Смекни!
smekni.com

Керамика (стр. 5 из 5)

Чуть позже, в 1766 году, англичанин Фрэнснс Дж. Гарднер основал под Москвой в Вербняках свою фабрику фарфора. Наладить производство помогли мастера из Тюрингии. Особенно удались Гарднеру сервизы в честь побед русского оружия, все предметы которых украшены орденскими звездами и лентами. В 1780 году фабрика переехала в Тверь, а уже в 1891 году оказалась в руках крупнейшего русского фарфорового монополиста М.С. Кузнецова.

Кроме чисто глиняных изделий и утонченного фарфора существуют и другие виды керамики. Ближе к глинам по технике изготовления располагается майолика. Так называют изделия из цветной обожженной глины, крупнопористые внутри, а сверху покрытые двумя слоями глазури. На нижний слой непрозрачной глазури с содержанием олова ангобами наносили узор. а сверху его защищали другим слоем из блестящей свинцовой глазури. Обжигали живопись на майолике при низкой температуре, что позволяло сохранять интенсивность красок.

В Европу майолика пришла через посредство арабских торговцев. Потому, возможно, и получила сове название от острова Майорка - главного центра по экспорту испано-мавританской керамики в Италии. Расцвет европейской майолики приходится на XV -

XVII века. В Италии появляется множество керамических центров: Фаэнца, Кафаджоло, Урбино, Кастельдуранте. В poccioiмайолика становится известной в XVII веке. Из нее изготавливают зразцы, архитектурный декор (Москва, Ярославль). В XVIII веке становится известной майолика Гжели.

Белую майолику, изготовленную в крупнейшем керамическом центре Италии - Фаэнце - в заальлийских странах часто называли фаянсом. Однако подлинный фаянс, называемый специалистами «тонким фаянсом», рождается в Англии во второй половине

XVIII века. При изготовлении фаянса в белую глину примешивают известь. В итоге получается белое пористое изделие, которое сверху покрывают белой глазурью. В зависимости от содержания извести различают «мягкий тонкий фаянс» (с высоким содержанием извести), «средний тонкий фаянс» (со средним содержанием извести), и «твердый тонкий фаянс» (практически совсем без извести). Последний влд фаянса по виду и крепости очень напоминает фарфор или изделие из так называемой «каменной массы».

«Каменную массу» в качестве материала для керамики начали применять в XVI веке в Германии. Здесь глину равных 'эетов смешивали с различными измельченными минералами (полевым шлагом, кварцем и т.д.). Обжигая изделие при температуре 1200 • 1280е С получади очень твердую («каменную») массу, которая при формовке давала почти напористую поверхность. В самой Германии пделяя из каменной массы делали белыми, в Голландии - красными, в Англии - голубыми.