Смекни!
smekni.com

Леонардо Да Винчи (стр. 3 из 7)

Цецилии было всего семнадцать лет ,когда ее соблазнил Лодовико . Она родила ему сына и заняла самое высокое положение при его дворе. Портрет «Дама с горностаем» превосходно отражает те качества, которым, видимо, была наделена эта женщина. Выражение ее интеллигентного лица проницательное и сосредоточенное ,пальцы у нее длинные и чувствительные – такие бывают у музыкантов или развратников . Задний фон переписан художником Амброджо да Предисом , с которым Леонардо сотрудничал ;в результате лицо резко контрастирует с черным фоном безо всякого сфумато или светотени Леонардо. Однако моделировка лица и горностая выдают авторство: сложный поворот головы дамы, змеевидная поза зверька могли быть изобретены только Леонардо. Величина горностая и близость его острой недоброй мордочки к шее вызывают чувство тревоги. Не вызывает сомнения и то ,почему да Винчи изобразил это животное на своей картине. В одной старинной книге горностай описан ,как животное крайне чистоплотное : «Он предпочитает смерть грязной норе».

В последующем Цицилия Галлерани была замещена в сердце Сфорца сперва женой , а потом и новой любовницей Лукрецией ,чей портрет Леонардо тоже написал. Местонахождение картины не определено . Некоторые считают ,что это тот самый портрет ,который хранится в Лувре под названием «Прекрасная Ферроньера» . Не лучшее произведение Леонардо , в целом выполненное небрежно ,за исключением тех деталей ,которые вызывали в художнике особый интерес. С особой тщательностью прорисованы только ленты, спадающие на плечи дамы.

Остается еще один портрет ,написанный Леонардо в ранние годы пребывания его в Милане, возможно ,наименее значительный из всех и хуже всего документированный ,однако ,по иронии судьбы ,лучше всего сохранившийся . Это «Портрет музыканта» ,хранящийся ныне в миланской Амброзиане . В портрете закончено только лицо; по типу оно близко лицам ангелов Леонардо. Правда , это гораздо мужественнее , а световая моделировка такова , что во многом напоминает лучшие работы Леонардо , если бы не позднейшая запись и слой лака , из – за которого краски потемнели . Несколько лет назад живопись была расчищена , и на клочке бумаги в руке изображенного человека обнаружилось несколько нотных знаков . Исследователи Леонардо ,знающие его склонность к загадкам и секретам , пока безрезультатно пытались прочесть это нотное послание .

Загадки , или ,вернее сказать , невероятно запутанные переплетения рисунков , - характерная черта уникальной работы , которую Леонардо выполнил в одной из зал Сфорца , называемой Ослиной. Это не живопись в собственном смысле слова ,но она на столько превосходит обычный декор , что для нее невозможно подобрать подходящего названия.

На стенах Ослиной залы Леонардо написал зеленые кроны ив : их ветви и побеги переплелись самым фантастическим образом , к тому же они опутаны тонкими декоративными ветками , завязанными в бесконечные узлы и петли . Живопись эта производит впечатление почти звучащей , как будто это музыкальная фуга . Возможно , Леонардо , который проводил дни и даже недели за рисованием загадочных узлов на бумаге , намеревался выработать собственный символ : одно из значений слова «винчи» - ива .

Значительную часть времени в миланский период жизни у Леонардо отнимала архитектура . Как придворный архитектор и инженер он руководил завершением и перестройкой многих зданий , давал советы по фортификации. Даже ,когда он был полностью поглощен работой над «Тайной вечерей» ,его заботы все равно делились между живописью и архитектурой ,как свидетельствуют многие эскизы.

В 1488 году вместе с Браманте и другими архитекторами он представил на конкурс проекта центрального купола Миланского собора планы и деревянную модель. Трудно было определить , кто на кого влиял больше в области архитектуры , но скорее всего сильнее был Браманте .Ни один из архитектурных проектов Леонардо так не был воплощен в жизнь. Как и многие архитекторы Раннего Возрождения, Браманте и Леонардо были озабочены соединением в конструкции купола квадрата и круга , считавшихся совершенными геометрическими фигурами . В эскизах храмов Леонардо доводил мотивы круга до как бы логического завершения – некоторые из его проектов так перегружены куполами ,что напоминают памятники многокупольной византийской или русской базилики.

В области гражданской архитектуры Леонардо был весьма разборчив , и хотя он не очень интересовался ею как таковой , все же спроектировал одно мало уважаемое здание – публичный дом . Постоянные поиски красивых или уродливых лиц , очевидно , привели его однажды в миланский «веселый» квартал , где он обнаружил , что планировка публичных домов , можно сказать, оставляет желать лучшего. Он нарисовал дом с прямыми коридорами и тремя отдельными входами , так , что клиент мог спокойно войти и выйти , не опасаясь нежелательных встреч .

Последняя архитектурная прихоть Леонардо – мавзолей в египетском стиле для членов королевской семьи ( вообще Леонардо имел странную склонность к востоку) . Мавзолей был конической формы , диаметр его основания составлял около 60 метров , высота – 15 метров . Предполагалось увенчать его круглым храмом с колоннадой . Не известно , что заставило Леонардо взяться за этот проект ; сохранилось несколько заметок для него и один эскиз , после чего идея , очевидно , была оставлена.

В 1495 году по просьбе Лодовико Сфорца Леонардо начал рисовать свою «Тайную вечерю» на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. Эта картина столь удивительна и сама по себе , и по тому влиянию , которое она оказала на современников и потомков , столь знаменитая в западном мире , что обсуждать ее – все равно что в нескольких словах коснуться темы Атлантического океана. Тем не менее обсуждение следует начать с указания на один факт , который на столько очевиден , что как бы выпадает из поля зрения исследователей : в искусстве очень мало таких композиционных проблем , как проблема размещения тринадцати человек за одним плоским столом . У Леонардо эта проблема столь блистательно решена ,как будто ее вообще не существует ; каждый любитель искусства ( если он способен в качестве эксперимента вычеркнуть из памяти « Тайную вечерю») может сам попытаться найти независимое решение этой проблемы . Тогда он поймет , как она чудовищно трудна .

Вторая трудность заключалась в выделении Иуды – так , чтобы зритель сразу его узнал . С самого начала христианского искусства и до времени Леонардо эта задача обычно решалась так : Христос и его одиннадцать учеников размещались с одной стороны , а Иуда - с другой .Даже художники Раннего Возрождения , уже отошедшие от традиционных трактовок религиозных тем , как правило , не находили лучшего решения : это хорошо видно на самых известных «Тайных вечерях»Кватроченто , выполненных Андреа дель Кастаньо и Доменико Гирландайо ,учителем Микелеанджело .

Леонардо подходил к своей «Тайной вечери» целых пятнадцать лет ; на одном из набросков «Поклонения волхвов» появляется группа слуг , занятых оживленной застольной беседой , рядом с ними фигура Христа. А уж перед решающим моментом ,когда предстояло подойти к стене Санта Мария делле Грацие ,он наверняка сделал множество предварительных эскизов; среди них сохранилось много рисунков , относящихся к отдельным образам , и только два – к композиции в целом . Почти до самого начала работы он плохо представлял себе выделение Иуды обычным образом ;но в дело вмешался его гений.

Леонардо много размышлял над тем ,как показать в живописи человеческие эмоции . Одна из ключевых фраз в его «Трактате» такова : «У художника две цели : человек и проявление его души. Первая проста ,вторая трудна , потому что он должен раскрыть ее с помощью движения» . Просто гримасы не представляли для него интереса – за исключением безобразных лиц; именно движением ,жестом он старался выразить чувства . Это исключительно итальянское свойство , как писал об этом Гете в своем эссе о «Тайной вечери»: « У представителей этого народа тело одухотворено , каждая часть его ,каждый член участвуют в выражении чувств , страсти ,даже мысли . Изменяя положения тела ,делая жест рукой ,итальянец как бы говорит: « Вот в чем моя забота! – Входи! – Перед тобой негодяй - будь с ним осторожен! – Его жизнь продлится не долго ! – Вот критический момент ! – Внемли – и ты услышишь меня!». Эта национальная особенность могла привлечь только Леонардо , который находился на высшем уровне восприимчивости ко всему ,что было характерно , и именно в этом отношении картина перед нами ошеломляюще необычная , так что , глядя на нее с этой точки зрения , невозможно вдоволь наглядеться».

В своих заметках Леонардо перечислил несколько жестов , которые казались ему подходящими для картины – некоторые из этих жестов он сохранил , другие отбросил . «Тот ,кто только что пил ,поставил стакан на стол и повернул голову в сторону говорящего (зачеркнуто). Другой сжал пальцы рук и с нахмуренным видом повернулся к своему соседу (зачеркнуто), Третий протянул руки и раскрыл ладони ,голова его втянута в плечи , на устах удивление ( Святой Андрей). Еще один что – то говорит в ухо своему соседу , а тот повернулся к нему с живым интересом , в руках у него нож ( святой Петр) …а еще один , который тоже держит нож , повернулся и ставит на стол стакан». Последний жест был сохранен , но несколько видоизменен и оттеснен к Иуде , который сжимает в руке не нож , а кошелек с деньгами и вместо стакана ставит на стол соль , согласно суевериям ,считавшуюся символом угрожающего или неизбежного зла.