Смекни!
smekni.com

Культура Китая Древность и средневековье (стр. 5 из 7)

Ученый Цзя Сянь написал труд об искусстве счета; Шао Юн выдвинул теорию развития вселенной и предложил новые методы лечения при помощи уколов и прижиганий. Чжан Цзы писал труды по военному искусству.

Расширились познания китайцев об иностранных станах и о ближних соседях Китая – японцах, киданях, тангутах. Создались описания этих стран и особенно районах собственно Китая. Именно в то время появился новый жанр географических сочинений (дифан чжи) – описаний отдельных местностей империи.

В различных областях стали применятся нововведения: порох – в военном деле, магнитная стрелка – в морском, водяные часы.

Появились разнообразные труды по отдельным отраслям медицинских знаний. Средневековые врачеватели пользовались покровительством правительства, и для издания медицинских книг был основан особый комитет.

Создались многотомные труды по астрономии, математике, ботанике, геологии.

Однако приоритет в средневековой науке по-прежнему оставался за гуманитарными областями знаний.

Историописание – традиционно почитаемое в Китае занятие, достигло особенного подъема. Выдающиеся историки писали многотомные монументальные труды, создавали новые жанры исторических произведений. Сторонник реформ Оуян Сю, работая над династийными историями, доказывал преимущество централизованной монархической деспотии. Из историков того времени наиболее знаменит Сыма Гуан. Его капитальный труд по истории Китая (с IV по X в. н.э.), получивший от императора за утилитарный и надзирательный характер название «Всепроникающее зеркало, управлению помогающее» («Цзычжи тунцзянь ганму»), стал образцом для многих поколений историков.

Усложнилась методика работы над историческими сочинениями. В ней появились элементы исторической критики; новым явлением стало написание комментариев к династийным историям.

Традиционное в Китае собирание реликвий древности переросло в изучение памятников культуры. Оуян Сю, крупнейший коллекционер своего времени, впервые стал рассматривать эпиграфические надписи как источник по истории и идеологии древнего Китая.

В сунское время началось движение за «новое толкование» классических произведений конфуцианского канона. Ученые и писатели противопоставили древнюю культуру новой, т.е. современной им культуре средневекового Китая. Особенный интерес философов привлекли проблемы мировоззрения, которые обычно обходились конфуцианцами; особенно тщательно стремились разобрать гносеологическую теорию.

Выдающийся философ Чжоу Дунь-и (1017 – 1073), автор «Изъяснения плана Великого передела» и «Книги проникновения», разработал эту проблему с материалистических позиций. Он развил древние натурфилософские представления о пяти первоэлементах, составляющих основу материальной природы. Он внес новое понятие диалектики в свое учение и соединил воедино концепции круговорота первоэлементов с концепцией движения противоположностей.

Развитие элементов диалектики и стихийного материализма происходило в борьбе против идеализма. Выразителем идеалистического направления в XI в. были братья Чэн Хао (1023 - 1085) и Чэн И (1033 – 1107), признавшие законом жизни, сущностью и закономерностью вещей духовное начало ли.

Учение философов XI в. позднее развивал Чжу Си (1133 – 1200), считающийся основателем реформированного конфуцианства, известного как неоконфуцианство или чжусианство. Его учение стало ортодоксальной идеологией господствующего класса в последовавшие века.

Острые социальные противоречия, борьба общественных сил нашли свое выражение в литературе, публицистике, поэзии.

В художественных произведениях критиковались феодальные порядки, религиозные суеверия.

Большой интерес стал проявляться к человеческой личности. Для творчества многих авторов характерны социальные мотивы, протест против угнетения и несправедливости.

Особое место в сунской поэзии принадлежало Оуян Сю – основателю сунской поэтической школы, возглавлявшему движение за обновление китайской поэзии, последователю известного танского ученого и поэта Хань Юя (768 – 824).

В сунское время развивались и демократические жанры литературы. Ее героями становились образованные горожане, купцы, ремесленники, выходцы из низших слоев общества.

Атмосфера городской жизни, народные зрелища на городских площадях и улицах, скоморошьи представления, театрализованные рассказы сказителей питали влиятельное демократическое течение в литературе, представленное городской средневековой повестью хуабэнь.

6. Китай в период династии Мин.

Провал экономических и политических реформ способствовал обострению внутренних противоречий и ослаблению Сунской империи.

В покоренном Китае властью овладели монгольские феодалы во главе с ханом Хубилаем, который с 1271 г. стал императором и основателем династии Юань.

Положение горожан оказалось особенно тяжелым. Монгольские феодалы захватывали ремесленников, специализировавшихся на разных видах производства, переселяли их и превращали в своих рабов. В городах Китая ремесленники зачастую должны были оставлять свои традиционные профессии и изготовлять для монгольских конников сбрую, седла и серебряную отделку к ним. Много ремесленников, став невольниками, трудились в мастерских, принадлежавших знати или буддийским монастырям. Цеховые ремесленники облагались тяжелыми поборами.

Большие трудности в освоении китайского языка принудили новых правителей попытаться отказаться от иероглифики. С этой целью было изобретено «квадратное письмо», но заменить им иероглифы не удалось.

В период возникновения феодального государства монголы были шаманистами и относились терпимо ко всем вероисповеданиям. Однако позднее ханы предпочли буддийскую церковь, заручились ее поддержкой и наделили монастыри обширными землями. Что касается даосов, то они подвергались преследованиям и многие их книги сожжены.

К середине XIV в. экономика империи пришла в упадок.

Городские рынки опустели, многие мастерские и лавки ремесленников закрылись.

Почти во всех провинциях вспыхивали восстания.

Вражда к поработителям, скорбь за свою страну находили выражение в песнях, распеваемых в народе, в рассказах бродячих сказителей. Особой популярностью пользовались повествования о непобедимых героях, славных полководцах, отважных силачах и справедливых людях. На эти темы разыгрывали театральные представления и сочиняли литературные произведения.

Именно тогда появился сборник новелл (или, как его называют, роман) «Троецарствие», где превозносились воинская доблесть, умение побеждать и необычайное мастерство китайских военоначальников. Ненависть к завоевателям была настолько сильной, что, когда одного художника спросили, почему он избегает рисовать землю, он ответил, что считает это невозможным, так как земля принадлежит завоевателям. Ученые-астрологи сообщали о появлении на небе зловещих знамений, а гадатели прорицали гибель власти иноземцев.

Широко распространились тайные религиозные учения разных толков и направлений. Особой популярностью пользовались мессианская идея о пришествии «Будды будущего» – Майтрейи (Милэфо) и начале новой счастливой эпохи, а также учение о «свете» (минцзяо) манихейского толка. Тайное «Общество Белого лотоса» («Байляньцзяо») пополнило свои религиозные догмы призывами к борьбе с монголами и начало формировать крестьянские отряды, известные в истории как «красные войска» или отряды «красных повязок», поскольку красный цвет был символом Майтрейи.

Чжу Юань-чжан одержал победу над соперниками и присвоил себе титул «вана». После этого он отправил сильное войско на север, и в 1368 г. его полководец Сюй Да занял Пекин. Последний из правивших в Китае потомков Чингисхана с остатками войск и приближенными бежал на Север. Чжу Юань-чжан, провозглашенный императором в Нанкине, еще около 20 лет осуществлял подчинение всей территории страны.

Новая династия была названа Мин, а символом ее стал красный цвет.

Тяжелым наследием монгольского ига в Китае было разорение народного хозяйства. Ранее богатые города были ограблены, поля не возделывались.

Горожане, освобожденные от произвола юаньских властей, получили некоторые льготы. Ремесленникам дали возможность работать и продавать свои товары, а купцам – ездить по стане и торговать.

Господствующей идеологией и религией при Минах признано реформированное Чжу Си конфуцианство – чжусианство.

В Китае продолжали действовать буддийская и даосская, а также мусульманская религии. Но конфуцианские обряды и требования морали были обязательны для всех; конфуцианская система образования оставалась неприкосновенной.

История Китая XVI – XVII вв. характеризуется началом кризиса феодального общества, нашедшего свое проявление в экономике страны, в обострении классовых битв, в активизации политической борьбы.

Трудами предшествовавших поколений китайское земледелие достигло довольно высокого уровня; существовали усовершенствованные ирригационные сооружения, и среди них наибольшее распространение получили водоподъемные транспортеры. Но дальнейшего развития оросительная техника не имела.

Деревенские жители постепенно переходили к хлопкоткачеству и использованию хлопчатобумажных тканей собственного изготовления.

В XVI – XVII вв. неравномерность экономического развития различных районов Китая. Ликвидация Великого шелкового пути привела к упадку городов Кайфына, Лояна, Чэнду, Сияня, оказавшихся вдали от торговых магистралей.

Города сосредоточили значительную часть населения. В XVI в. шел интенсивный процесс превращения деревень с развитыми торговлей и ремеслом и поселений в посады – чжень.

К XVII в. определилась специализация отдельных городов, районов и областей по производству какого-либо вида продукции: так, провинция Гуандун славилась железными изделиями, Цзянси поставляла всему Китаю и соседним странам фарфоровую и керамическую посуду, в районах Шанхая и Сунцзяна изготавливали прекрасные хлопчатобумажные ткани, в г. Уху – красители, а на острове Тайвань – сахар и камфару.