Очень часто поэт намеренно отождествляет любовь к женщине с любовью к богу, к Богородице, а крестовый поход описывает как подвиг во имя этой любви. Идеи рыцарской поэзии очень противоречивы. С одной стороны, как писал Блок, там очень часто воспевается любовь к замужней женщине, и рыцарь настоятельно просит даму ответить на его чувства - это есть какое-то восхваление супружеской измены. Но с другой стороны, там очень много говорится о верности в любви, о чувстве собственного уважения - не бесчестить мужа изменами, да и любовника не бесчестить наличием других любовников. Если для рыцаря главное - честь, то для дамы главное - честь ее рыцаря. В книге Алена Шартье 4 дамы, которые оплакивают судьбы своих рыцарей после битвы при Азенкуре в 1415 году - во время Столетней войны между Англией и Францией. Один пал, но храбро, другой тяжело ранен, и судьба его неизвестна. Третий - надолго в плену. Но самой несчастной признают четвертую, ибо ее возлюбленный позорно бежал с поля боя. Она несчастна, она опозорена. Такова модель идеальной женщины, которая создана трудами рыцарской литературы. Такой женщине, которой поклоняется рыцарь, считает за честь носить шарф ее цветов на рукаве, с ее именем сражаться на турнирах и войне - создается своего рода культ такой живой, земной прекрасной дамы. И любовь к ней, и самих этих дам воспевают поэты.
Это отношение высоких чувств рыцаря и дамы имеют, в основном, элитарный характер - в основном, они процветают в придворной среде, поэтом и называют эту культуру куртуазной. Этот пласт культуры, тем не менее - очень важное знамение всего культурного движения в средневековой Европе. Итак, прекрасная дама - это уже земная, светская женщина. Ей поклоняются как богине, для нее жертвуют жизнью. Куртуазная культура 12-14 веков пришла в упадок в известной мере с упадком самого рыцарства к 16 веку, но ее след и наследие сохраняются до сих пор. Отмечу только, что, конечно, во многом, здесь присутствовала так называемая игра. Во всяком случае, когда речь идет о целомудренных отношениях, о том, что никто не претендует на слияние тел - только на слияние душ, здесь очень часто имеет место светская красивая игра, потому что из произведений той эпохи видно, что рыцари добивались от дам вполне плотских доказательств любви. Что касается женщин - они этого же хотели. А если говорить о женах рыцарей, то их и поколачивали, и держали в отдаленных поместьях. Но роль этой культуры была очень велика в связи с повышением позиции женщины. И в художественном творчестве десятки известных авторов, чьи произведения вводят нас в мир этой красивой игры, они читаемы и сегодня.
Между прочим, в числе этих поэтов были и женщины. Так, одной из зачинателей рыцарской поэзии была Мария Французская во второй половине 12 века, которая жила при английском дворе. Она писала любовные стихи, которые назывались «ле». И у нее есть «Ле о жимолости», основанное на древних кельтских преданиях и является древнейшей в Европе разработкой знаменитой легенды о Тристане и Изольде. Или провансальская поэтесса Беатриса Дедиа, это 13 век, с ее любовными кансонами. Она была замужней дамой, графиней. Объектом ее чувств был, по преданию, трубадур Ромбал третий - граф Оранский. Очень много было и замечательных мужчин-поэтов: в 13 веке - Бертран Деборн со своим знаменитым плачем и другими вещами, чуть раньше - Марко Брюн или Тибо Шампанский - граф Шампанский. Он в 1234 году стал, между прочим, королем Наварры.
Он был великолепный поэт. Потом еще Гильом де Лорис с его знаменитым романом о розе - символе как Богородицы, так и одновременно и прекрасной женщины. Или Кретьен де Труа с его романом «Рыцарь льва». Все они вошли в мировую классику и читаются и сегодня. Вот, например, что пишет своей возлюбленной граф Шампанский - говорят, он был влюблен в Бланку Французскую, потому что они никогда в своих стихах имен не называли, этого требовали правила куртуазии, но современники знали примерно, о чем идет речь.
Он пишет: «О, если бы мог позабыть я о ней, с чарующим образом этим расстаться, не видеть исполненных неги очей, я мог бы здоровым назваться. Но сердцу не сладить со страстью своей, но все же безумие думать о ней. С мыслью о милой сбираюсь я с силой, и жизнь мне милей, так как же могу позабыть я о ней, с чарующим образом этим расстаться, не видеть чарующей неги очей? Уж лучше больным оставаться!»
И он тут же пишет «Песнь о крестовом походе»: «Будь милостив, Господь, к моей судьбе, на недругов твоих я рати двину, воззри - подъемлю меч в святой борьбе». В свою очередь существуют и женские песни, которые называются «шансон де фем». Например, песни-жалобы: девушка жалуется на несчастную любовь, ее выдают за немилого, а возлюбленный далеко. Есть песня одной поэтессы Гвье Дижонской, это около 1190 года, где девушка черпает силы в эротических мыслях о своем любовнике. Все это - рыцарская куртуазная поэзия. Одновременно развивается жанр столь любимый всеми до 18 века сонета, на котором учился стихосложению Пушкин. Это уже знаменует рубеж куртуазной культуры и культуры Возрождения.
1. Поэзия миннезингеров. – В кн.: Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. М., 1974 Вальтер фон дер Фогельвейде. Стихотворения. М., 1985
2. Из статьи Л. Тираспольского "Суфизм и Западная культура"