Смекни!
smekni.com

Культурно-досуговая деятельность на Руси (стр. 5 из 6)

Русская эстрада, сформировавшаяся в самостоятельный вид искусства на рубеже XX века, к 1917 году являло собой довольно пёструю картину. В отличие от цирка, который имеет значительно более давнюю историю, эстрада - искусство молодое, но развившееся необыкновенно стремительно. Этот процесс был связан с распространением так называемой "массовой" культуры, с ростом населения городов, которое требовало развлечения и зрелищ.

Одновременно с эстрадой в начале века не менее стремительно развивалось и другое молодое искусство - кино. В городах один за другим открывались кинотеатры, или, как они тогда назывались, синематографы. На этом этапе, т.е. в предреволюционное десятилетие, два молодых искусства - кино и эстрада шли рядом, рука об руку, завоёвывая зрителей, принадлежащих к самым разным общественным и социальным группам.

Мода на эстраду не могла не привести к штампованности продукции, рассчитанной на обывательский запрос и вкусы городского населения. Популярная тогда "рваные куплетисты", т.е. исполнители, выходившие на эстраду в костюме и гриме босяка, среди которых были и люди талантливые, развлекали аудиторию низкопробными куплетами. Примерно этот же процесс просматривается и в кино, которое Эл. Андреев называл "молохом", пожирающим литературу. Всё это не могло не породить презрительного отношения части интеллигенции к новым видам искусства - кино и эстраде, как низшим, рассчитанным на вкусы обывателя. Но если к кинематографу очень скоро, уже в 20-е годы, удалось завоевать авторитет одного из высших видов искусства, то эстрада продолжала вызывать, а порой и сей час ещё вызывает недоверчивое отношение, как "малая" форма, находящаяся где-то в периферии общего поступательного процесса художественного творчества.

Однако уже на дореволюционной эстраде выступали крупнейшие актёры с высоко художественным репертуаром. В театрах миниатюр и кинодиверсментах можно было услышать и смелый сатирический куплет, и острую злободневную репризу конферансье. В творчестве лучших артистов давали себя знать демократические корни эстрадного искусства, которые, как и его ближайшие родственники, театр и цирк, рождалось на площади в выступлениях гистрионов, фокусников, жонглеров, скоморошьих играх, в нехитрых представлениях ярмарочных балаганов.

Так на общем фоне серости и штампованности дореволюционной эстрады, серийности её продукции, что эстетики считают типичными признаками "массовой" культуры, загорались огоньки, которые освещали дальнейший пуль эстрадного искусства, свидетельствовали о его потенциальных возможностях.

Бурно развивающаяся советская действительность ставила перед всем искусством, и в том числе перед эстрадой, интереснейшие творческие задачи. Руководствуясь указанием партии, советская эстрада стремилась решать эти задачи, активно участвовать в воспитании советских людей, в обогащении их духовной культуры.

На ряду с этим стало заметно тенденция к уменьшению форм досугового времяпрепровождения, характерных для быта российского населения в прошлом: стало сокращаться число людей, посещающих церковь и отмечающих религиозные праздники.

1941 - 1945 года

Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и ночей и унесшая почти 27 млн. жизней людей, была огромным испытанием и для культурно-досуговых учреждений.

С началом войны резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, Домов культуры, уменьшалась их сеть. Уже во второй половине 1941 года количество клубных учреждений и библиотек уменьшилось на половину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры. Многие учреждения культуры стали базой военный госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.

Деятельность учреждений культуры была подчинена организации масс на защиту Родины и решению насущных народохозяйственных задач военного времени.

Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным и внутренним положением Советского союза. Учреждения культуры пропагандировали героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема советского патриотизма стала ведущей в их деятельности.

Были созданы разнообразные передвижные учреждения культуры - походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера (на фронте), библиотеки -передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агитпункты. В полной мере использовался опыт передвижной работы времён гражданской войны.

Особой любовью у народа пользовались писатели-фронтовики: Н. Тихонов, К. Симонов, М. Шолохов и др.

Пожалуй, наиболее полно это время отразилось в таких эстрадных жанрах, как песня и танец. Песня героическая, патриотическая, массовая постоянно звучит с эстрадных подмостков и оказывает влияние на песню лирическую. В результате такого взаимопроникновения возникают песни, в которых лирика приобретает гражданскую окраску.

Не только песни, но и танец идёт на прямое, открытое сближение с современностью. Бурной жизнерадостностью мироощущения, стремительностью темпа, активным утверждением положительных начал нашей жизни покоряли сюжетные композиции А. Редель и М. Хрусталёва, Н. Мирозоянц и В. Резцова.

Несколько медленнее осваиваются новые темпы разговорными жанрами. Трудности усугубляются тем, что в это период, когда главным для художника становится пристальное внимание к разработке характера советского человека, к его психологии, изображение его жизни и борьбы, роль и назначение малых форм в системе искусств ставится под сомнение.

В ноябре 1944 года СНК РСФСР принял постановление "О мерах по улучшению работы изб-читален, сельских клубов и районных домов культуры". Предусматривались меры по восстановлению закрывшихся в годы войны учреждений культуры. Ставилась задача иметь в каждом сельском Совете клуб, в каждом районном центре - Дом культуры. Постановлением СНК в феврале 1945 года был создан Комитет по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР. Такие же комитеты создавались в союзных республиках.

Предстояло так же расширить сеть средних и высших учебных заведений, готовящих кадры для клубов, библиотек, музеев и других учреждений культуры.

1945-1990 года

В послевоенный период наметились изменения в культурных потребностях людей, способах проведения ими своего свободного времени. Это было обусловлено целым комплексом факторов: постепенным сокращением трудового дня для рабочих и служащих на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, способствующем увеличению количества свободного времени; повышением образовательного уровня населения, улучшением его жилищных условий, ростом доходов; процессами урбанизации, развитием СМИ и, особенно, появлением и распространением телевидения.

В течении 1945 - 1970 годов деятельность культурно-досуговых учреждений обогатилось новым содержанием по всем направлениям. Стала развиваться лекционная работа. Тематика лекций охватывала вопросы политики, экономики, науки, искусств, морали и т.п. В значительной степени оживлению лекционной работы способствовало возникновение в 1947 году Общества политический и научных знаний. Со второй половины 50-х годов в клубных учреждениях активно стало использоваться такая форма работы, как "тематический вечер". Это были вечера-встречи, вечера-чествования, вечера-портреты, вечера боевой и трудовой славы, вечера-митинги, вечера-репортажи, вечера вопросов и ответов. Получили распространение "устные журналы", "световые газеты", а с конца 50-х годов возродились "воскресные чтения".

С середины 50-х годов получили распространение агтационно-художественные бригады. Развитие на рубеже 50 - 60-х годов "авторской песни" дало толчок возникновению в 1970 году первых клубов самодеятельной песни. Со второй половины 50-х годов, в рамках художественной самодеятельности стали появляться эстрадные коллективы, оркестры народных инструментов, кружки сочетающие спортивные элементы с музыкальным искусством: акробатические художественной гимнастики, в 60-х годы - ансамбли бального танца, вокально-инструментальные ансамбли, эстрадно-цирковые ансамбли. Развитие технического творчества способствовало появлению новых видов самодеятельного художественного творчества: фотокружков, фотостудий, киностудий. Расширились масштабы изобразительного и декоративно-прикладного самодеятельного искусства в произведениях народных мастеров появилось больше самобытности, ощутимее стала связь с традиционной народной культурой, фольклором. Стимулом были проводимые смотры, конкурсы, фестивали художественной самодеятельности.

Активизировалась работа клубных учреждений по проведению массовых праздников. С начала 50-х годов в стране начинает складываться традиция отмечать дни, посвященные различным профессиям.

Уделялось внимание работе с детьми. Во дворах жилых домов создавались детские клубы, кружки художественной самодеятельности, детские "комнаты". Организацию культурной работы брали на себя женсоветы домоуправлений или домовые комитеты при содействии культурно-досуговых учреждений: Дворцов и Домов культуры, библиотек, кинотеатров и др.

В 70 - 80-е годы в отличие от предыдущего периода в структуре досуга изменилось соотношение общественно организованных форм и индивидуальных: прослеживалась тенденция к возрастанию последних. С наибольшей полнотой проявились процессы "одомашнивания" досуга, замедление темпов роста, посещаемости учреждений культуры, а по некоторым учреждениям её резкое снижение. Это коснулось в частности кинотеатров, концертных учреждений, музеев, клубов.