Смекни!
smekni.com

История театра древней Греции, Рима и средневековья (стр. 3 из 3)

Литургическаяи полулитургическаядрама. Одной из формтеатральногоискусствараннего средневековьястала церковнаядрама.Борясьпротив остатков античного театра,против сельскихигрищ,церковьстремиласьиспользовать действенность театральнойпропагандыв своих целях.Ужев IX веке театрализуется месса,вырабатываетсяритуал чтенияв лицах эпизодовиз легенд о жизни Христа,оего погребениии воскресении.Из этих диалогов рождаетсяранняя литургическаядрама.Существовалодва цикла такой драмы-рождественский,рассказывающийо рожденииХриста,и пасхальный,передающийисторию еговоскресения. В рождественскойлитургическойдраме посредине храма ставили крест,потомего заворачивалив черную материю,чтоозначало погребение телагосподнего. В пасхальнойлитургическойдраме разыгрываласьсцена трех Марий и ангелау гроба Христа (их изображали четверо священников).Ангелспрашивал:"Коговы ищете в гробу,христианки?" Марии хором отвечали:"ИисусаНазарянина,распятого,онебожитель!"И ангел говорил им:"Его здесь нет,он восстал,как предсказал раньше.Идитевозвестите,чтоон восстал изгроба!" Послеэтого хор пел молитву,восхлавлявшуювоскресениеХриста. Со временемлитургическаядрама усложняется,разнообразятсякостюмы "актеров",создаются"режиссерскеиеинструкции"с точным указанием тестаи движений.Всемэтим занималисьсами священники. Устроителилитургическихпредставлений накопили постановочный опыт и сталиискусно показыватьнароду вознесениеХриста и другие евангельскиечудеса.Приближаяськ жизни и используя постанавочные эффекты,литургическаядрама уже непривлекала,а отвлекала прихожан отслужбы.Развитиежанра таилов себе его самоуничтожение. Не желая отказатьсяот услуг театраи не будучи всилах совладать с ним,церковныевласти выводят литургическую драму из-под сводов храмовна паперти.Нарождаетсяполулитургическаядрама (середина XII в.).И тутцерковныйтеатр,формальнонаходясь во власти духовенства,подпалпод влияниегородскойтолпы.Теперьона уже диктует емусвои вкусы,заставляетдавать представленияв дни ярмарок,а не церковныхпраздников,полностьюперейти на родной,понятный толпеязык. Заботясь обуспехе,церковникистали подбирать более житейские сюжеты,и материаломдля полулитургическойдрамы становятся библейские сюжеты,подверженныебытовомутолкованию.Библейскийлегенды подвергаютсяс течениемвремени поэтической обработке.Вводятся и техническиеновшества:окончательно устанавливается принцип симультаннойдекорации,когдаодновременнопоказывается несколько мест действия;увеличиваетсячисло трюков. Однако,несмотряна все это,церковная драма продолжала сохранять теснуюсвязь с церковью.Драмаставилась на паперти,на церковные средства,еерепертуарсоставлялсядуховными лицами (хотя участникамипредставлений,нарядусо священникамии миряне). Так,причудливообъединяя взаимоисключающие элементы,церковная драма существоваладолгое время.


Светскаядраматургия. Первые росткинового реалистическогонаправлениясвязываются с именем трувера(т.е.трубадура)Адама де Ла-Аль(около 1238-1287) из французскогогорода Арраса.ДеЛа-Аль был страстноувлечен поэзией,музыкойи театром.Онжил в Парижеи в Италии (придворе Карла Анжуйского)и получил довольно широкую известность как поэт,музыкант,драматург. В творчествеАдама де Ла-Альнародно-поэтическоеначало сочеталось с сатирическим.Вего произведениях были зачатки будущего театра Возрождения.Нона протяжениисредних вековэтот драматург не имелпродолжателей.Жизнерадостностьи вольная фантазия меркли под воздействиемцерковныхстрогостей и прозаической трезвости городов. Сатирическоеначало народныхзрелищ драматургииАдама де Ла-Аль нашло своепродолжениев фарсах,героямикоторых былито ярмарочный зазывала,товрач-шарлатан,тоциничный поводырь слепца.Однако жанр фарсадостиг своегорасцвета позже,вXV веке.В XIII же веке комедийнаяструя заглушаласьтеатром миракля,тоже имевшим своей темой жизненныесобытия,нообращеннымк религии.


Миракль. Само названиемиракль происходитот латинского слова "чудо".И действительно,всеконфликты,поройочень остроотражавшие жизненные противоречия,в этом жанре разрешались благодаря вмещательству божественныхсил-святогоНиколая,девыМарии и т.д.С течением времениэти пьесы,сохраняярелигиознуюморализацию,всеострее показывалипроизволфеодалов,силутемных страстей,владевших знатными ибогатыми людьми.В первом из известных нам мираклей-"Игра освятом Николае"(1200)-в центре внимания было чудо,совершенноесвятым для избавления христианина,попавшего в языческийплен,и историяв него лишь отзвуком крестовых походов.Более поздний"Миракль о Роберте-дьяволе" давал уже общую картину кровавоговека Столетней войны (1337-1453) и страшный портрет бессердечногофеодала. Само время-XIVвек,полныйвойн,народныхволнений и бесчеловечных расправ,-объясняетразвитие такогопротиворечивого жанра,как миракль.С однойстороны,крестьянскиемассы бралисьза топоры,восставали,сдругой-подчинялисьтяжелой жизни.Отсюдаи элементы критики,и религиозноечувство в мираклях. Большинствомираклей строилосьименно на бытовом материале-из жизни города,изжизни монастыряили средневековогозамка.Разоблачая притеснителейнарода,миракльо Берте рисует в положительном свете тех людейиз их среды,которые не подвержены порокам и страстям,присущимзнати,и могут,попавв среду простых тружеников,быть срединих своимилюдьми. Двойственностьмиракля быласвязана сидеологической незрелостью городскогобюргерстватого времени.Неслучайно миракль,начинавшийся обычно с обличительного изображения действительности,всегда заканчивался компромиссом,актом раскаяния и прощения,что практическиозначало примирениес только что показанными злодеяниями,ибопредполагалов каждом злодеевозможногоправедника.Это устраивалои бюргерскоесознание,ицерковь.


Мистерия. Время расцветамистериальноготеатра-XV-XVI века,время бурного расцвета городови обострениясоциальныхпротиворечий.Городуже в значительноймере преодолелфеодальнуюзависимость,ноеще не подпал под властьабсолютногомонарха.Мистерияи явилась выражением расцветасредневековогогорода,егокультуры.Она выросла из так называемых"мимическихмистерий"-городскихпроцессий вчесть религиозныхпраздников,в честь торжественных выездов королей.Из этих празднествпостепенно складывалась площадная мистерия,использующаяранний опытсредневековоготеатра. Представлениямистерийорганизовывалисьне церковью,агородскими цехами имуниципалитетами.Авторами выступали деятели нового типа-ученые-богословы,юристы,врачи.Несмотряна то,что руководила постановкамивысшая буржуазиягорода,мистериибыли массовым площадным самодеятельным искусством.В представлениях участвовали сотни человек. Мистериальнаядраматургияразделяетсяна три цикла:"ветхозаветный",имеющийсвоим содержаниемциклы библейских сюжетов;"новозаветный",рассказывающийисторию рождения и воскресения Христа,и "апостольский",вкотором сюжетыпьес былизаимствованыиз "Жития святых" и частичноиз мираклейо святых. Ярким примеромранней мистерииможет служитьогромная (50 тысяч стихов,242действующихлица) "МистерияВетхого завета",содержавшая 38 отдельныхэпизодов.Ееглавными героямибыли Бог,ангелы, Люцифер,Адами Ева.В мистериипоказывалось сотворение мира,восстание Люциферапротив Бога,библейскиечудеса. Мистерия раздвинулатематическийдиапозонсредневекового театра,накопилаогромный сценический опыт,который был использован последующимижанрами средневековья. Исполнителеммистерии былгородскойлюд.Отдельные эпизоды огромного театрального представления исполнялись представителями различныхгородскихцехов.При этом мистерия давала возможность каждой профессиипроявить себякак можно полней. Мистерии развилитеатральнуютехнику,утвердилив народе вкус к театру,подготовилинекоторыеособенностиренессанснойдрамы.Но к 1548 году мистериальнымобществам,особенно широко распространеным во Франции,запрещаютпоказ мистерий:слишком ощутимой стала критическаякомедийнаялиния мистериальноготеатра.Причина гибели еще и в том,чтоона не получила поддержки со стороны новых,прогрессивныхсил общества.Религиозноесодержание отталкивало людей гуманистическинастроенных,аплощадная формаи критичекие элементывызывали гоненияцеркви. Историческаяобреченностьмистерии была предрешенавнутренней противоречивостьюжанра.К томуже мистериальныйтеатр потерял и свою организационнуюпочву:королевскаявласть искореняетвсе городские вольностии запрещаетцеховые союзы.Мистерия подвергается резкой критикесо стороны каккатолическойцеркви,так иреформационногодвижения.


Моралите. Реформационноедвижение (Реформация)развернулась в Европе в XVI в.Оно носилоантифеодальныйхарактер иприняло формуборьбы с идеологическойопорой феодализма-католическойцерковью. Реформационноедвижение утверждаетпринцип "личного общения с Богом",принципличной добродетели.Вруках зажиточного бюргерства мораль становитсяоружием борьбы и против феодалов, и против неимущих городскихмасс.Стремлениепридать святость буржуазному мировоззрениюрождает театрморалите.Онвырастает из мистерий,в которых нравоучительнаядидактиказаключаласьв религиозные формы и часто теряла смысл из-за соседства бытовых комических сцен.Моралитеосвободиломорализацию как от религиозных сюжетов,так и отбытовых отвлечений и,обособившись,обрело стилевое единство ибольшую дидактическуюнаправленность.Однако при этом были утеряныдейственностьпостановкии жизненныечерты персонажей. Основным признакомморалите являлся аллегоризм.В пьесах действуют аллегорическиеперсонажи,каждый из которых олицетворяет какой-то человеческийпорок илидобродетель.Этиперсонажи лишены индивидуальныххарактеров,идаже реальныевещи в их руках превращаются всимволы.Столкновениягероев строились соответственно борьбе двухначал:добраи зла,духа итела.Этот конфликтчаще всего изображалсяв виде противопоставлениядвух фигур,двухперсонажей,олицетворяющихсобой доброеи злое начала,воздействующие на человека. Разумные людиидут по стезедобродетели,неразумныеже становятся жертвамипорока-этуосновнуюдидактическуюмысль утверждалина разные ладывсе моралите. Авторами некоторыхморалите были ранние гуманисты,профессора средневековыхшкол.В Нидерландахсочинениеми постановкойморалите занимались патриоты,борящиеся против испанского засилья.Их пьесы былиполны современныхполитическихнамеков,за чтоавторы и актеры нередкопреследовались. В своем развитииморалите частичноосвобождалосьот строгой аскетическойморали:подвоздействиемновых общественныхсил в нем проявлялосьнекотороестремление к реализму.Противоречия жанра были признакомсближения сжизнью.В иныхморалите ужеможно было встретитьмотивы социальнойкритики. Историческоезначениеаллегорическогожанра было в том,что он внес в средневековуюдраматургиючеткость,поставилперед театром задачу построениятипическогообраза.Но,будучиво власти догматической морали,этотжанр не смогпородить ничегозначительного.


Фарс. Площаднойплебейскийфарс выделяется в самостоятельный театральный жанрсо второй половиныXV века.Однакоон до этого прошел долгий путьскрытогоразвития.Самоназвание происходитот латинского farta ("начинка").И действительно,устроители мистерий сплошь и рядомписали:"Здесьвставить фарс". Веселые масленичныепредставленияи народныеспектакли даютначало "дурацкимкорпорациям"-объединениеммелких судебныхчиновников,разнообразнойгородскойбогемы,школяров,семинаристов.ВXV в. шутовскиеобществараспространяютсяпо всей Европе.ВПариже были четыре большиеорганизациии регулярноустраивались смотры-парады их фарсовыхпредставлений.Вэтих парадахвысмеивались выступлениЯ епископов,словопрениясудей,въездыкоролей в город.В ответ на это светскиеи духовныевласти преследовали фарсеров,изгоняли их из горда,бросалив тюрьмы. Фарс повернутвсем своимсодержаниеми художественнымстроем к действительности.Он высмеивает солдат-мародеров,монахов-торговцев индульгенциями,чванливыхдворян,скаредныхкупцов.Остроподмеченные и обрисованныечерты характеровнесут сатирическизаостреный жизненныйматериал. Главными принципамиактерскогоискуства дляфарсеров были характерность,доведеннаядо пародийнойкарикатуры,и динамизм,выражающий активностьи жизнерадостностьсамих исполнителей. Сценическойзадачей фарсеровбыло воссозданиеопределенных типов:ловкогогородскогомолодчика,хвастливогосолдата,хитрогослуги и т.п.Но приопределенностисценическихтипов-масокбыла развита и импровизация-следствиеживого общения фарсеров с шумной ярмарочнойаудиторией. Судьба веселыхкомическихлюбительскихкорпораций фарсеров от год в год становилась все плачевнее.Монархическая и церковная власть всесильнее наступалана городскоевольномыслиеи на одну из форм его-фарсовыйтеатр.В концеXVI-начале XVII в.под ударами властей прекращаютсуществованиекрупнейшиекорпорациифарсеров. Фарс оказалбольшое влияниена дальнейшееразвитие театра Западной Европы.ВИталии из фарса родилась комедия дель арте;в Испании-творчество "отца испанского театра" Лопе де Руэда;а Англии по типуфарса писалсвои интерлюдииДжон Гейвуд,в Германии-Ганс Сакс;воФранции фарсовыетрадиции питали искусство гениальногоМольера.Именнофарс стал звеноммежду старым и новым театром.


Список использованнойлитературы:


1.Учебникпо историисреднихвеков.Из-во"Просвещение",Москва,1984г


2.БольшаяСоветскаяЭнциклопедия.2-ое издание,том 18,стр 507-510.


3."Историязарубежноготеатра",под редакцией проф.Г.Н.Бояджиева и

проф.А.Г.Образцовой.Из-во "Просвещение",Москва,1981г


4.И.М.Тронский "История античной литературы".Из-во "Высшая

школа",Москва,1988г