Первые киносъемки в России - 1896 год.Летом Люмьер выпускает в продажу документальный фильм "Коронация Николая II", снятый в Москве французским кинооператором Камиллем де ля Серф. В 1896-1897 годах харьковский фотограф А.Федецкий снимает и демонстрирует в городском театре несколько хроник: "Перенесение чудотворной иконы Божьей матери из Куряжского монастыря в харьковский Покровский монастырь", "Джигитовка казаков 1-го Оренбургского полка", "Вид харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на платформе начальством". В этот период московский фотолюбитель - артист театра Корша - В.Сашин-Федоров демонстрирует москвичам свои фильмы: "Игра в мяч", "Публика, толпящаяся у входа в театр", "Вольная богородская пожарная команда". Пионеры отечественной киноиндустрии, не заработав на своих показах, больше не искушали судьбу в кинобизнесе.
Открытие первого русского кинопредприятия - 1906 год. Руководитель - Александр Ханжонков, представитель иностранной фирмы. Основная деятельность - продажа фильмокопий иностранного производства, создание структуры проката. На смену "иллюзионам" и "электротеатрам" вместимостью от 10 до 40 мест строились специальные здания с просмотровыми залами от 300 до 800 мест, с фойе, гардеробом, буфетом. К 1913 году в России насчитывалось 1412 кинотеатров (в Москве - 67, в Петербурге - 134). Длительность сеанса увеличилась с 10 минут до часа и более.
Первый русский игровой фильм - "Стенька Разин", вып. 15.10.1908, киноателье Александра Дранкова, постановщик В.Ромашков, сцен. Василий Гончаров - получивший отставку чиновник железнодорожного ведомства. Актер непрофессионального театра [клуба] - В.Ф.Ромашков больше фильмов не режиссирует. Как актер снялся у Евг. Червякова в фильме "Девушка с далекой реки» ("Бумажная лента", 1927), где сыграл небольшую роль ж\д сторожа, деда главной героини, затем были еще две роли (1929, 1932). Все фильмы с его актерским участием не сохранились. В разных источниках его называют по-разному: В.Ромашков и Б.Ромашков, что лишь подчеркивает его неизвестность в кино - и театральной деятельности. Картина (224 м.) состоит из семи сцен, снятых одним ракурсом. В роли Степана Разина снялся драматический актер Петербургского народного дома Е.Петров-Краевский, позже снявшийся в 19-ти бытовых драмах. Снимали фильм сам А.Дранков и Н.Козловский - впоследствии один из ведущих русских кинооператоров игрового, хроникального и мультипликационного кино (более 80-ти работ в игровом кино).
Первая русская кинокомедия - "Усердный денщик" (Ателье А.Дранкова, реж. Н.Филиппов, вып. 01.12.1908).
Первая русская цветная (раскрашенная от руки) художественная картина - "Ухарь-купец" ("Бр.Пате"/Моск. отд., вып. 29.09.1909, сц. и реж. В.Гончаров).
Первый русский полнометражный игровой фильм - "Оборона Севастополя" ("Воскресший Севастополь", 2000 м., Т/Д Ханжонкова, вып. 09.12.1911, реж.: В.Гончаров, А.Ханжонков). Просмотр в Московской консерватории - 15.10.11."Крупнейший дореволюционный исторический фильм ("сверхбоевик"), постановка которого была осуществлена с "высочайшего соизволения" Николая II и под наблюдением специально выделенного консультанта - полковника М.Ляхова. Ставился на подлинных местах событийгероической обороны Севастополя в 1854-1855 годах." - В.Вишневский.
Выпуск первого мультипликационного фильма - 31.12.1912(в период 1911-1913 Владиславом Старевичем сделано семь фильмов, работа над фильмами велась параллельно: "Прекрасная Люконида" ("Война рогачей и усачей"), "Месть кинематографического оператора", "Авиационная неделя насекомых" - все в 1912, "Четыре черта" - 1913 и др.). Первые детские фильмы - "Веселые сценки из жизни животных" и "Рождество обитателей леса" (реж. В.Старевич, Т/Д А.Ханжонкова, объемная мультипликация, вып. 01.05.1912)Первый мультипликационно-игровой фильм - "Ночь перед Рождеством" (1913, реж. Владислав Старевич, в гл. роли Иван Мозжухин).
Статистика кинопроизводства художественных фильмов в дореволюционной России:
1908 - 8
1909 - 23
1910 - 30
1911 - 76
1912 - 102
1913 - 129 (18 фирм)
1914 - 232 (31 фирма)
1915 - 370 (47 фирм)
1916 - 499
До 1921 года на частных студиях снято более 2100 художественных фильмов (в Госфильмофонде сохранилось 300) и за 1907-1916 годы - более 2700 документальных фильмов (в 1907 году выпущено 38 фильмов). В 1913 году производством фильмов занимались 18 фирм, в 1914 - 31, в 1916 - 47, в 1917 - 52. В 1923 году фильмы выпускались тольков государственном секторе, но на экранах еще появлялись фильмычастного производства, чаще - перемонтированные версии старых лент.
Самые экранизируемые авторы: А.С.Пушкин – 47, А.П.Чехов – 44, Н.В.Гоголь – 25, Л.Н.Толстой – 24, А.Н.Островский – 19, А.М.Пазухин – 15, М.Ю.Лермонтов – 13, И.С.Тургенев – 12, Яков Гордин – 11, Л.Н.Андреев – 10, Ф.М.Достоевский – 10, Н.А.Некрасов – 12.
НЕПОВТОРИМЫЙ ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ.
Родился 18 ноября 1927 года в Самаре.
Эльдар Рязанов с детства любил читать, собирался стать писателем, мечтал о путешествиях. После окончания десятилетки он даже отправил письмо - заявление в Одесское
мореходное училище. Но шла война, и ответа он не дождался.Волею случая Рязанов стал студентом 1-го курса ВГИКа (мастерская Григория Михайловича Козинцева). К тому времени Козинцев был уже всемирно знаменитым режиссером, автором таких фильмов, как "Шинель" (1926), "С.В.Д." (1928), "Новый Вавилон" (1929), "Одна" (1931), "Трилогия о Максиме" (1934-1939)(все - совместно с Леонидом Захаровичем Траубергом). Среди педагогов был и великий Сергей Эйзенштейн, который "выделил" юного Рязанова и оказал огромное влияние на него.
В 1950 году Э.А.Рязанов окончил ВГИК, защитившись (совместно с однокурсницей З.П.Фоминой) документальной лентой "Они учатся в Москве". Молодые режиссеры получили диплом с отличием. На протяжении 5 лет Рязанов работал в документальном кино. Он снимал киносюжеты для киножурналов "Пионерия", "Советский спорт", "Новости дня", несколько выпусков смонтировал целиком. Он также сделал киноочерки "Дорога имени Октября" (с Л.Дербышевой, 1951), "На первенство мира по шахматам" (1952), "Твои книжки" (с З.П.Фоминой), "Недалеко от Краснодара" (оба -1953), "Остров Сахалин" (с В.В.Катаняном, 1954).В 1955 году Эльдар Александрович стал режиссером киностудии "Мосфильм" и поставил (с С.Н.Гуровым) первый советский широкоэкранный фильм-ревю "Весенние голоса", в котором были и игровые эпизоды. А через год известнейший советский комедиограф, руководитель киностудии "Мосфильм" Иван Александрович Пырьев буквально заставил Рязанова взяться за кинокомедию. У Пырьева было подлинное продюсерское чутье: фильм "Карнавальная ночь" (1956) имел колоссальный успех.
В последующие несколько лет Рязанов показал, насколько разнообразно его комедийное дарование. Он поставил лирическую комедию "Девушка без адреса" (1957), героическую комедию "Гусарская баллада" (1962), бытовую комедию "Дайте жалобную книгу" (1964), эксцентрическую комедию "Невероятные приключения итальянцев в России" (1974). А в 1961г. сделал две сатирических ленты: "Как создавался Робинзон" и "Человек ниоткуда". В "Человеке ниоткуда" успешно дебютировал С.Ю.Юрский и А.Д.Папанов. Папанов, уже известный в театральном мире, сыграл в фильме четыре роли, развеяв тем самым миф о своей "некиногеничности". В создании фильма "Гусарская баллада" большую помощь Э.А.Рязанову снова оказал И.А.Пырьев, добившийся разрешения постановки и уговоривший сниматься в роли поручика Ржевского Ю.В.Яковлева.
В 1960-е годы стал складываться коллектив творческих единомышленников Э-А.Рязанова: сценарист Э.В.Брагинский, композитор А.П.Петров, оператор В.Д.Нахабцев, актеры Ю.В.Яковлев, А.А.Миронов, Е.А.Евстигнеев, В.И.Талызина, позднее - Л.М.Ахеджакова, А.В.Мягков, О.В.Басилашвили, В.И.Гафт...
Можно с полным основанием утверждать, что одна из лучших картин Э.А.Рязанова - "Берегись автомобиля" (1966). Несмотря на то, что фильм был основан на городском анекдоте про благородного угонщика машин, в нем точно прописаны все жизненные коллизии, характеры и диалоги. Целую галерею разноплановых, узнаваемых персонажей создали великолепные актеры И.М.Смоктуновский, Е.А.Евстигнеев, А.Д.Папанов, А.А.Миронов, О.Н.Ефремов, О.А.Аросева, Г.Б.Волчек и другие. Все это, а еще - замечательная музыка А.П.Петрова сделали фильм воистину нестареющим.
Самую широкую зрительскую аудиторию неизменно привлекали и дальнейшие работы Э.А.Рязанова: "Зигзаг удачи" (1968), "Старики-разбойники" (1972), "Ирония судьбы, или С легким паром!" (1975, телефильм), "Служебный роман" (1977), "Вокзал для двоих" (1982), Его комедийный талант, жизнелюбие, наблюдательность и понимание интересов массового зрителя раскрылись в жанре "городской сказки".
Невероятный или экстравагантный сюжет постановщик нагружает в реальную бытовую среду. В результате получается необычный сплав условного и жизненного. К особенностям режиссерского почерка Э.А.Рязанова относится переплетение смешного и грустного, веселого и печального. Его любимый жанр трагикомедия. Почти все его фильмы напоены музыкой и стихами.
Определенную черту в творчестве Рязанова подвели фильмы "Гараж" (1979) и "О бедном гусаре замолвите слово" (1980, телефильм), оба остро критические по отношению к тогдашней действительности.