Смекни!
smekni.com

История литья на Руси (стр. 1 из 3)

ОТЛИВКИ КАТАКОМБНОЙ, АНДРОНОВСКОЙ И СРУБНОЙ КУЛЬТУР

Свой исторический путь развития многие народы нашей страны прошли так же, как и другие народы планеты, — от камня к бронзе и железу. На берегах Амура пять тысячелетий назад жили племена, создавшие очаг культуры, не уступающий культуре других племен того времени. Высокой культуры достигли жившие на Востоке страны чжуржени (предки некоторых наших восточных народностей); их культуру уничтожили монголы. Но еще за полторы тысячи лет до чжурженей в долине Енисея существовал один из древнейших очагов цивилизации кыргызов. Кстати сказать, у древних кыргызов было очень развито литейное ремесло: они, пожалуй, одни из первых в мире освоили технику литья цепочки (цельнолитые удила и др.).

Предки народов Советского Союза издревле славились высоким мастерством литья. Некоторые народы передавали литейное ремесло своим потомкам, и оно продолжало развиваться с развитием самих народов. Такова история развития народов Закавказья, южного Востока, предков славян и других народов нашей страны. Иногда завоеватели уничтожали культуру целых народов, на века затормаживали ее развитие или смешивались с покоренным народом и, обогащая друг друга, создавали новые ценности материальной культуры. Дошедшие до нас литые изделия Урарту, Скифии и народов Других государств, занимавших в древности обширные районы нашей страны, поражают своим совершенством.

Единственными законными наследниками древних культур на нашей территории являются ныне живущие на ней народности.

Народы, населявшие территорию нашей страны, очень давно умели изготавливать изделия из меди. В холмах Анау, близ Ашхабада, обнаружены медные изделия, относящиеся к концу IV — началу III тысячелетий до н. э. Особенно высокого уровня развития достигла металлургия на Северном Кавказе в середине III тысячелетия до н. э., далеко обогнав по темпам развития другие районы материковой Европы. К тому же времени относится появление медных изделий на территории теперешней Армении, Азербайджана, Грузии, а также Украины и Молдавии.

На огромной территории от Волги до Днепра металлические изделия появились в III тысячелетии до н. э., о чем свидетельствуют находки в катакомбных погребениях. Некоторые изделия этого времени, например булавки, представляют собой сложные отливки, для изготовления которых требовалось довольно развитое ремесло. Из этого можно заключить, что простые изделия из меди изготовляли значительно раньше.

В начале II тысячелетия до н. э. бронза получила распространение на огромной территории теперешних многих областей Советского Союза. Территория Казахстана, степной и лесостепной части Западной Сибири и Южного Приуралья была занята племенами с весьма однородными для всех мест памятниками так называемой андроновской культуры (по названию места первой находки у с. Андроново Красноярского края). Хотя андроновская культура и близка к культуре катакомб по многим признакам, развитие ее литейных ремесел находилось на более низком уровне. На рис. 1, а представлены изделия из бронзы андроновской культуры. Некоторые из литых находок представляют собой простейшие отливки, в то время как отливки катакомбной культуры сложнее и более качественно выполнены. Быть может это объясняется тем, что наиболее характерные отливки андроновской культуры пока не известны.


Очень близкую андроновской — так называемую срубную культуру (название происходит от способа погребения в срубных ямах под курганами) — создали в то же время племена, населявшие соседние районы — Поволжье и Причерноморье. Как и андроновская, срубная культура имеет много общего с катакомбной.

Многие отрасли хозяйства андроновской культуры, например гончарное дело и другие ремесла, были развиты значительно выше, чем срубной. Однако по изделиям из бронзы, дошедшим до нас, можно сделать обратный вывод. Племена срубной культуры имели высокоразвитое литейное ремесло. Об этом можно судить не только по отливкам, но и по найденным при раскопках литейным формам. На рис. 1, б приведены некоторые бронзовые изделия из сосново-мазенского клада Среднего Поволжья. Наряду с изделиями, простыми по своей конструкции и технике исполнения, имеются также отливки, требовавшие сложных литейных форм (даже если эти формы и были каменными).

Таким образом, можно сделать вывод, что многие племена на территории нашей страны уже к концу III — началу II тысячелетия до н. э. обладали развитыми литейными ремеслами и изготовляли сложные литые орудия труда и оружие.

ТРУДНО ЛИ ОТЛИТЬ УДИЛА?

Сейчас изготовление удил не представляет никакой трудности: их из стали может отковать любой кузнец даже в маленькой деревенской кузнице. Но в глубокой древности, когда железо только начало входить в жизнь человека, удила делали литыми. Каким бы простым изделием ни казались на первый взгляд удила, для их литья требовалось незаурядное мастерство древних литейщиков. Сложность заключалась в том, что звенья удил должны быть влитыми друг в друга так, чтобы они могли свободно вращаться, изгибаться с помощью колец на конце звена. Литье подобных деталей, например цепей, и для современных литейщиков связано с определенными трудностями. У древних же литейщиков их было чрезвычайно много. Не будет преувеличением, если мы скажем, что в старину могли лить удила лишь там, где было хорошо развито ремесло литья, где литейщики проявляли истинное мастерство и выдумку.

В разных районах нашей страны уже в I тысячелетии до в. э. были известны совершенные способы литья удил. Интересно отметить, что почти в одно и то же время у разных племен существовали особые, самобытные приемы: на Енисее удила отливали иначе, чем на Северном Кавказе или в Средней Азии. Но какой бы способ литья мы ни изучали, все они свидетельствуют о том, что народы, населявшие нашу страну 2500—3000 лет тому назад, владели техникой литья, не уступавшей технике народов на Западе или Востоке, за пределами теперешних границ СССР.

Высокого для того времени уровня организации племени и культуры достигли древние кыргызы на Енисее. Кыргызские литейщики владели мастерством изготовления сложных отливок, применяли в технике литья оригинальные приемы. К тому времени многие народы владели секретом литья по восковым моделям. Владели этим искусством и кыргызы.

Археологические находки на среднем течении Енисея и в других районах Сибири свидетельствуют о том, что уже в VII в. до н. э. металлургия начала складываться в особую отрасль производства. Особенно высокого уровня развития достигли бронзолитейные ремесла тагарской культуры (название получено по острову Тагарскому). Их изделия были распространены по всей Сибири, а также встречались на Дальнем Востоке и в Европейской части СССР. Около V в. до н. э. здесь начала развиваться металлургия железа. Тагарские бронзовые отливки (кинжалы, ножи, украшения, бытовые предметы, детали конской сбруи) отличались большим разнообразием и художественным исполнением. Многие из них украшены литыми художественными изображениями звериного стиля.

Большого мастерства достигли тагарские литейщики в литье конских удил. Форме их придавалась пластичность, своеобразная тонкость и чистота исполнения (рис. 2, а—г). Подробное исследование тагарских удил, хранящихся в Государственном историческом музее (г. Москва), позволяет точно установить, что они отливались по восковым моделям. Одновременно лились оба звена. Современный литейщик отдает себе отчет в том, какое высокое мастерство для этого требовалось, так как даже сейчас литье по спаренным восковым моделям представляет большие трудности.

Раскопки у с. Кобан (отсюда название кобанская культура) свидетельствуют о том, что уже на грани II и I тысячелетий до н. э. жители Северного Кавказа умели отливать сложные отливки, часто прекрасно орнаментированные. Многие бронзовые отливки снабжены тонкой и художественно исполненной инкрустацией из железа. Племена этой культуры знали уже литье в металлические формы (или, как теперь принято называть, кокильное литье).

В период кобанской культуры впервые начинают использовать лошадь в домашнем хозяйстве для верховой езды и как тягловую силу. Удила кобанской культуры — своеобразные произведения искусства. Это — сложные отливки, изготовление которых требовало хорошей техники литья. Здесь уже встречаются четырехзвенные удила (рис. 2, ж) с особым видом псалий (вертикальные стержни на концах удил), а также удила, звенья которых отлиты заодно с псалиями. Причем, последние представляют собой красивые художественные отливки, например в виде двух лошадиных голов, с несколькими тонкими ушками-пронизями.

Удила отливались не по спаренным моделям, а методом налива одного звена на другое с использованием восковых моделей. Этот же метод применялся и для ремонта других удил: на рис. 2, д представлены удила, в которых левое звено налито на отломавшуюся псалию. Нет необходимости подчеркивать, что в творчестве мастеров кобанской культуры был особый «почерк». Для них характерно стремление делать отливки дерзкой сложности и почти всегда как самостоятельные художественные произведения.

Примерно в то же время своеобразная техника литья удил существовала у некоторых народов Средней Азии. Здесь, очевидно, в V—IV вв. до н. э. преобладали каменные формы. В них отливали даже удила. Но сама техника литья не становилась от этого примитивней. Напротив, древние мастера Средней Азии на примере техники литья удил демонстрируют перед нами большое искусство.

В Государственном историческом музее хранятся ничем не примечательные удила этого периода, найденные близ озера Иссык-Куль. Неизвестно, по какой причине удила не были использованы в работе и даже не были обработаны после литья: на них сохранились литники, заливы и т. п. (рис. 2, е). Именно это позволило с большой достоверностью восстановить очень сложную технологию литья, которая была применена почти 2500 лет тому назад. Отливались они в каменных формах последовательно, то есть сначала отливалось одно звено, а затем к нему во второй форме приливалось второе. На стыке звеньев применен сложный глиняный разъемный стержень; он не только служил для выполнения отверстия в кольце второго звена, но в нем располагалось и кольцо уже готового звена. Такой прием литья удил в те древние времена представляется весьма совершенным.