.
Леонардо не испытывал привязанности к какому – либо политическому вопросу ,так как являлся творческим человеком. Поэтому его комментарий по поводу падения Милана был очень краток и безличен. Но к 1499 году да Винчи уже завоевал себе славу, и это избавляло его от необходимости ходить и просить. В намерения Леонардо входило вернуться во Флоренцию , однако он сделал это окружным путем. Да Винчи заехал в Мантую для ознакомления с фресками Андреа Мантеньи. Там он встретил умную и на редкость настойчивую даму – маркизу Изабеллу дЭсте, свояченицу герцога Сфорца. Она потребовала, чтобы Леонардо написал ей портрет, и добивалась своего со всей властностью и хитростью. В конце концов, маркиза получила только рисунок, на котором она была изображена с глупым выражением лица, вялым подбородком и неблагородной внешностью. Однако даже это не отбило охоту получить портрет работы Леонардо. Она продолжала преследовать его много лет подряд и представляла для художника некую помеху.
Покинув Мантую, Леонардо отправился в Венецию. Там его пребывание было коротким. За это время да Винчи успел существенно повлиять на венецианских художников. Джорджоне на всю жизнь сделал своими образцами глубокую моделировку и тень Леонардо. Однако он сам был столь значителен, что не мог просто подражать Леонардо.
Весной 1500 г. да Винчи приехал во Флоренцию. Он нашел, что духовная атмосфера там полностью изменилась. Пятьсот лет назад, когда приближался тысячный год от Рождества Христова, весь христианский мир был охвачен религиозной истерией, которая иногда граничила с сумасшествием. Конец света, туманно предсказанный в Апокалипсисе, казалось, вот-вот наступит. И теперь во Флоренции, когда приближалась новая серединная дата, повторялось нечто подобное. Семейство Медичи потеряло власть, и было изгнано. В 1490 –е годы фанатичный доминиканский монах Савонарола приобрел огромное влияние над горожанами, произнося громоподобные проповеди о конце света. Флорентинцы сооружали огромные «костры покаяния», бросая в них ценные вещи. В конечном счете, Савонарола был повешен, а затем сожжен в 1498 г. Через 2 года после этого, когда во Флоренцию вернулся Леонардо, атмосфера снова стала сгущаться.
Леонардо не нравилось все, что делал Савонарола, о котором он знал понаслышке. Вряд ли его удивила и смерть фанатика. Но что творилось теперь в искусстве. Спонтанность и веселость Кватроченто исчезли. Боттичелли и Филиппино Липпи отказались от античности и обратились к религиозным темам. Учитель Леонардо Верроккио давно умер, Гирландайо и Антонио дэль Поллайоло также лежали в могилах. Правда, на небосклоне появилась новая звезда - двадцатипятилетний Микеладжело. Его слава поистине соперничала с той, которую Леонардо добился только к сорока годам.
К возвратившемуся во Флоренцию мастеру отнеслись с почтением. Монахи-сервиты из монастыря Благовещения заказали ему алтарную картину и предоставили помещение в своем монастыре, куда Леонардо вскоре переехал. Сюжет да Винчи начал разрабатывать совершенно самостоятельно. Он начал заниматься этим задолго до того, как сервиты обратились к нему. Над темой Мадонны с младенцем и её матерью, святой Анной, Леонардо трудился 15лет. Его последним обращением к ней стала незаконченная картина, созданная через много лет после того, как он покинул сервитов. Первой попыткой подойти к теме можно считать так называемый Картон Бурлингтонского дома, купленный английским правительством в наши дни и теперь находящейся в Национальной галерее в Лондоне. Леонардо создал этот картон в 1499г. при первом взгляде зритель ощущает неземную красоту, но вместе с тем что-то необычное. Постепенно на ум приходят: Леонардо создал странную композицию, он нарисовал одну взрослую женщину на коленях у другой. В жизни подобная сцена выглядела бы смешной. Но композиция Леонардо не вызывает других чувств, кроме восхищения. Две грациозные женщины, между которыми как бы стерта разница в возрасте, представляют собой удивительно гармоничное сочетание и окутаны мерцающим сиянием. Их связывает младенец Христос, благословляющий маленького Иоанна крестителя. Картон считается одной из самых прекрасных работ Леонардо.
Вторым вариантом был картон, созданный специально для сервитов( к сожалению утерянный). «Когда он был закончен, -пишет Вазаре, -комната, где он стоял, постоянно была наполнена мужчинами и женщинами, молодыми и старыми; такую толпу можно видеть только на самых торжественных праздниках.» Леонардо представил Марию, святую Анну и маленького Иоанна Крестителя с ягненком и, как пишет посланник маркизы Изабеллы: «Все фигуры нарисованы в натуральную величину, но размещаются на сравнительно небольшом картоне, потому что сидят или наклонились». Сервитам было не суждено получить от Леонардо законченное живописное полотно. Корреспондент маркизы докладывал, что Леонардо, по всей видимости, потерял интерес к искусству: «Вид кистей выводит его из себя». Однако возникли и другие обстоятельства: внезапно Леонардо покинул сервитов и в 1502 – 1503 годах превратился в военного инженера. В роли его работодателя выступил Чезаре Борджиа, самый жесткий, безжалостный и кровавый тиран эпохи Возрождения.
Да Винчи находился при Чезаре, когда тот вероломно захватил герцогство Урбино. Именно здесь Леонардо познакомился со знаменитым Никколо Макиавелли, который был послом Флорентинской республики при Борджиа. Леонардо и Макиавелли тянуло друг к другу. Вскоре они сблизились.
Да Винчи покинул службу у Чезаре и весной 1503 года вернулся во Флоренцию. Вопрос, почему Леонардо связал свою судьбу с Борджиа, относится к числу тех, которые следует обсуждать вместе с вопросами о характере. Что касается Макиавелли, то это одна из самых великих фигур в жизни Леонардо. Он обладал мягкой душой и был хорошим другом. После того, как оба покинули Борджиа, Макиавелли, используя свое положение, выхлопотал для Леонардо один из самых серьезных заказов – «Битву при Ангиари». Флорентинцы пожелали, чтобы стены залы заседаний Сеньории были украшены сценами из военной истории города. Работу должны были выполнять Леонардо и Мекеладжело.
В битве при Ангиари (1440 года) да Винчи интересовал лишь один эпизод: схватка между несколькими кавалеристами, развернувшаяся вокруг боевого знамени. Эскизы Леонардо показывают, что художник собирался изобразить общую панораму сражения, в центре которого происходит схватка за знамя. Если одной фразой описать дальнейшую судьбу картины, то скажем: полотно утрачено. Краски медленно таяли в течение шестидесяти лет. Как и в случае с «Тайной вечерей» Леонардо экспериментировал – и эксперимент закончился утратой живописи, которая постепенно осыпалась.
И все же эта картина не пропала окончательно. С нее взяли несколько копий и переписали заново. По иронии судьбы это сделал Вазари, биограф Леонардо. Его весьма посредственное полотно сохранилось на исконном месте. Около 1605 года за дело взялся еще один гений – Питер Пауль Рубенс, который посетил Италию и создал нечто близкое шедевру Леонардо.
Приблизительно в то время, когда Леонардо исполнял свои обязанности в комиссии по определению места мраморного «Давида» и все еще продолжал размышлять над картоном для «Битвы при Ангиари», он начал работать над той картиной, которая стала одной из самых знаменитых на земле, - над «Моной Лизой». Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не представлены с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Эта воздушная перспектива лучшая по исполнению. Однако прежде взгляд зрителя останавливается на лице дамы. «Мону Лизу» копировали чаще других картин. Она уникальна – и таким же можно считать ее описание, сделанное Уолтером Патером: «Это красота, к которой стремится изболевшаяся душа, весь опыт мира собраны здесь и воплощены в форму женщины… Животное начало в отношении к жизни в Древней Греции, страстность мира, грехи Борджиа… Она старше скал, среди которых сидит, как вампир, она умирала множество раз и познала тайны гробницы, она погружалась в глубины морей и путешествовала за драгоценными тканями с восточными купцами, как Леда, была матерью Елены Прекрасной, как святая Анна – матерью Марии, и все это было для нее не более чем звуком лиры или флейты». К описанию Патером лица добавит нечего. Картина на столько всем знакома, настолько запечатлелась в памяти людей, что трудно поверить, что когда – то она выглядела иначе. Тем не менее, это факт. В наше время «Мона Лиза» выглядит по другому, нежели когда она только вышла из рук Леонардо. Когда – то слева и справа на картине были вырисованы высокие колонны, теперь обрезанные. Глядя на них, становится ясно, что дама сидит на балконе, а не подвешена в воздухе, как это иногда кажется. Что касается цветовой гаммы лица, то малиновые тона, о которых упоминал Вазари, теперь совершенно не просматриваются. Темная лакировка изменила соотношение цветов и создала смутный подводный эффект, который еще усугубляется тем устричным светом, который слабо льется на картину из потолочных окон Большой галереи в Лувре. Эти изменения, однако, скорее досадны, чем трагичны: шедевр сохранился, и мы должны быть благодарны за то, что он в таком прекрасном состоянии.
Мона Лиза не была, как многие считают, идеалом красоты Леонардо: его идеал скорей просматривается в ангеле из «Мадонны в скалах». Все же Леонардо должен считать Мону Лизу особым человеком: она произвела на него столь сильное впечатление, что он отказался от других выгодных предложений. Портрет отобразил своеобразный человеческий характер. Мона Лиза была третьей женой флорентинского купца по имени Франческо де Балторомео деле Джокондо (отсюда второе название картины «Джоконда»). Когда Мона Лиза впервые начала позировать Леонардо, ей было около двадцати четырех лет – возраст, по тем временам, средний. Портрет удался – по словам Вазари «это была точная копия натуры». Но Леонардо превзошел возможности портрета и сделал из модели не просто женщину, а Женщину с большой буквы. Индивидуальное и общее слились здесь воедино. Взгляд художника на Женщину может не совпадать с общественным. Леонардо смотрит на свою модель с тревожащей воображение бесчувственностью. Мона Лиза одновременно кажется сладострастной и холодной, прекрасной и даже отвратительной. Этот эффект достигается с помощью соотношения фигуры и заднего плана. Монументальность значительно усиливает то смешанное чувство очарования ипрохладности, которое вызывает Мона Лиза: веками мужчины смотрели на нее с восхищением , замешательством и еще чем – то близким к ужасу.