Смекни!
smekni.com

Культовые интерьеры Ирана и Средней Азии (стр. 2 из 4)

В древней Маргиане (Мервский оазис, юго-восток современного Туркменистана) буддизм существовал с официальной религией Сасонидов - зороастризмом и погиб вместе с Сасонидским государством при завоевании его, во второй половине 7 в., арабами.

В северо-восточных областях Средней Азии (север Киргизстана) буддизм распространялся в раннем средневековье. Свидетельства средневековых авторов и найденные в Средней Азии буддийские тексты говорят о том, что во 2-8 вв. этот регион был важным центром.

На эпоху существования Кушанского государства приходится время наивысшего расцвета древней Средней Азии, ее экономики, культуры и искусства. В этот период получает широкое развитие международная торговля, закладываются новые города, но уже не эллинистические. В искусстве и культуре на основе синтеза восточной, эллинистической, индийской и кочевой традиций складывается новое направление - кушанское. Сохранились многочисленные памятники архитектуры и скульптуры на территории Северной Индии, в долине реки Кабул, в Бактрии, по северному и южному побережью Амударьи, которые свидетельствуют о том, что оно было важным этапом в культурном развитии Средней Азии .

Кушанские правители установили широкие торговые и культурные связи с Римом, Китаем и Индией. Особенно тесные связи были с Индией, причем они были настолько глубоки, что кушанскую культуру часто называют гандхарской, по названию северной части древней Индии, нынешней территории Пакистана. Несомненно, что через Кушанскую империю устанавливаются широкие связи между Средней Азией и Индией в культурной и экономической областях.

Средняя Азия и Индия были связаны многочисленными путями, ведущими через Афганистан. Наиболее оживленным путем был путь Маргиана (Мерв)-Кушка-Герат-Кандагар. Имелась центральная система дорог от Амударьи к перевалам на Гиндукуше, далее в долину реки Кабул и затем к Инду. Здесь были два главных перевала - Бамианский и Чарикарский, преодолеть которые не составляло труда даже огромным массам войск. Путь от Термеза до Кабула через Мазари-Шериф и Бамианский перевал составлял 600 км, что равня-ется расстоянию от Термеза до Ферганы, и караван проходил этот путь максимум за 20 дней. Третья группа дорог вела через Кундуз, Файзабад, Читрал в долину Кунар. Расстояние здесь не превышало 500 км, и караван преодолевал этот путь за 15 дней. Хотя Афгани-стан в ту эпоху не имел практически дорог, тем не менее отмечен-ные пути позволяли легко преодолевать его территорию караванам, массам вооруженных отрядов и толпам кочевников.

Культурный обмен между Индией и Средней Азией усилился после утверждения императором Ашокой буддизма в качестве государственной религии в конце III в. до н. э. Поощряемый с одной стороны индийскими правителями, с другой - кушанскими императорами, которые также рассчитывали превратить его в государственную религию, буддизм стал в период Кушанской империи важнейшей формой культурного обмена между Северной Индией и Средней Азией.

Политические и торговые связи взаимообогащали культуру народов Востока и Средней Азией. Археологам удалось выявить новую хорезмийскую цивилизацию в эпоху кушан-эфталитов, которая предстала как сложное целостное явление античного мира и определила пути культуры Средней Азии на последующем раннесредневековом этапе его развития. По технике исполнения и стилю стенная роспись при эфталитах имеет много общего с росписями, открытыми в буддийских храмах и пещерах в V-VI вв. в Восточном Туркестане, а также содержит ряд специфических черт, характерных только для эфталитов. Пластинка дворцовой штукатурки очень близка к иранской росписи, к искуству Индии и Восточного Туркестана.


ИСЛАМ

Язык мусульманской архитектуры богат, весьма разнообразен и достаточно сложен, поскольку она всегда была связана с мировоззрением и идеями исламского общества, с представлениями мусульман о пользе и красоте. Ее главной движущей силой является высокая исламская духовность, непоколебимая вера в единство и могущество Аллаха. Облагороженные и одухотворенные светом ее высоких идеалов, выдающиеся мусульманские архитекторы с именем всевышнего Аллаха на устах создавали подлинную гармонию, застывшую в камне, и потому неудивительно, что большинство построенных ими зданий являются мировыми шедеврами.

Большое значение в мусульманской архитектурной композиции придается ритму, то есть четкому распределению повторяющихся в определенном порядке отдельных элементов и деталей здания - выступов, колонн, окон, плоскостей стен. Применяя симметричную и асимметричную композицию, используя главные художественные средства – формы зданий и их элементов, мусульманский архитектор может по своему усмотрению сделать эти формы тяжелыми или легкими, спокойными или динамичными, однотонными или цветными, добиваясь при этом, чтобы отдельные части здания согласовывались между собой и со всем архитектурным ансамблем в целом. Проектируя, мусульманский архитектор ищет наилучшее, наиболее гармоничное сочетание основных частей будущего архитектурного произведения и его деталей с учетом назначения здания и характера происходящих в нем процессов. Учитывая климат местности, в которой ведется строительство и ее географическую широту, он старается, как можно полнее использовать увлекательную игру света и тени, которая подчеркивает композиционные особенности сооружения, придает ему более живописный вид.

Творения исламских архитекторов, как правило, имеют обильный орнаментальный декор, украшены цветным мозаичным орнаментом, поражают изяществом форм и пропорций, богатством и тонкостью каменной резьбы, которая благодаря искусству мусульманских мастеров приобретала ажурность и легкость, напоминая каменное кружево. Культовым сооружениям ислама свойственна строгая красота, воплощающая образы знойного солнца, горячих песков и тихих оазисов. Голубые купола мечетей, покоящиеся на высоких барабанах, изящные башни минаретов, массивные кубы порталов, журчание воды в фонтанах неизменно пробуждают в душе человека благоговейное отношение к вере, вселяют уверенность в собственных силах, даруют ему светлое и радостное мировосприятие.

Архитектура ислама не отвергает воздействия любой культуры и не воспрещает заимствовать формы культовых зданий других религий (христианские, иудейские, буддийские, вплоть до использования символики этих религий во внешнем декоративном убранстве зданий). Ислам, как всякая другая религия, нуждается в специальном месте, где верующие могли бы, собравшись, предаваться молитве. Этим целям и служит мечеть. В исламском мире мечеть является главным сооружением города в социальном, политическом и градостроительном отношении. Мечеть по-арабски звучит "аль-масджит", переводится как "место, где совершаются земные поклоны".

В первые годы хиджры масджидом могла служить любая постройка, либо просто крытое место. После приезда Мухаммада в Медину для него и его семьи учениками был выстроен простой дом из сырцового кирпича на каменном фундаменте, крытый пальмовыми листьями. Двор этого дома стал первой мечетью мира, послужив образцом для мечетей дворцового типа, распространившихся по всему миру. Она же стала первой школой в арабском мире.

Сама по себе мечеть не имеет сакрального характера, никак не освящается. В разных районах мусульманского мира сложились различные архитектурные типы мечетей. Основные черты ее определились в VII в.

Если рассматривать мечеть с точки зрения архитектуры, — это специально оборудованное место для проведения молитвы по мусульманскому религиозному обряду. Место это может иметь самые разнообразные материальные воплощения — от очищенной площадки в пустыне, обозначенной камнями, или комнаты в доме, до архитектурного ансамбля.
В более широком понимании мечеть, с точки зрения мусульманских богословов, охватывает всю землю. Главнейшие функции мечети религиозные, хотя ее значение этим не ограничивается: она служила местом общественных собраний, общения, убежищем, организацией обучения детей основам мусульманской религии.

Архитекторы, проектируя мечеть, всегда опирались на собственные (или заказчика) представления о красоте, свойственной своей эпохе, национальной культуре, ориентировавшей их на те или иные образцы. Арабы, распространявшие новую религию на покоренных территориях, не стремились навязывать сложившиеся еще в VП-VШ вв. типы мечетей: центрально-купольный и колонный (имеющий прямоугольник в плане, внутренний двор, окруженный галереями, и многостолпный молитвенный зал), айванный (навес, галерея) — терраса с плоским покрытием на колоннах или столбах.

Вертикальная структура мусульманской мечети включает в себя три символические зоны: четверик – символ нижнего мира, купол – символ мира верхнего и барабан – своеобразная зона перехода от мира земного к миру небесному. Внутри мечетей в обращении к Мекке ниша — михраб, украшенная резьбой по дереву, камню, узорочным кирпичом, керамикой, инкрустацией, мозаикой, росписью.

Михраб - (араб. – святилище, букв. – место борьбы; однокоренное со словом «копье»; у ранних мусульман воткнутое в землю копье указывало сутру – место и киблу – направление молитвы) – в культовых зданиях ислама священная стрельчатая плоская арка или ниша в стене кибилы, к которой молящийся должен быть обращен лицом; самый ранний (около 691 г.) образец плоского михраба (в форме накладной арки) сохранился в Куббат ас-Сахра («Купол Скалы») в Иерусалиме: арка с узорным архивольтом в орнаментированной квадратной раме на витых колонках. Плоский михраб получил

преимущественное развитие как переносной – деревянный, керамический либо изображенный на молитвенном ковре. Вогнутый михраб (в форме глубокой сводчатой ниши) впервые был устроен около 709 г. в мечети Хаарам в Медине (основана в 656 г. на территории дома Мухаммада), заново сооруженной в 707-709 гг. коптскими и византийскими мастера-ми; предположительно обозначал местонахождение пророка во время ведения им ритуала молитвы. После 709 г. михраб стал обязательным признаком мечети. Обычно он выделялся в интерьере освещением и нарядным декором, снаружи – выступом ниши; нередко перед михрабом возводился купол с фонарем или с окнами в барабане. Центральный вход и михраб непременно украшаются графическими изображениями. В помещении ниша - михраб, около нее ставится кафедра проповедника - минбар. Обычно он располагается справа от михраба и является привилегией только пятничной мечети (джами). В небольших населенных пунктах мечети могли его не иметь. Минбар обычно похожая на трон кафедра (иногда под балдахином) открыта на спускающуюся в зал лесенку с перилами и декоративным порталом
или дверцей. Деревянные (реже каменные или кирпичные) минбары украшены (в соответствии с художественным стилем эпохи и региона) орнаментальной резьбой, инкрустацией, росписью, иногда глазурованными облицовками или фаянсовой мазаикой. Первый минбар (сиденье с двумя ступенями) был сделан по заказу Мухаммада в 629 г. для чтения проповедей. Первоначально минбар служил также троном правителя и местом для судьи. Исключительно культовое значение минбар приобрел в конце периода Омейядов, около 750 г., и в правление династии Аббаситов (750-1258 гг..). Одновременно сложился тип минбара как произведения монументально-декоративного искусства: высокая, похожая на трон кафедра (иногда под балдахином).