Смекни!
smekni.com

Клод Моне (стр. 1 из 5)

Создавший впечатление.

(1839-1906)

Образование Клода Оскара Моне началось в нормандском городе Гавре, куда семья переехала из Парижа в 1845 году, когда юному Клоду было всего пять лет. В Гавре его отец Клод-Огюст вместе со своим шурином Жаком Лекадром открыл лавку, где торговали корабельной оснасткой и бакалейными товарами, семья же обустроилась в предместье Сент-Адресс на берегу моря.

Самостоятельно научившись рисовать, четырнадцатилетний Моне приобрел немалый опыт, рисуя занятные карикатуры на самых знаменитых людей Гавра. Эти исполненные доброжелательного юмора первые работы, выполненные карандашом и углем, очень рано привлекли к Моне внимание жителей города. У молодого художника появляется "клиентура", каждый хочет получить свою карикатуру, и он продает их по цене от десяти до двадцати франков. В этот период Моне занимается рисунком под руководством ученика Давида Жака-Франсуа Ошара, преподающего в коллеже, где он учится, и знакомится с творчеством пейзажиста Эжена Будена, отличающегося от своих современников тем, что пишет на натуре. Поначалу Моне, как и многие другие жители города, критически относился к методу Будена, но познакомившись с художником лично, присоединился к нему и тоже начал писать на открытом воздухе - в результате природа заворожила его как живописца на всю жизнь.

Общение с Буденом утверждает молодого Моне в его решимости серьезно заняться живописью; а для этого лучше всего перебраться во французскую столицу, где сосредоточены наиболее значительные художественные академии.

У Моне была понятливая тетушка, и она убедила его отца разрешить сыну оставить семейную лавку в Гавре и провести испытательный год, 1859-ый, в Париже. Собрав сбережения, образовавшиеся в результате продажи карикатур, Моне отправляется в Париж, заручившись несколькими рекомендательными письмами от коллекционеров и любителей живописи, покровительствовавших Будену и имевших в столице связи с художником Констаном Труайоном.

В мае 1859 года Моне переселяется в столицу и некоторое время учится в Академии Сюисса и общается с Эженом Делакруа и Гюставом Курбе. Тогда же молодой человек знакомится с Камилем Писсарро и вместе с ним часто бывает в Брассри де Мартир ("Кабачке мучеников"), где собираются реалисты во главе с Курбе и где ему доводится встретиться также с Бодлером. Моне посещает парижские Салоны, бывает в Лувре и пишет Будену длинные письма с подробным отчетом. На Салонах он имеет возможность узнать и оценить творчество Труайона, представителя Барбизонской школы пейзажной живописи, к которой относились также Коро, Руссо и Добиньи. Моне советуется с Труайоном по поводу собственной живописи, и художник рекомендует ему поступить в мастерскую Тома Кутюра, чтобы научиться рисовать. Но Моне была чужда академичная манера живописи Кутюра, и вопреки совету Труайона он продолжает работать в мастерских таких художников, как Арно Готье, Шарль Монжино, Шарль Жак. На этом этапе Моне знакомится и с живописью с натуры Добиньи, чей ярко выраженный натурализм как бы перекидывает мостик от Барбизонской школы к импрессионизму.

Осенью 1860 года Моне призывают на военную службу и посылают служить в Алжир, где он проводит два года. Он вспоминает, что этот период его жизни принес с собой открытие новых красок и световых эффектов, решительным образом повлиявшее на формирование его художественного восприятия. В конце второго года пребывания в Алжире его из-за болезни отправляют обратно во Францию. В Гавре Моне снова встречается с Буденом и знакомится с голландским художником Иоганном Йонкиндом, с которым они сразу же становятся большими друзьями. В конце лета, когда Моне уже близок к выздоровлению, его отец, опасаясь за состояние здоровья сына, решает заплатить тому, кто заменит его на военной службе, а также соглашается помогать в дальнейших занятиях живописью.

В ноябре 1862 года Моне возвращается в Париж, где по совету одного родственника, академического художника Тульмуша, занимается некоторое время в мастерской Глейра, где знакомится с художниками Ренуаром, Базилем и Сислеем, очень скоро ставшими его близкими друзьями.

Большое влияние в этом плане оказало на него творчество Мане, выставившего в 1863 году на Салоне Отверженных свой "Завтрак на траве". Полемика, начатая прессой и сторонниками академического искусства в связи с этой картиной, где на фоне великолепного леса изображена обнаженная молодая женщина в обществе двух мужчин, по одежде явно принадлежащих к современному буржуазному обществу, дала пищу для оживленных дискуссий среди молодых художников: Моне тоже принял в них участие. Именно в эти годы во время жарких споров в кафе Гербуа Мане с его картинами стал символом обновления живописи и духовным лидером группы художников, позже известных как "импрессионисты".

Тогда же Моне с товарищами по мастерской Глейра часто пишет с натуры в лесу Фонтенбло, а летом 1864 года едет в Онфлёр в обществе Будена, Йонкинда и Базиля и селится вместе с последним в Сен-Симеоне, излюбленном месте художников.

В 1865 он впервые выставляется на Салоне, и его два морских пейзажа имеют скромный успех. Моне уезжает в Шайи, где селится в гостинице "Золотой лев" и работает над многочисленными этюдами к "Завтраку на траве", - все это вариации на тему знаменитого полотна Мане, выставленного на Салоне Отверженных в 1863 году. Для картины позируют Базиль и Камилла Донсьё, ставшая впоследствии спутницей его жизни. Этюды вызывают живой интерес Курбе, специально приехавшего в Шайи, чтобы следить за процессом рождения этой картины, выполненной на натуре.

Гюстав Курбе и карикатурист Оноре Домье были поистине кумирами художников, далеких от официально признанной живописи. Произведения обоих - достаточно вспомнить "Мастерскую художника" Курбе и "Вагон третьего класса" Домье - шокировали официальные круги своим реализмом, а также выбором сюжетов, считавшихся вульгарными и недостойными изображения на полотне. Оба они стояли у истоков реализма - течения, предполагавшего не только слияние с природой и пленэрную пейзажную живопись, но и поиск выразительных средств для художественного воплощения действительности, где каждый человек, независимо от социального положения, играет свою роль. Вполне понятно, что Моне восхищался Курбе и с интересом изучал его технику, особенно использование темного фона.

В картине "Камилла в зеленом" - портрете подруги Моне в полный рост, написанном в 1866 году, - художник несомненно отдает дань живописной технике Курбе. Именно эта работа выставляется на Салоне 1866 года и получает благосклонные отзывы критики; о нем начинают говорить в печати, и отголоски его успеха долетают до Гавра, позволяя ему вновь завоевать уважение своей семьи. В тот период художник работает в Виль д'Авре, где пишет с натуры большое полотно "Женщины в саду"; для всех четырех женских фигур позирует одна модель - Камилла. Картина эта, купленная Базилем, была отвергнута жюри Салона 1867 года.

Это время было очень тяжелым для Моне, крайне стесненного в средствах, постоянно преследуемого кредиторами и даже пытавшегося покончить с собой. Художнику приходится все время переезжать с места на место, то в Гавр, то в Сент-Адресс, то в Париж, где он пишет замечательные городские пейзажи. Затем он снова едет в Нормандию, в Этрета, где ему помогает коммерсант Годибер, который, веря в него, покупает несколько картин и предоставляет ему в 1869 году дом в Сен-Мишель де Буживаль, деревне на берегу Сены в нескольких километрах к северо-западу от Парижа.

В Сен-Мишель к нему часто приезжает Огюст Ренуар, и художники начинают вместе работать над одними и теми же сюжетами. На этом этапе природа становится самым настоящим объектом исследования. Здесь, недалеко от Парижа, между Шату и Буживалем, на берегу одного из рукавов Сены, художники находят колоритнейший уголок, как нельзя более подходящий для изучения бликов и отблесков на воде, - маленький ресторанчик и примыкающую к нему купальню, место воскресного отдыха зажиточных парижан. Внимание художника привлекают прежде всего мимолетные эффекты в постоянно меняющейся природе; эта ориентация сама по себе становится творческим кредо Моне, которому он остается верен и в последующие годы.

Из их совместной творческой деятельности рождаются знаменитые виды купальни и ресторанчика, известных под названием "Лягушатник". Эта картина, как и написанная двумя годами раньше "Терраса в Сент-Адресс", свидетельствуют о влиянии на живопись Моне восточного искусства, распространившегося во Франции во второй половине века в связи с началом коллекционирования японской графики. В японском искусстве Моне и его современники открыли новые многообещающие возможности воспроизведения окружающего мира в гармонии с "чувством атмосферы".

Именно на основе живописи Моне можно наиболее плодотворно исследовать все сложности взаимоотношений между импрессионизмом и японским влиянием. Всю свою жизнь был страстным поклонником японского искусства. Говорили, что на стенах его дома в Аржантейе, когда он жил там в 70-е годы, висели японские веера; в последнем его доме, в Живерни, все еще хранится обширная коллекция японских гравюр, собранных им за годы творчества; а в 1892 году Эдмон де Гонкур записал в своем дневнике, что он часто встречал Моне в Галерее Бинт, центре торговли восточными произведениями.

В японских ксилографиях он открыл композиционные эффекты, которые достигаются острым ракурсом и драматическим обрезом композиции рамой. На склоне лет он говорил герцогу де Тревизу: "В японских художниках мы на Западе оценили прежде всего ту смелость, с какой они режут рамкой свои сюжеты. Эти люди научили нас новой композиции. Тут нет сомнений". Его работы и в самом деле принадлежат новому типу композиции. В 1867 году он написал "Террасу в Сент-Адресс", которую он называл своей "китайской картиной с флагами". Это и впрямь поразительная композиция - с верхним ракурсом и без какого-либо центра. Широкое пространство моря усеяно всевозможных размеров парусниками - их около тридцати; вместе с полосой неба, разделенной на облачную и безоблачную части, половину композиции занимает сама терраса, на которой видим массу ярких гладиолусов и настурций, причем разнообразие красок усиливается двумя слегка асимметрично расставленными флагами по обе стороны террасы.