В 70 - 80-е годы продолжал интенсивно развиваться туризм. Широкий размах получили его неорганизованные и слабоорганизованные формы. Замечу, что развитию самодеятельного туризма способствовало существенное увеличение транспортных средств, находящихся в личной собственности граждан.
С середины 70-х годов начало развиваться самодеятельное фольклорное движение, представленное фольклорными ансамблями, любительскими фольклорными объединениями.
Несмотря на увеличившиеся масштабы социально-культурной инфраструктуры к концу 80-х годов в стране сохранялось значительная региональная дифференциация в особенности населения учреждениями культуры. Сельские поселения по насыщенности учреждениями культуры значительно отставали от города. Практически были лишены базы культуры микрорайоны больших городов.
Остро стояла проблема закрепляемости кадров. Текучесть кадров отличало клубные, библиотечные, музейные учреждения. Особенно плохо закреплялись специалисты на селе. Основными причинами такого положения было отсутствие работы, соответствующей квалификации специалистов, плохие жилищные условия, низкая оплата труда. Для клубных работников особая трудность заключалась в нерегламентированности работы клубных учреждений, а также в моральном плане - падение престижа этих учреждений в глазах населения.
Телевидение сыграло тоже немаловажную роль. Телевизионный спектакль, телевизионный фильм и др. сложились быстрее, чем телевизионный концерт, специфика которого ещё осваивается голубым экраном.
И всё же такие завоевавшие завидную популярность передачи, как "Голубой огонёк", "Кабачок 13 стульев", "Бенефис", свидетельствует о тех органических связях, которые уже устанавливаются между искусством эстрады и телевидением. Свободное взаимодействие артистов с гостями на "Голубом огоньке" по-своему развивает традиции эстрадного театра, которые предстают в современном телевизионном варианте.
1990 - по наши дни
События 90-х годов - изменения политического строя в России, переход к рыночным отношениям - оказали заметное влияние на сферу досуга. Наиболее ощутимыми они стали для системы учреждений культуры. В соответствие с новым законодательством учреждения культуры получали большую самостоятельность в организации своей деятельности: были сняты идеологические запреты, устранены ограничения в выборе направлений работы, в формировании штата работников.
Подготовка кадров организаторов досуга в высших и средних учебных заведениях стала осуществляться с большим учётом особенностей экономического и социального развития общества, изменений, происходивших в культурных интересах и досуговых ориентация людей. Произошли преобразования в системе учебных заведений.
Изменились источники финансирования учреждений культуры. На ряду с государственными средствами они могли получать доходы за счёт расширения ассортимента платных услуг, осуществление коммерческой деятельности, пожертвований от частных лиц, предприятий и организаций. Стали появляться досуговые учреждения, функционирующие на основе полной самоокупаемости: театры-студии, многопрофильные творческие объединения, концертные залы, картинные галереи, клубы и т.п. Создавались частные досуговые учреждения, ориентированные преимущественно на получение прибыли: казино, ночные клубы, бары и рестораны с разнообразными шоу-программами.
На финансовом положении культурно-досуговых учреждений сказывалось и отсутствие у их работников навыков развёртывании платных услуг. К тому же, в силу ухудшение материального положения подавляющего большинства населения России, многие люди не могли воспользоваться этими услугами. Мало надежд давало и спонсорская деятельность. Ввиду этих обстоятельств материальная база учреждений культуры стало приходить в упадок, количество их сокращается. Снизился уровень зарплаты работников культуры.
В таком плачевном состоянии находится наша культура до сих пор. Жизнь выдвинула много новых проблем в создании условий для осуществления населением России культурно-досуговой деятельности, решение которой предстоит искать в последующие годы…
Список литературы
1. Борев Ю. Эстетика. - М.: Политлитература,1998.
2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: 1965.
3. Белкин А.А. Русские скоморохи. - М.: Наука, 1975.
4. Генкин Д.М. Массовые праздники. - М.: 1975.
5. Гребенюк В.П. Публичные зрелища петровского времени и их связь с театром. - М.: 1976.
6. Еремеев А.Ф. Происхождение искусства. - М.: 1970.
7. Кузнецов Е. Из прошлого русской эстрады. - М.: 1958.
8. Кажин В.Я. Русская советская эстрада. - М.: 1946-77.
9. Чепелев В.И. Клубоведение. - М.: Просвещение, 1980.
10. Календарные обычаи и обряды в странах Европы. - М.: 1977.
11. Ремизова Т.А. Культурно-просветительная работа в СССР. - М.: 1974.
12. Ключевский В.О. Западное влияние в России после Петра. - М.: 1983.
13. Культурно-досуговая деятельность М 1998
14. Лихачёв. Памятники литературы древней Руси. - М.: 1984.
15. Некрылова А.Ф. Народный театр. - М.: 1990.
16. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.: 1978.
17. Лагунова М.И. Обряды и праздники на Дону. - М.: 1988.
18. Попова Т. Основы русской народной музыки. М.: 1977.
19. Мазаев А.И. Праздники как социально-художественное явление. М.: 1978.
20. Полевой Н. История Петра Великого. - М.: 1976.
21. Савушкина Н.И., Дмитриев Ю.А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. М.: 1984.
22. Уварова Е.Д. Русская советская эстрада 1930-1945. - М.: 1977.
23. Анастасьев А.И. Русская советская эстрада 1917-1929. - М.: 1977
24. Русская литература XVIII века Стенник О.В. 1991
25. Сакович А.Г. Русский настенный лубочный театр XVIII-XIX века. - М.: 1985.
26. Тихонравов Н.С. Русские драматические призведения 1672-1725 года. - М.: 1977.
27. Театрализованные праздники и зрелища 1672-1725 г. - М.: 1977.
28. Семиванова Ф.М. Частушки. - М.: 1990.