Он тайно, по ночам, проникал в покойницкую, находившуюся при монастыре, вскрывал тела умерших, изучал анатомию для того, чтобы в своих рисунках и в мраморе показать людям все совершенство человеческого тела.
Ярким примером тому может служить одна из первых его работ - статуя Давида, юного пастуха, победившего (согласно библейской истории) великана Голиафа. Для жителей Флоренции того времени Давид стал символом их республики, успешно победившей врагов и отстаивающей свою свободу. Микеланджело всей душой впитал в себя эту флорентийскую жажду гражданской свободы. В идеальном образе готового сражаться и победить юного героя он воплотил свое представление о республиканской свободе. Микеланджело изображает Давида обнаженным, исходя из античных идеалов красоты человека, претворяя в мраморе античные представления о соответствии физической красоты, мощи и силе духа. Статуя Давида принесла Микеланджело славу.
Он начинает получать многочисленные заказы: на скульптурную гробницу главы католической церкви римского папы Юлия 2, на большую фреску для зала Большого совета во Флоренции, на статуи апостолов для флорентийского собора. Работа над первым заказом заняла многие годы и, к сожалению, не была доведена до конца. Остальные работы не были осуществлены целиком. Из статуй апостолов будет начата только одна-это статуя апостола Матфея, которая именно благодаря своей незаконченности может показать сам метод работы скульптора. Микеланджело не отесывает первоначальный блок камня, перемещаясь вокруг него, как это делали другие скульпторы. Он идет вглубь него от передней плоскости блока. Ему будто сразу ясен скрытый в толще камня образ, и он освобождает его, борясь с неподатливым, грубым и твердым камнем. Микеланджело понимает искусство скульптора не как отесывание глыбы, а как высекание из камня скрытой в нем фигуры, как освобождение из него образа. А этот образ нелегко освободить. В скульптурных работах Микеланджело порой трудно определить, что
осталось незаконченным из-за недостатка времени или из-за превратностей судьбы, а что намеренно не доведено до конца. Эта незаконченность по сравнению с работами современных ему скульпторов является особым свойством творчества мастера, так и не разгаданной до конца загадкой. Очень точно определил ее смысл английский критик Уолтер Патер: Незаконченность-это и является у Микеланджело эквивалентом красок в скульптуре; в этом его манера одухотворять, преображать чистую форму, смягчать ее жесткую реальность и оживлять ее дыханием жизни. В действительности же это была законченность, силою которой ему удавалось сочетать высшую степень страсти с мягким, податливым чувством жизни. В 1508 году Микеланджело начинает в Риме роспись Сикстинской капеллы в папской резиденции - в Ватикане. Папа Юлий 2 пожелал, чтобы Микеланджело расписал свод Сикстинской капеллы. Микеланджело не понравилось это предложение, но отказаться от него не смог. Вся архитектура капеллы не очень то отвечала его новому видению и тому живописному убранству, какое он задумал. Проявив величайшую изобретательность, он должен изменить вид потолка и воспользоваться его изъянами. Ему предстояло изменить убранство помещения и одновременно само это помещение. Будучи от природы скульптором Микеланджело решил, что напишет фигуры так, словно они высечены из камня. Будет такое впечатление, что любая фигура вот-вот сдвинется и спустится с плафона на землю. Он расписал плафон дважды: в первый раз он остался недоволен результатом и ему пришлось начинать все с начала. Войдем же в капеллу, подобно великому множеству людей до нас и еще многим миллионам после нас и посмотрим наверх в благовенном молчании, которое куда красноречивее всяких похвал. Среднюю часть потолка Микеланджело заполнил сценами на библейские сюжеты: отделение света от тьмы, сотворение светил и растений, отделение тверди от воды, сотворение Адама, сотворение Евы, грехопадение и изгнание из Рая, Жертвоприношения Ноя, Всемирный потоп, Опьянение Ноя.
Ценой женщин - и не одного, а многих людей не хватило бы, чтобы завершить подобное произведение. А ведь Микеланджело работал совсем один. На подготовленные части плафона он должен был наносить краску, прежде чем высохнет штукатурка. Он даже не мог проверять ракурсы того, что набрал, снизу и рассчитывал их, находясь на лесах. Вот что писал о своем состоянии Микеланджело в этот период:
От напряжения вылез зоб на шее
Моей, как у ломбардских кошек от воды,
А может быть, не только у ломбардских.
Живот подполз вплотную к подбородку,
Задралась к небу борода. Затылок
Прилип к спине, а на лицо от кисти
За каплей капля краски сверху льются
И в пеструю его палитру превращают.
В живот воткнулись бедра, зад свисает
Между ногами, глаз не видит.
Натянута вся спереди, а сзади
Собралась в складки кожа. От сгибанья
Я в лук тугой сирийский обратился
Мутится, судит криво
Рассудок мой. Еще бы! Можно ль верно
Попасть по цели из ружья кривого?
…Так защити же
Поруганную честь и труд мой сирый:
Не место здесь мне. Кисть не мой удел.
Наконец первая половина плафона закончена, и папа Юлий 2 вопреки желанию Мастера решил открыть ее для публики. Юлий 2 даже не отдал ему приказа прийти на богослужение в Секстину. Микеланджело узнал о состоявшейся церемонии случайно. Поздравить его пришел только Рафаэль.
-Мессер Буанаротти, ваша капелла Буквально сразила меня, - сказал Рафаэль.
Больше никто не пришел поздравить его, никто ни разу не подошел на улице. Роспись плафона Секстины ни чуть не взволновала римскую публику, все будто свелось к поединку между Микеланджело, господом богом и Юлием. Лишь через год, в 1511 году Микеланджело получил возможность продолжать роспись. Он работал упорно, не отрываясь ни в воскресенья, ни в праздники. “Пока я не кончил работу над плафоном, о каких либо удобствах и удовольствиях мне даже противно думать. Жить хорошо можно лишь тогда, когда ты счастлив, говорил Микеланджело. Он считал, что будет счастлив только тогда, когда возьмется за мраморы. Мастер сам писал каждую фигуру и одеяние, каждое движение и жест, в котором сквозили: свое чувство, своя мысль. Каждый удар кисти был сделан им самим. Этот гигантский труд был исполнен за 3 ужасающих по напряжению года, хотя его хватило бы на целую жизнь. В день Всех Святых 1 ноября 1512 года, плафон был открыт. На открытие Микеланджело не пошел, он спустился на террасу своего дома и застыл в раздумье перед мраморами, рубить и резать которые он так жаждал целых 7 лет. Он вернулся к рабочему столу, взял перо и написал: И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, кто мрамор сам
Таит в избытке и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.
А 21 февраля 1513 года умер Юлий 2. В своем завещании он распорядился, чтобы Микеланджело завершил его гробницу. Был заключен договор. Обязывающий завершить гробницу в течение 7 лет. Договор предусматривал изготовление 40 фигур. Наконец-то теперь Микеланджело мог целиком отдаться своему искусству. Вскоре после смерти Юлия 2 папой был избран Диссовани Медичи, принявший имя Льва 5.Добродушный по природе он был благорасположен к людям, а к Микеланджело в особенности. Возможно, в первые годы его правления Микеланджело создал своих «Пленников”, которые находятся в Лувре. Статуи “Умирающий раб”(1513год,Париж,Лувр.), “Восставший раб” (1513год,Париж,Лувр), “Моисей” (ок. 1515г.Церковь Сан-Пьетро ин Вин Коли). Но уже 3 года спустя, из-за изменения политической ситуации этот договор был аннулирован и заключен новый, на этот раз ограничивающий масштабы первоначальных проектов. За этим договором последовало еще 3 контракта(1525-1526,1532,1542) почти полностью изменивших замысел 1505 года. Работа над гробницей Юлия 2 превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию.
Фактически в одиночку Микеланджело создает свои фрески. Согласно с библейским преданием он представил на потолке капеллы раннюю историю человечества, сотворение мира. Фресковый цикл начинается со сцен отделения света от тьмы, создания планет, земли и воды и заканчивается сценами из жизни Ноя-праведника, единственного из всего человечества спасшегося со своей семьей во время всемирного потопа. Эти сцены окружают изображения пророков и сивилл-предсказателей будущего.
Данте и Апокалипсис – вот источники «Страшного суда». Семь ангелов трубными звуками возвещают ссудный час, гробницы разверзаются, мертвые воскресают, Харон гонит в ад осужденных на вечные муки. Черти в радостном исступлении волокут голые тела гордецов, еретиков, предателей…мужчины и женщины бросаются в бездонную пропасть, а в то время, как обретшие спасение теснятся вокруг Христа. И он уже не посланец мира и не князь милосердия, а верховный судья, грозный и устрашающий. Он вздымает десницу, чтобы вынести окончательный приговор.
Окружают Христа группы святых. Сострадательная, словно испуганная происходящим Мадонна отворачивается, по-матерински близки людские горести. Над Христом слева ангелы опрокидывают крест, символ мученичества и унижения, а справа повергают колонну, символ переходящей земной власти.
В 1546 году Павел 3 назначает Микеланджело главным архитектором храма святого Петра. Скрипя сердцем, Микеланджело принял должность, однако, с двумя условиями: во-первых, ему предоставлялись полномочия поступать во всем по собственному разумению, и, во-вторых, он отказывался от какого бы то ни было денежного вознаграждения, принимая возложенную на него обязанность исключительно ради спасения своей души.