С. Церковь Троицы в Никитниках. М.: Искусство, 1970. - 180 с.

22. Ольховченко Э. Светики // Народное творчество. 2000. №1. - С. 24-26.

23. Онуфриева И., Миронова Е. Пасхальные сюрпризы Карла Фаберже // Юный художник. 1990. №7. - С.37-40.

24. Пасха: Двунадесятые праздники, воскресная школа. - 28 с.

25. Полуянов Ю.А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством // Вопросы псилогии. 1998. №5. - С. 94-101.

26. Полякова О. Иконография Иисуса Христа. (Статья вторая. Иконография христианских праздников) // Мир музея. 1999. №6. с.14-22.

27. Полякова О. Иконография Иисуса Христа. (Статья третья. Оригинальное музейное исследование на основе собрания икон в музее-заповеднике “Коломенское”) // Мир музея. 2000. №1. - С.16-22.

28. Полякова О. Рождество Христово в русской иконе // Советский музей. 1990. №6. - С.54-60.

29. Родимцева И.А. Ювелирные изделия фирмы Фаберже. М.: Реклама, 1971. - 24 с.

30. Родимцева И.А., Куцак Л. Последний ювелир последних Романовых // Родина. 1993. №1. - С.62-65.