Смекни!
smekni.com

Лекции по Культуре (стр. 2 из 5)

ратурное произведение написано более 4000 лет назад.В первоисточ-

никах до нас дошли:"Легенда о Гельгемеше"-первое литературное

произведение.

11.Архитектура

-в эпоху возвышения в Шумере царской власти и усиливающегося

влияния жречества происходит расцвет храмовой архитектуры и

культуры.Стремление утвердить могущество божества посредством

воплощения в геометрической простоте.

В основе храма лежал параллелепипед,гладких стен не имелось,всю-

ды выступы,ниши.Развитие храмовой архитектуры достигло максимума

создания многоступенчатой башни Зиккурата.

Обычный зиккурат-поставленные одна на другую усеченные пирами-

ды,окрашенные в разные цвета.

12.Культура

-храмы и дворцы украшались культовыми скульптурами,изображающи-

ми людей,быков и крылатых львов.

Скульптуры выполнены очень реалистично.Особую ценность как

произведения искусства имели царские принадлежности.

Культура Междуречья оказала огромное влияние на всю последующую

культуру стран и народов.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ:

В районе 3000 года до н.э. царь Юга-Менес(Менас) захватил южное

царство и основал город Мемфис.

С 28 века до н.э.Мемфис стал столицей Египта.Началась история

Египта,измеряемая династиями.

1.Раннее царство(с 3000 по 2800 г.г.до н.э.)

Первые две династии.Развитие ирригации,массовое появление мед-

ных орудий,возникновение массовой торговли.

Государство становиться агрессивным,ведет постоянные войны с со-

седями с целью захвата рабов и сырья.

2.Древнее царство(с 2800 по 2250 г.г.до н.э.)

Максимально возрастает могущество фараонов.Они объединяют свет-

скую и духовную власть.Общее развитее получает идея неограничен-

ной власти обожествляемых фараонов.

Воплощение этой идеи-строительство пирамид.

-Первый распад Египта(2250-2050 г.г. до н.э.)

Период всеобщего запустения.

3.Среднее царство(2050-1700 г.г. до н.э.)

Столица переносится в Фивы.Наивысший расцвет культуры.

-Второй распад Египта(1700-1580 г.г. до н.э.)

4.Новое царство(1580-1070 г.г. до н.э.)

Использование железа,ткацкого станка,широкое распространение

письменности и грамотности,изобретение стекла,использование ко-

лесных повозок,создание могучего флота.

В эпоху Раннего царства возникают первые школы,в школах готови-

ли писцов-привилегированное сословие государственных служа-

щих.Подготовка велась с 5-летнего возраста,12 лет.Учебный день

заканчивался примерно в третьем часу пополудню.

Был изобретен папирус.Каменные сооружения использовались для

дворцов фараонов,храмов и царских гробниц.Остальные строения

строились из кирпича-сырца.

В период Древнего царства устанавливаются каноны египетской

культуры и искусства.Формируется иерархия видов и жанров искус-

ства.В системе искусств ведущую роль играет архитектура,тесно

связанная с поминальным культом.Господствующие принципы-монумен-

тальность и статичность,вполощающие представления о незыблемости

социального строя и сверхчеловеческом величии фараонов.Эти же

принципы распространялись на связанныую с архитектурой живопись и

скульптуру.Основным видом архитектурной постойки являлась маста-

ба-геометрически правильная усеченная пирамида,представляющая из

себя наземную часть гробницы и погребальное помещение,расположен-

ное глубоко под землей.

Буквально слово "мастаба" означает "каменная скамья".

Именно в период Древнего царства была постоена первая пирами-

да.Архитектор Имхотеп-для фараона Джосера,построил пирамиду,сос-

тоящую из шести стоящих друг на друге мастаб.Эта пирамида яви-

лась основой гигантского архитектурного ансамбля в Саккаре.В

дальнейшем совершенствовались лишь геометрические формы.Чем

больше форма,тем больше ясности и частоты в сооружении.В конце

первого царства был создан комплекс пирамид в Гизе.Его основу

составили пирамиды трех фараонов:Хеопса,Хефрена и Микерина.

Дорогу к пирамиде Хеопса охранял сфинкс с лицом фараона

Хефрена.Сфинкс был создан из гранитной скалы,монолита,напоминаю-

щего лежащего льва.Вокруг пирамиды Хеопса в строгом геометричес-

ком порядке стояли пирамиды придворных и поминальные храмы.Поми-

нальные храмы сообщались между собой крытыми переходами.

Настенная живопись изображала сцены битв,охоты и дворцовых ме-

роприятий.Живопись символизировала положение и благополучие по-

койного в царстве мертвых.Скульптуры,портреты,выполняли роль

двойника покойника и служили вместилищем души-Ка.

Искусство Египта было составной частью культа(заупокойного ри-

туала).Чтобы покойник чувствовал себя комфортно в царстве мер-

твых,его снабжали всем,чем он владел при жизни.То,чем он обладал

при жизни,изображалось на стенах погребальной камеры.Отсюда и по-

шел обычай бальзамирования.Скульптурный портрет должен был обла-

дать точным сходством с оригиналом.

Произведения искусства делались не для осмотра,им отводилась ку-

да более высокая роль-дарить усопшим бессмертие.

Так художники и скульпторы стали чуть ли не самыми высокооплачи-

ваемыми людьми в египетском обществе.

Искусство Египта было частью религии.

В Египте сохранилось несколько гигантских архитектурных ансам-

блей,такие как древние памятники в Луксоре и Абу-Симбел.Таких пи-

рамид больше не создавали;вход в них,как правило,украшался.

Пантеон Египта:

Каждый город имел своих богов.Изначально представление о мире

было как о водном Хаосе.Одним из самых почитаемых богов Египта

считался Осирис и его жена(она же сестра) Изида.Сын Осириса и

Изиды-бог Гор.

Богиня Баст изображалась в виде кошки,Гор являлся в виде соко-

ла,богиня войны Сахмед изображалась в виде льва.

Богиня Нут была божеством неба.Бог Геб являлся богом земли.Тот

являлся богом Луны,Хапи был божестом Нила.

Культура Древней Греции

_______________________

1)Крито-микенская культура

2)Доантичная культура Греции(дорийская и ахейская)

3)Гомеровский период

4)Классическая греческая культура.

1.Крито-Микенская культура.

Возникла в III тысячелетии до н.э.Распространилась на острова

Эгейского моря и побережье.Были ли представители данной культуры

греками-неизвестно.

Во II тысячелетии возникла письменность.

Составлен пантеон олимпийских богов,сложились песни Илиады и

Одиссеи.По преданию,на севере побережья Крита был самый большой

город Кипра,именуемый Кносс.В лабиринте дворца города Кносс нет

никакого архитектурного замысла,нет никакой симметрии.Стены рас-

писаны бытовыми сюжетами.На Крите 1500 лет не было войн,что спо-

собствовало развитию торговли.

Архитектура период Крито-Микенской культуры была удиви-

тельной,но отнюдь не прекрасной.Главной культурной ценностью это-

го периода были фрески и рельефы.В живописи не было никаких кано-

нов,пространство между стенами украшалось растительным и геомет-

рическим орнаментом.

В XIV веке с севера пришли ахейцы,а еще через 200 лет,в XII ве-

ке до н.э.,пришли дорийцы.

2.Доантичная культура Греции.

К концу II-началу I тысячелетия до н.э. на территории Греции

осели 3 большие группы племен,из которых позже сформировалась

греческая нация.Всю центральную часть Греции заселили ахейцы.мно-

гочисленные острова Эгейского моря и города узкой полосы побе-

режья заселили ионийцы.Южную часть Пелопонеса,Крит и прилегающие

к нему острова заселили дорийцы.

Это были близкие по языку,но стоящие на разных культурных уров-

нях племена.При нашествиях,в междуусобных войнах,частично разру-

шая дворцы и грода и обращая в рабство побежденных противников,э-

ти племена перенимали культуру друг друга.

В период ахейского господства города окружались стенами высотой

до 12-15 метров и толщиной до 8 метров.Улицы греческих городов

были значительно уже.Возникла общая для всех племен письменнос-

ть:это было слоговое письмо,множество источников из которого дош-

ли до наших дней.Развивалась торговля.

Архитектурные сооружения ахейского периода тяжеловесны,массив-

ны,грубы.Известно только одно "скульптурное" произведение этого

периода:Львиные ворота в Микенах.

Для развития хозяйственных нужд ускоренными темпами развивалось

гончарное производство.Получает развитие вазопись с простейшими

геометрическими узорами.

Период дорийского господства не внес существенных улучшений в

процесс развития греческой культуры.

Обычным явлением в этот период стали непрекращающиеся междуусоб-

ные войны.Именно в этот период состоялась Троянская война.Идеа-

лом мужчины стал мужчина-воин,а идеалом красоты-физическое разви-

тие.Общепринятым идеалом поведения стала воинская доблес-

ть.Общество стало милитаризованным.

В это время заврешается формирование олимпийского пантеона.Каж-

дый город имел своего бога.Литературные произведения,передавав-

шиеся чаще всего устно,рассказывают о деяниях богов и героев.По-

лучает распространение миф,что за воинскую доблесть боги могли

даровать бессмертие отдельному человеку.

Греческая религия не была фанатичной.Боги были очеловечены и

часто имели общих потомков с людьми.

Начали складываться первые песни,вошедшие в состав "Илиады" и

"Одиссеи".

3.Гомеровский период.

Подъем культуры в древней Греции начался в "гомеровский"

период.В большинстве своем на территории Греции господствовал ро-

довой строй.Рабом назывался человек,не имеющий право на передачу

наследства.

Для трех племен вырабатывается литературный греческий язык.Архи-

тектура и изобразительное искусство начали стремительно разви-

ваться в связи с быстрым ростом численности городов и народонасе-