Но была еще одна родственная Петрарке душа, разглядевшая красоту природы, которой не видело средневековье. То была душа Амброджо Лоренцетти. Этот человек догадался, что природа прекрасна. До него пейзажи писали только как фон к священным историям, изображавшим невероятные чудеса святых потустороннего мира. Амброджо и его старший брат Пьетро были учениками известного сиенского живописца Симоне Мартини, наряду с которым в сиенской живописи после Дуччо, они являются самыми значительными творческими индивидуальностями. Первое известное произведение Амброджо Лоренцетти было создано в 1319 г. для церкви Сант Анджело в Вико л'Абате близ Флоренции. Это "Мадонна из Вико л'Абате". Здесь впервые проявляет себя вызывающая удивление новая, яркая индивидуальность, которая сразу становится заметной после "Маэста" Дуччо и Симоне Мартини; даже после "Мадонны Оньиссанти" флорентийца Джотто. О Джотто Дж. Вазари (летописец, оценивший величие эпохи Ренессанса, создав неповторимую историко-художественную книгу "Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения") писал так: "Джотто открыл врата истины для тех, кто привел в наши дни искусство к великому совершенству". В своей книге Вазари показывает, что первые проявления неоренессанской культуры восходят еще к концу XIII - началу XIV века (называя этот период Проторенессанс - "детство" искусства, освобожденное от средневековых традиций). Величайший мастер этого времени флорентиец Джотто - "Данте итальянской живописи" (как называет его Вазари) был одним из зачинателей искусства Возрождения.
Творцы XIII - начала XIV века закладывают фундамент новой идеологии; расцвет и широкое распространение ее происходит позже, с XV в. со времени, когда окончательно победившие богатые горожане вручили во Флоренции власть Козимо Медичи и принялись со всей свойственной им энергией за переустройство и украшение окружающего их мира. Над Италией взошло солнце Ренессанса. Не была тогда Италия единой страной. Состояла она из небольших герцогств и республик, враждовавших между собой. Владелец каждого государства стремился прославить себя и охотно принимал при своем дворе артистов, музыкантов, певцов, поэтов, художников. Флоренция, находившаяся под властью династии шерстянщиков и банкиров - Медичи, стала тогда самой передовой итальянской республикой в области искусства, философии и естественных наук. Звезда рода Медичи засияла и стала подниматься все выше во времена экономического подъема Флоренции в XIV веке.
Теперь в XV веке расцвет экономики Флоренции остался в прошлом, но именно сейчас пышного расцвета достигло ее искусство. Она переживала Ренессанс,- по словам Ф.Энгельса, "самый большой прогрессивный переворот из всех, которые знало человечество". Ренессанс возродил интерес к человеку, оправдал его плоть, считавшуюся в средневековье "вместилищем греха". Возрос интерес и к античной философии, в частности идеализму Платона. В преддверии этой блестящей поры стоят крупнейшие мастера новых возрожденческих принципов; широко применяемых в XV веке - живописцы Мазаччо ("Изгнание из рая"), Мантенья ("Поклонение волхвов), Боттичелли (Рождение Венеры"). Величайший зодчий всех времен архитектор Брунеллески, который воскресил искусство древних римлян и даже создал и нечто более великое. Рождение нового архитектурного стиля.
Два флорентийских ювелира, Брунеллески и его молодой друг Донателло отправились в Рим - источник красоты и совершенства. Брунеллески хотел стать зодчим, Донателло - ваятелем, и оба не были удовлетворены тем, чему могли научиться дома. Во Флоренции от времен античного мира не осталось ничего, кроме бесформенных руин и обломков скульптур. Античные памятники Рима тоже по большей части лежали в развалинах, но еще возвышалось несколько зданий, которые и в своей искалеченности вызывали почтение: Колизей, Пантеон, Триумфальные арки Тита и Константина, воздвигнутые в Древнем Риме. Из числа статуй императоров и языческих богов оставалась стоять только одна - конная статуя императора Марка Аврелия. Остальные же после воцарения христианства были сброшены с пьедесталов, некоторые разбиты, они были занесены землей и поросли травой. Оба флорентийца с восторгом взирали на все то, что осталось от римского искусства. Брунеллески проводил в Пантеоне целые недели. Донателло изучал конную статую. Охватившая их жажда увидеть как можно больше памятников античного искусства, заставила приступить к выкопке из земли частей того, что когда-то было цельным. Главным сокровищем, восставшим из погребенных руин, стало новое мышление и новое искусство. Донателло и Брунеллески не стали копировать творения римских авторов, скульпторов, архитекторов, они разжигали ими свою творческую фантазию. Донателло хотел быть последователем римлян в достоверном изображении природы. То, к чему ощупью стремились Данте, Петрарка, Джотто,, Лоренцетти, Леонардо, Микеланджело, Рафаэль: новый человек, человек Ренессанса, наконец-то родился во Флоренции. В творениях Донателло и Брунеллески. То был, по мнению Джорджо Вазари, второй период - "юность" искусства, когда реализм изображения может достигаться изучением анатомии и перспективы, а художники достигают совершенства - строгим соблюдением меры в пропорциях.
Художественна система картины, сложившаяся в период "лета" Ренессанса, уже с начала XVI века начинает изменяться, обогащаться, совершенствоваться, но основные принципы ее не утрачивают своего значения вплоть до наших дней. Третий период (конец XV и середина XVI века - Высокое Возрождение) - золотой век, время зрелости и полного овладения изображением натуры и технического совершенства, превзошедших даже античные образы. В этот период Ренессанс представлял собой пышные плоды того экономического подъема, который происходил еще в XIII-XIV веках. Поэтому не удивительно, что на его волне вознеслись великие художники-флорентийцы, настоящие титаны - Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти из Урбино; они подняли художественную школу на недосягаемую высоту. Самым старшим из этих трех величайших деятелей флорентийского искусства был Леонардо да Винчи. О нем, одном из завершителей искусства Возрождения, может быть сказано то же, что Вазари говорит об одном из зачинателей этого искусства - Джотто, также (как и Леонардо) выросшем в деревенской обстановке: "Он по природной склонности к живописи проводил целые дни, рисуя на плитах, на песке, на земле что-нибудь с натуры или то, что ему приходило в голову". В юности Леонардо попал в мастерскую Верроккио, где сохранялась традиция Брунеллески, искусство которого оказало особое влияние на формирование творческого облика юного Леонардо. В момент появления его в мастерской, Верроккио работал над статуей "Давида" (второй, первую сотворил великий Донателло). 14-летний мальчик принял участие в этой работе. И все заказы для мастерской Верроккио проходили не без участия Леонардо, что безусловно играло большую роль в формировании творческой индивидуальности художника - самое их содержание, их тематика как бы наметили дальнейшие пути его жизни и деятельности.
Спустя три десятилетия со дня рождения Леонардо, на свет явился человек, которому суждено было стать величайшим последователем гениальных творцов целой эпохи Ренессанса.
Рафаэль, самый молодой из тройки титанов, не знал мук творчества, присущих его предшественником, что придает особую привлекательность творениям его гениальной кисти. Художественные идеалы Ренессанса он воплотил в своих многочисленных произведениях с наиболее возможной полнотой. Многому его научил Леонардо, но Рафаэль не стал его слепым последователем. Любимой его темой была мадонна, преданную материнскую любовь которой, нежную женственность он умел изображать с непревзойденной прелестью. Как и Боттичелли, Рафаэль давал на своих картинах выход столь редкой в итальянском Ренессансе чувствительности. Лучшая из работ Рафаэля, относящихся к теме мадонны - это "Мадонна на зеленом лугу". Лицо молодой златокосой матери воплощает тот идеал женской красоты, который Рафаэль искал в течении всей жизни и не мог, по его собственному признанию, найти в одной реальной женщине. Создавая эту картину, Рафаэль безусловно вспоминал "Мадонну в гроте" Леонардо.