Смекни!
smekni.com

Костюм Древней Греции классического периода (стр. 2 из 3)

На ранних памятниках искусства (росписи ваз) есть изображение хитонов с длинными рукавами, в чем явно видно влияние восточных обычаев.

В античное время роскошный верхний плащ, который обычно носился поверх хитона, назывался фарос (faros), более скромный назывался хлаина (chlaina). Фарос носила аристократия. Он был из дорогого египетского полотна, настоящего красивого пурпурного цвета. Позднее он несколько удлинился. Этот более длинный плащ с большим количеством складок получил название гиматион.

Гиматион (himation) - самая распространенная верхняя одежда, представляла собой прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1,754 м, драпирующийся вокруг фигуры различными способами. Чтобы ткань не соскальзывала, сзади зашивали груз – кусочки свинца. Мужчины надевали гиматион следующим образом: один конец, слегка задрапированный или заложенный в складки, спускали с левого плеча на грудь, оставшуюся ткань располагали на спине и пропускали под правую руку, оставляя руку свободной, и, уложив ткань красивыми складками, перебрасывали через левое плечо на спину. Это был самый распространенный способ ношения гиматиона, – иногда гиматион со спины перебрасывали на правое плечо, закрывая им правую руку или обе руки. Более широкий и длинный гиматион назывался паллиум (pallium).

Сохранились скульптурные изображения греческих драматургов, ораторов и других общественных деятелей (Софокл, Менандр и другие), одетых в гиматионы или паллиумы. В Греции уделялось очень большое внимание умению носить гиматион, и по его искусности его ношения судили о вкусе человека. Эта одежда придавала внешности человека оттенок величественной простоты, драпировка подчеркивала пластическую гибкость тела, ее расположение – пересечение округлых, овальных линий и прямых, расположенных под углом (лучами), входящих в единый центр на плече, - отвечало движениям тела и подчеркивало динамику образа.

Кроме гиматиона греки носили и хламис (chlamys), меньший вариант гиматиона с размерами примерно 152 м. Это одежда, прежде всего, всадников, солдат, юношей и путешественников. Она появилась в классический период в качестве нового вида одежды родом из Фессалии. Ее скрепляли пряжкой - фибулой на правом плече или левом плече, и свободные концы падали красивыми фалдами, оставляя одну руку открытой. Хламис обычно делали из плотной шерстяной ткани типа валяного сукна.

Удвоенный гиматион или хламис назывался диплакс (diplax).

Особенной простотой и строгостью отличалась одежда спартанцев, которые чаще всего не носили хитона, а довольствовались только гиматионом из шерсти натурального цвета.

Отдельного разговора заслуживает одежда греческих воинов. Под одеждой воинов мы подразумеваем не только непосредственно одежду, но и все защитные приспособления или доспехи, которыми греки на войне покрывали свое тело. Доспехи греческих воинов занимают особое место в европейской культуре. Созданные для защиты от смертоносных орудий своего времени – меча, копья, пращи и т.д., - они настолько хорошо отвечали своему назначению и были так прекрасно художественно оформлены, что являлись предметом подражания, а их отдельные элементы – шлемы, панцири, щиты – вошли в военную символику европейских народов позднейших времен.

Нижней одеждой воинов вне зависимости от их же ранга был короткий хитон, под которым укрепляли металлический набрюшник. Сверх хитона надевали панцирь. Панцири были у большинства воинов металлические, в гомеровский период – из меди, а в более позднее время – из сплавов меди и других металлов. По свидетельству историков, грекам были известны и кирасы из толстого проклеенного полотна или кожи с нашитыми на них металлическими частями. Для придания металлическим панцирям большей гибкости их делали из отдельных деталей, скрепленных шарнирами или петлями. На многих вазах классического периода и более ранних есть изображения воинов в таких панцирях (например, Ахилл, перевязывающий рану Патроклу). Голову воины закрывали шлемом, при этом форма и украшения шлемов видоизменялись с течением времени. Наиболее древние шлемы были простые, затем на них появлялся гребень, его венчал конский хвост или перья; чеканка на шлемах состояла из геометрического и растительного орнамента, особо богатые были украшены сценами из мифологии или воинских подвигов. Наиболее уязвимые части ног – голени – закрывали поножи кнемидес. Сделанные по форме ноги, они скреплялись ремнями и пряжками и обычно украшались чеканными узорами.

Верхней одеждой воинов, как говорилось выше, был хламис. Полководцы, военачальники носили хламис, окрашенный в пурпуровый цвет.

Сельские жители и рабы носили большей частью короткий свободно ниспадающий хитон из шерсти с одной бретелью через правое плечо, так называемый эксомис (exomis). Рабы во время тяжелых работ довольствовались одной набедренной повязкой.

Женская одежда

Общее развитие культуры, остро развитое чувство красоты, воспитанное поколениями, определяли покрой греческой женской одежды. Еще в период архаики женские греческие одежды отличались стройностью линий, создаваемых струящимися тканями. В классическую эпоху одежда подчеркивала красоту женского тела, облагороженную мягко падающими тканями, сквозь которые слегка намечаются, а при движении ясно проступают его формы. Здесь расположение и ритм драпировок подчинялись тому закону художественного единства, который впервые в истории человечества был найден греками – принципу «золотого сечения».

Женская одежда была значительно разнообразнее и красочнее мужской. Основными ее видами были также хитон и гиматион, но кроме них существовали и другие.

Изображения женской одежды дают нам возможность выделить два основных типа хитонов: хитон с отворотом – диплойдий и широкий хитон с застежками вдоль рук или без застежек – ионический хитон. Хитон с отворотом представлял собой прямоугольный кусок ткани больше человеческого роста на 60-70 см, сшитый в долевом направлении. Верхний край его отгибали на 50-60 см, затем скрепляли пряжками – фибулами на плечах, слегка драпируя переднюю часть. На местах скреплений отворот драпировали несколькими складками. Хитон подпоясывали поясом, распределяя всю его ширину ровными мягкими складками вокруг фигуры или только по центру переда и спинки. Излишек длины образовывал сверх пояса своеобразный напуск – колпос. Часто колпос сверху скрепляли еще одним поясом. Иногда хитон первого типа делали из двух кусков неодинаковой длины, кусок для спинки был значительно длиннее, - тогда излишек ткани служил для головы покрывалом.

Диплойдий (отворот хитона) был предметом особых забот и щегольства греческих женщин, часто его отделывали вышивкой, а в эпоху эллинизма делали из ткани другого цвета. Длина диплойдия могла быть различной: до груди, бедер, коленей. Свободные фалды и драпировки диплойдия придавали большую живописность костюму, а соотношение его основных частей (диплойдий, колпос и нижняя часть хитона) создавали превосходные пропорции, придававшие фигуре бóльшую стройность.

Ионический хитон делали из мягких, довольно тонких тканей, которые подвергались специальной гофрировке. Всю ширину хитона схватывали поясом и делали колпос. Более поздний ионический хитон из очень тонкой мягкой ткани обильно драпировался и опоясывался по талии, бедрам и крестообразно на груди. Благодаря большой его ширине создавалось некоторое подобие рукавов. Мягкие складки хитона прекрасно контрастировали с плотной, более тяжелой, а иногда даже богато расшитой тканью гиматиона – верхней одежды греческих женщин. Женский гиматион был меньше мужского, но гораздо богаче орнаментирован. Без гиматиона греческая женщина обычно не показывалась на улице.

Спартанские девушки носили хитоны не сшитые с правой стороны, при этом несшитые кромки ткани отделывались каймой и фалдообразно драпировались. Этот хитон назывался пеплос. Афину обычно изображали в пеплосе. В ежегодном празднике, посвященном Афине, самым торжественным моментом была процессия знатных девушек города, которые несли сотканный и вышитый ими пеплос в храм Афины (Парфенон), чтобы украсить им статую богини. Эта процессия изображена на фризе Парфенона греческим скульптором Фидием.

На [Ю1] некоторых памятниках искусств, особенно на статуях Афины, встречаются изображения одновременно двух одежд – ионического хитона и пеплоса. Реалистическая трактовка скульптуры создает ясное представление о двух различных тканях: мягкой и довольно тонкой ткани хитона и плотной, падающей тяжелыми складками, - пеплоса, подпоясанного сверх диплойдия вторым поясом, что придает ему несколько мужественный вид.

Строгая конструктивность, свойственная всему искусству классического периода, сказывается и на костюме. Она видна и в том, как с течением времени в нем изменялась роль орнамента. Ткани украшали орнаментом в тех случаях, если нужно было оттенить или подчеркнуть основные и существенные моменты в композиционном замысле – ритмическое чередование драпировок диплойдия и несшитых сторон пеплоса, края гиматиона и т.д.

В романе известного советского ученого-палеонтолога и писателя Ивана Ефремова «Таис Афинская» имеется интересное описание цветового решения костюма гречанки: «Тончайший ионийский хитон Наннион прикрыла синим, вышитым золотом химатионом с обычным бордюром из крючковидных стилизованных волн по нижнему краю. По восточной моде химатион гетеры был наброшен на ее правое плечо и через спину подхвачен пряжкой на левом боку. Таис была одета розовой, прозрачной, доставленной из Персии или Индии тканью хитона, собранного в мягкие складки и зашпиленного на плечах пятью серебряными булавками. Серый химатион с каймой из серых нарциссов окутывал ее от плеча до щиколоток маленьких ног, одетых в сандалии с узкими посеребренными ремешками[2].