Человек с его земными страстями и желаниями появился и в литературе. Запретная прежде тема плотской любви, ее натуралистические описания получили право на существование. Однако плотское не подавляло духовного. Писатели старались создать гармонию двух начал, или, по крайней мере, их уравновесить. Непознанный мир человеческой души – вот что в первую очередь интересовало писателей Возрождения. Французский поэт XV в. Франсуа Вийон так выражал мысль о неведении человеком себя самого:
Я знаю, как на мед садятся мухи.
Я знаю смерть, что рыщет все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.
Литература Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности, как "Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле, драмы Шекспира, роман "Дон Кихот" Сервантеса и многие другие, органично соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия. Сонеты Петрарки, новеллы Бокаччо, героические поэмы Ариосто, Тассо, сатирический трактат Эразма Роттердамского "Похвала глупости"… Написанные разными авторами, окрашенные многоцветьем национального колорита, каждое в своей форме и по-своему – они воплощали в себе идеалы и идеи возрожденческого гуманизма.
Музыкальное искусство также оказалось захвачено животворным потоком преобразований. В музыке эпохи Возрождения, проникнутой гуманистическим мироощущением, развиваются вокальная и инструментальная полифония (многоголосье), появляются новые жанры светской вокальной и инструментальной музыки. Эпоха завершается появлением новых музыкальных жанров – сольной песни, кантаты, оратории и оперы.
Ренессанс поставил в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир.
Открытием эпохи Возрождения был пристальный взгляд назад, в глубь веков, во время уже прожитое людьми, населявшими когда-то Рим Древний и Великий город. Гуманисты, оглядываясь в Античность, оставались безусловными христианами. В собственной жизни, в своих гуманитарных студиях они соединили два равновеликих мира - Античность и Христианское средневековье. Таким образом, Возрождение задает неизвестное ранее временное единство - духовную историю человечества. Европа впервые ощутила и осознала себя в едином, непрерывном, животворящем и всесвязующем временном потоке, в который и поспешила с радостью окунуться. К закату Возрождения это ощущение утратится, и Гамлет произнесет роковые слова: "Распалась связь времен...".
[*] Фротолла и виллантела в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал.
Литература.
[1]. Денис Чернобаев. Сто дорог. Очерк. См. приложение А.
[2]. Советский энциклопедический словарь. Советская
энциклопедия. М., 1979 г.
3. Философская энциклопедия. Государственное научное издательство "Советская энциклопедия". М., 1960 г.
4. Драч Г. В. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.
5 История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения (Под. ред. Брагиной Л.М.). - М.:Высшая школа, 1999.