За Цветочным садом на уступе был вырыт большой пруд с кривыми очертаниями в стиле барокко, в центре которого возвышался островок, обложенный каменными плитами. Назывался он Миражеским прудом, видимо в связи с планировавшимися многочисленными водяными затеями. Не была осуществлена и идея установки на островке обелиска с четырьмя фигурами Нептуна. Не были созданы и чудесные водометы. Пруд был огорожен деревянной балюстрадой, были посажены деревья: 121 ясень, 120 лип, 10 дубов. В ту пору, в 1721 годy, полагалось сажать деревья высотой 7 футов 2 дюйма.
Миражеский Пруд был засыпан землей в 1938 гoдy из-за строительства Государственной канцелярии. Территория была оформлена в стиле необарокко, при этом соблюдались принципы регулярного садово-паркового искусства. Но первоначальный замысел был безвозвратно утрачен.
В стороне от Верхнего сада, ближе к морю, простирается дубовая роща, сохранившаяся с времен Северной войны, а справа находились два барочных здания: дворцовая кухня и ледник. Строительство деревянной кухни началось в 1724 году. позднее ее снесли и построили каменное одноэтажное здание, к которому в 1827-1832 годах был пристроен мансардный этаж. В кухне еще имеются барочные окна. Внутренние помещения пере- строены в жилье и поэтому не сохранились открытые очаги и большие плиты с мощными дымоходами с раструбом.
Не перестроен сводчатый нижний этаж ледника, а верхний имеет современный вид. Здесь была квартира-ателье художника Иоханнеса Греэнберга.
Фруктовый сад и Каштановый сад.
Регулярный центр Фруктового сада был сосредоточен у дома Петра I. Разделенный аллеями на 4 части он,имел форму прямоугольника. Одна из аллей равнялась на главную композ- иционную ось, а пересекавшаяся с ней подходила к бане. Это было простое деревянное строение с сенями, парильней и раздевальней. Прогулочная галерея длиной в 6 саженей, вероятно, проходила по западной стороне регулярного сада. Здесь выращивали яблони, вишни, сливы, груши, а также caжeнцы. Больше всего было вишен (в 1731 году шестьдесят деревьев). Кроме того, было высажено 350 кустов красной и черной смородины, 80кустов крыжовника. Летом в кадках выставлялись 40 апельсиновых деревьев.
Лишенный регулярности Каштановый сад был расположен южнее дopoги ведущей в Таллинн, и простирался до конца нынешней ул. Л. Koйдyлa, охватывая и улицу Мяэкалда. Территория использовалась не только как парк, но и как питомник часть каштановых саженцев, привезенных из Голландии, затем отправлялась в Петербург. В 1731 году в саду росло 433 каштана.
На плане, сделанном дворцовым архитектором И. Шульцем в период Правления Екатерины II и на обмерных чертежах, выполненных около 1800 года И. Бантельманном, отмечен ряд маленьких хозяйственных построек, расположенных на территории Каштанового сада. Все эти постройки не имели художественного значения, и об их сносе можно сожалеть лишь как о потере исторических памятников.
К сожалению, нет точных сведений о расположении и внешнем виде беседок Каштанового сада. Четыре беседки были полукруглые, одна - восьмигранная, две угловые беседки -трехугольные. Их диаметр был от 8 футов до 2 саженей, а высота -10 футов.
Наиболее привлекательным участком под обрывом Ласнамяги должен был стать большой каскад. Было задумано, что пpoрытый из озера Юлемисте канал направит воду к кадриоргским фонтанам и бассейнам.
Для сброса воды предназначался обрыв, расположенный сейчас над пешеходной лестницей в конце ул. А. Вейценберга.
Согласно принципам барочного садово-паркового искусства каскад, казавшийся естественным водопадом, должен был иметь и архитектоническое oбpaмлeниe в виде скульптур. Но в связи со смертью Петра I эти замыслы не были осуществлены. В эскизах и макетах остался и грот, для создания которого М. Земцов заказал из Петербурга золотистую, серебристую, синюю, зеленую и рудно-желтую фольгу.
Немного ниже каскада все же была выстроена система облицованных плитами каналов для питания Миражеского пруда и фонтанов Нижнего сада. Душой Каштанового сада и других разделов парка был садовник Илья Сурьмин из Петербурга. В нем счастливо соединился талант художника и садовника. В счетах указаны расходы на бумагу и краски, которые понадобились ему при создании узоров цветочных партеров.
Под руководством Ильи Сурьмина в сооружении парка участвовали сотни солдат гарнизонных полков. В 1731 году, когда парк был практически готов, Сурьмину помогали один ученик садовника, шесть огородников и три- дцать рабочих. Следует учитывать, что в заботах садовника нуждались и ведущие из парка аллеи, а также окружающий ландшафт .
Регулярный парк занимал всего 1/8 всей территории Кадриорга. Позднее, в конце XVIII века, когда регулярные парки во французском стиле вышли из моды и им на смену пришли английские пейзажные парки с их имитaциeй естественной природы, о сохранении стилевой чистоты Кадриорга уже никто особенно не беспокоился. Постепенно Нижний сад с подросшими деревьями приобрел вид лесопарка. Деревянные малые архитектурныеформы разваливались и их снесли, а цветочные партеры с узором ,бpoдери были ликвидированы еще в прошлом столетии. Несмотря на то, что территорию парка содержали в порядке и пытались придать ей модный облик, принципам барочного садово-паркового искусства она уже несоответствует. Сейчас в парке растет 70 видов кустов и деревьев.
ДАЛЬНЕИШЕЕ РАЗВИТИЕ КАДРИOРГА.
Если парк с самого начала предназначался для всеобщего посещения, то дворец стал доступной достопримечательностью лишь с течением времени.
Как царская резиденция дворец использовался сравнительно редко. Поэтому, начиная с 30-х годов XVIII века, ему пытались найти будничное применение. Официально Кадриорг находился до начала XIX века в подчинении Департамента двора. Это, в свою очередь, заставляло Канцелярию от строений Петербурга и губернатора Эстляндии поддерживать порядок во дворце и в парке. На протяжении XVIII века за застройку фактически несли ответственность дворцовые архитекторы. с 1730-го года их сменилось трое: присланный из Петербурга Жак Брокет, местный строительный мастер Иоганн Георг Тейхерт и губернский архитектор Иоганн Шульц,
который Приобрел известность после перестройки дворца Тоомпеа. В 1797 году дворцовым архитектором стал Иоганн Давид Бантельманн, оставивший заметный след в истории классицистического строительства в Эст- ляндии.
С 1806 roдa губернатор Эстляндии стал постоянно использовать Кадриорг в качестве своей лeтнeй резиденции. Во время визитов в Таллин во дворце останавливались все русские императоры -от Александра I до последнего из Романовых -Николая II.
После Октябрьской революции дворец был передан в распоряжение Таллиннского совета рабочих и солдатских депутатов.
В 1919 году началась история дворца как музея. В 1919 году, по решению Таллиннского городского управления, флигель, обращенный к морю, был передан смотрителю художественных ценностей скульптору Аугусту Вей- ценбергу. Он перенес сюда многие свои произведения.
В 1921 году во дворце разместился Эстонский музей. По настоянию правительства музею пришлось в 1929 году выехать из дворца, ставшего резиденцией президента. В связи с этим в 1933-1934 годах во дворце был произведен капитальный ремонт, в ходе которого реставрировали покосившийся потолок парадного зала, но в то же время в соседнем помещении разрушили барочный потолок с лепными украшениями.
По проекту архитектора А. Владовского между выступающими крыльями дворца был построен банкетный 3ал в стиле необарокко, который значительно нарушил целостность здания. Под руководством художника-при- кладника Р. Вундерлиха библиотека, украшенная инкрустированными панно, и некторые помещения были оформлены в барочном и национальном стилях.
Во 2-й половине XIX века бытовало мнение, что Кадриорг излишне велик для небольшого Таллинна, поэтому окраинные участки парка продавали для 3астройки. Так возникли нынешняя улица Мяэкалда, здания на Нарв- ском шоссе, позднее теннисный зал «Динамо» и постройки детской спортивной школы. Таким образом, одна треть первоначальной территории рарка была утрачена.
«Новый дворец» является современным архитектурным вариантом на темы исторического дворца и образует с Петровским дворцом единый ансамбль. Начиная с 1946 года дворец вновь является музеем. В 1930 году открыл свои двери Музей прикладного искусства, разместившийся в постройке XVII века, бывшем амбаре.В конце 1983 года принял первых посетителей музей Адамсона-Эрика (Люхике ялг, 3). В распоряжение музея реставраторами передана также бывшая церковь Нигулисте, в которой осенью 1984 года открыт концертный зал и музей средневекового искусства. Тогда же был открыт и мемориальный музей Кристьяна Рауда.