Смекни!
smekni.com

Керамика (стр. 1 из 5)

Глина, обожженная в костре - первый искусственный материал, полученный человеком. Свойства этого материала раскрывались человеку постепенно. До сих пор треть человечества живет в глинобитных хилишах. И это не считая домов из обожженных кирпичей. Из шины делают не только стены, но и поды с крышами. Чтобы повысить прочность такого глинобитного пола, его время от времени поливают соленой водой. Впервые появившиеся в Месопотамии клинописные письмена выдавливали на тонких глиняных табличках. Да и в сложный состав современной бумаги обязательно входит белая глина.

Использовали гакну исстари и как лечебное средство. Растяжение хил лечили пластырем из желтой глины, разведенной в уксусе. А при болях в пояснице и суставах на больные места накладывали глину, разведенную горячей водой с добавлением керосина. Знахари при ворожбе предпочитали использовать печную глину. Ей лечили от сглаза иди лихорадки. Маленькие же глиняные горшочки (махотки) ставили на тело при простудах как медицинские банки. Делали даже «кирпичные ингаляции», раскаляя в лечи кирпич, насыпая на него сверху луковую шелуху я вдыхая дым. А посыпая такой кирпич полынью или можжевельником, распугивали мух и комаров.

Глину даже ели. Жители Севера до сих пор употребляют в пищу «земляной жир» - белую глину. Едят ее с оленьим молоком или добавляют в мясной бульон. Да и в Европе приготовляли из глины лакомство наподобие конфет.

Есть старая русская загадка: «Был я на копанце, был я на топавде, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод бил. то людей кормил, а стар стад, пеленаться стал». До недавнего времени любой деревенский житель быстро разгадал бы ее. Это ведь обыкновенный печной горшок. А сама загадка подробно рассказывает его «жизненный путь».

«Копанцами» в русских деревнях называли ямы, где добывали глину. Гончары почтительно говорили о ней: «живая». «Живая плота», встречающаяся в природе, столь разнообразна по составу, что можно найти готовую смесь для изготовления любого вида керамики Естественно, если находят залежи ценных видов глины, то около них быстро вырастают гончарные производства. Так, например, случилось в Гжели под Москвой, где была найдена белая глина.

Найти подходящую глину дело непростое. Не всякая глина подходит для любого вида керамики. Например, для сосудов с блестящей черной поверхностью (чернодощеной) лучше всего подходит жирная железистая глина. Это значит, что в ней мало примесей (в основном, леска) и много солей железа. Потому такая глина очень пластична, прекрасно держит форму, а после подсыхания легко выглаживается до зеркального блеска.

У каждого гончара были свои заветные «копанцы», которые он тщательно скрывал и оберегал от посторонних глаз. В каждом таком «хопанце» скрывались разные глины. Цвет «живой глины» обманчив. Высохшая на воздухе, она. как правило, лишь немного светлеет. Но при обжиге большинство глин резко меняют свой цвет: зеленая становится розовой, бурая - красной, синяя и черная - белой. Например, мастера из села Фнлимоново под Тулой лепят свои знаменитые игрушки из черно-синей глины, которая после обжига приобретает белый, чуть кремоватый цвет. Здесь в печи при обжиге выгорают все органические частицы, которые придавали ей «живую» черную окраску. Только белая глина и после обжига остается белой.

Добыв глину, гончар складывал ее в «глинних» • специальную яму, стены которой делали из бревен, плах иди толстых досок. Яму заливали водой и выдерживали в ней глину от трех месяцев до нескольких лет. Глина мокла под дождями, стыла на морозе, парилась на солнце. При этом она разрыхлялась от многочисленных трещинок, в ней окислялись вредные органические примеси, из нее вымывались соли. И чем дольше вылеживалась глина в шиннике, тем качественнее она становилась.

Потом приходила очередь побывать глине на «топанце». Здесь хорошо вылежавшуюся глину разминали. Делали это на полу гончарни или просто на поду избы, предварительно посыпав его песком. Проминкой глины («топанием») занималась вся семья, в том числе и дети. Глину топтали ногами до тех пор, пока она не превращалась в тонкий лист. Его скатывали в рулон, складывали пополам и опять топтали. Потом опять и опять, пока глина не превращалась в однородную массу - «глиняное тесто».

Здесь же «тощую глину», то есть содержащую много песка «отмучивали» в воде. А в слишком «жирную» вводили добавки. Если предполагалось делать крупное изделие, то вводили специальные «отягощающие добавки». Тогда осадка изделия при обжиге уменьшалась и соответственно меньше появлялось трещин. В древности в глину добавляли «дресву» • дробленный камеиь-песчанник. Иногда для облегчения изделия добавляли опилки. Мастера же Средней Азии до сих пор добавляют пух тополя, рогоза или измельченную шерсть животных.

И уже перед самой лепкой гончар «перебивал» глину. Для этого он катал из глиняного теста колобок, который с силой бросал на стол. Сплющившийся шар гончарной струной (стальной проволокой с деревянными ручками) разрезали пополам. Половинки снова бросали на стол и снова разрезали. При этом. струна выталкивала мелкие камешки, вскрывала оставшиеся пузырьки воздуха. И только потом, тщательно подготовленная однородная глиняная масса, попадала на гончарный круг - «кружало».

Но гончарный круг появился не сразу. Сначала долго время гончары формовали свои изделия вручную. Даже сегодня многие известные гончары предпочитают обходиться без механических приспособлений.

При раскопках древний поседений в Месопотамии археологи часто находят глиняные сосуды с веревочным узором на внутренней поверхности. Узор этот остался от древнего способа формовки сосуда «на веревочной болванке». В более поздние времена так предпочитали изготовлять сосуды для молока. Ведь молоко образует на стенках нерастворимые осадки, удалить которые можно шшь тряпкой, мочалом, хвощем. А значит, горловина сосуда должна быть широкой, чтобы свободно проходила рука. Именно сосуды с широкой горловиной предпочитают формовать «на веревочной болванке». Для этого мастер делает тонкую деревянную болванку ; «шпулю») в форме бутылки. На нее ряд за рядом наматывают веревку. Затем уже на веревке формуют глиняный сосуд. А когда глина слегка подсохнет, из сосуда полосоньку вытягивают веревку и вытаскивают шпулю. Формуют керамику и на цилиндрических или конических болванках, но уже без применения веревки.

Другим способом ручной формовки стало «вытягивание» сосудов из цельного куска глины с помощью камня-голыша и деревянной лопаточки. Сосуды более сложных форм лепили, навивая круг за кругом глиняные жгуты. Плоские же фляги, сосуды, шкатулки предпочитали просто составлять из глиняных пластин, скрепляя их жидким глиняным раствором - «глиняным молочком».

Однако массовое производство керамики все же удобнее было организовывать с помощью гончарного круга. Потому и в русской загадке горшок не слеплен вручную, а изготовлен на «кружале». Считается, что гончарный круг впервые появился в древнем Вавилоне в IV тысячелетни до н.э., а затем распространился в Египет, Индию, Грецию. На европейских землях он стал известен довольно поздно, лишь около 500-х годов до н.э.

Первые гончарные круги были ручными. Левой рукой гончар постоянно вращал круг, а правой формовал сосуд. Позже появился ножной круг, который приводился в движение ногами. Именно его и используют современные гончары. Такой круг позволяет изготавливать очень изящные тонкостенные сосуды.


г

а

Существало и гаиняное днтье. Здесь, хах и при любой литье вначале делали модель (как правило, деревянную). Затем по этой модели отливали форму из гипса. И только потом в гипсовой форме отливали глиняное изделие. При этом глина активно отдавала воду кз раствора, а гипс также активно впитывал ее. После же просушки гипсовая форма вновь становилась пригодной к употреблению. Потому способ этот издавна использовался при изготовлении больших партий тонкостенных сосудов, небольших скульптурою сложных форм и печных изразцов.

С давних времен из шины делали не только сложные сосуды или прихотливые скульптуры, но н простые детские игрушки. До сих пор заслуженной славой пользуются «дымковские» игрушки из Вятской области, «филимоновские» из Тульской, «хлудневскяе» га Калужской, абашевсхие» из Пензенской. Для них характерен обобщенный облик персонажа и яркая раскраска. Лепили такую игрушку, конечно, вручную. Игрушечник выбирал самые выразительные детали и просто прилеплял их друг к другу. Затем вся фигура промазывалась сверху «глиняным молочком», скреплявшим ее.

Часто такие фигурки еще и звучали - их делали в виде свистков. От таких примитивных игрушек-свистков совсем недалеко до вполне солидного глиняного музыкального инструмента - окарины. Название этот глухо звучащий инструмент подучил от итальянского слова «оса» • гусь, гусыня, так как по виду он напоминает толстое тело гуся с вытянутой шеей. В Италии т таких окарин до сих пор составляют целые народные оркестры.

После формовки глиняного изделия наступала очередь украшал» его - ведь узор должен быть надежно закреплен при последующем обжиге. Самым древним способом украшения глиняного сосуда надо признать тиснение. По выдавленным на поверхности горшка, узорам подучили свое археологическое название многие культуры. Так узоры на «текстильной керамике» получали, отпечатывая на чуть подсохшем сосуде грубые ткани и рыбацкие сети. В III - начале II тысячелетня до н.э. в Европе украшали сосуды оттисками веревки или шнура, намотанного на палочку. Ее прижимали к сосуду под разными углами, получая, таким образом, «шнуровую керамику».

Японские гончары вплоть до XX века обвивали сосуды тесьмой, спдетеной из рисовой соломы. В печи при обжиге солома выгорала, оставляя характерный орнамент. Вдавливали древние мастера в еще сырой сосуд хлебные колосья, отдельные зернышки, раковины, ягодки хвойных деревьев (в Японии такая керамика даже имеет особое название - «сосновоигольчатая»).