Содержание
Введение. 3
1.Миннезингеры и их влияние на поэзию народов 5
2.Немецкие рыцари – певцы и войны 7
3.Рыцарская культура 9
Литература 15
МИННЕЗИНГЕРЫ, собирательное название поэтов-музыкантов в Германии 12–13 вв. Подобно французским трубадурам, которые послужили для них примером для подражания, миннезингеры воспевали придворную (куртуазную) любовь. На старонемецком «minne» означало «любовь», и «миннелидер» – это песни о любви. Для них характерна усложненность, зачастую замысловатая изощренность формы и содержания, поскольку автор должен был соблюсти рыцарские условности, передать оттенки куртуазного этикета, в частности, изображая безответную любовь к замужней даме. Миннезингер, таким образом, был скорее ремесленником, нежели творцом, и мерилом его искусства почитались изобретательность вкупе с разработкой нескольких постоянных тем.
Миннезингеры вышли в основном из аристократической среды, но со временем их ряды пополнили выходцы из средних классов. Вследствие этого возросла потребность в самовыражении, что привело к расширению тематического диапазона песен, затрагивавших теперь политику, общественную жизнь и историю. К числу выдающихся миннезингеров принадлежат Генрих фон Морунген и Вальтер фон дер Фогельвейде. В 14 в. миннезингеров сменили выразители бюргерской культуры – мейстерзингеры.
Суфизм оказал огромное влияние на культуру, в особенности на словесность и музыку тех стран, где доминировал ислам. Это влияние в результате контактов европейцев с арабо-персидской культурой распространилось и за пределы исламского мира. Регион, в котором происходили наиболее интенсивные контакты Запада и Востока - Испания, некоторые районы Италии и юг Франции (Прованс) - породил ряд важных религиозных и культурных явлений. Это был плавильный котел, где обретало формы новое время: государство и церковь, бывшие фокусом европейского миросозерцания на протяжении многих веков, начинали терять ореол священности, а носителем высших ценностей становился сам человек. Гуманизм, проложивший дорогу Возрождению, а в Германии приведший к реформации церкви, во многом определил характер культуры и политического устройства Западной цивилизации. Свое обоснование гуманизм получил в мистической концепции единства Бога и человека.
В Провансе в XII веке появились трубадуры, воспевающие в своих стихах прекрасную Возлюбленную. Слово "трубадур", согласно одной из теорий, происходит от арабского тарраба, "петь". Трубадуры слагали стихи и пели о "Той, пред которой весь свет / И вся красота - лишь прах" (Бернарт де Вентадорн). Возлюбленная поэта становится воплощением теофании (богопроявленности), не теряя при этом своей конкретности и человечности. Божественное и человеческое здесь слито "неслиянно и нераздельно", если воспользоваться церковным определением природы Христа. Самый известный пример этого архетипа - отношение Данте к Беатриче.
Живший ранее Ибн ал-Араби посвятил множество стихов девушке по имени Низам, которая была для него воплощением божественной премудрости, Софии. В произведениях Хафиза любовная лирика и мистическая поэзия неразделимы. Прошли столетия, но та же тема продолжает вдохновлять поэтов:
Свиданий наших каждое мгновенье
Мы праздновали как богоявленье
Одни на целом свете..."
Арсений Тарковский
1. Миннезингеры и их влияние на поэзию народов
Творчество трубадуров оказало формирующее влияние на европейскую поэзию. Данте знал и любил поэзию трубадуров и ввел нескольких из них в качестве персонажей в свою "Божественную комедию". "Поэзия проснулась под небом полуденной Франции... Трубадуры играли рифмою, изобретали для нее всевозможные изменения стихов, придумывали самые затруднительные формы", - писал А. С. Пушкин.
Трубадуры часто носили рыцарское звание и следовали кодексу рыцарского поведения, которое было неотделимо от культа Прекрасной Дамы. Таков и пушкинский "рыцарь бедный", устремленный к той, прекраснее кого нет на свете:
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему. < ... >
Полон чистою любовью,
Верен сладостной мечте,
A. M. D. своею кровью
Начертал он на щите.
A. M. D. - Ave Mater Dei - означает на латыни "Славься, Матерь Божья". Почитание Пресвятой Девы Марии становится особенно распространенным в рыцарскую эпоху. Откуда же у бедного рыцаря такие странные идеи? Дело в том, что он подражает мусульманским воинам:
Мчались в битву паладины,
Именуя громко дам...
Эту песню в "Сценах из рыцарских времен" поет миннезингер, то есть немецкий наследник традиции трубадуров. Его спасает от виселицы, конечно же, прекрасная дама, чью просьбу о помиловании певца беспрекословно исполняют рыцари.
Пушкинский бедный рыцарь умирает безумцем, напоминая нам о другом безумном рыцаре, обуреваемом любовью, - о Дон Кихоте. Дон Кихот, по собственному признанию, пришел, чтобы восстановить Золотой век. Он живет в мире идеалов, метафорически воплощая эти идеалы в повседневность, и потому его поступки кажутся лишенными смысла - как поведение влюбленного кажется сумасшествием тому, кто не знает любви. Дон Кихоту безразлично, что его возлюбленная - простушка, а не знатная дама. Точнее, он не видит между ними разницы. Для него и эта простая девушка олицетворяет Прекрасную Даму. Сервантес был хорошо знаком с исламской философией и не случайно приписывал авторство "Дон Кихота" арабу, "премудрому Сиду Ахмету".
Согласно ряду исследователей, концепция рыцарского поведения (проявляющаяся и в бытовом этикете), куртуазно-романтической любви к прекрасной Даме и воплощения Бога в женственном, возникла в европейской культурной традиции под влиянием суфизма. Следы этой концепции можно обнаружить в русской религиозной философии (софиология В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова) и в поэзии русского символизма.
Нет у певца страны родной,
Из края в край далекой
Он с арфой звонкой за спиной
Блуждает одиноко,
Нет встреч отрадных для него
И горькой нет разлуки;
Но в глубине души его
Все сны, да сны, да звуки.
Но в сердце как святыню он
Чудесный образ носит,
И тщетно и безумно он
Любви и счастья просит.
Из глубины души его
Встают и сны и звуки,
И песня звонкая его
Полна любви и муки.
1843, январь
2. Немецкие рыцари – певцы и войны
В правление императоров из династии Рогенштауфенов (1138 – 1254) статус немецкого рыцарства необычайно возрос. Из века в век передавались легенды о подвигах рыцарей, о них сложено немало песен. Немецкие рыцари вошли в историю не только благодаря героизму во время крестовых походов и кровавых битв с язычниками, некоторые из них славились своей культурой и проявляли чудеса доблести на рыцарских турнирах. На стыке тысячелетий не существовало литературы на немецком языке. В ту пору господствовали книги религиозного содержания на латыни. Однако постепенно зарождалась светская литература. Она формировалась на основе легенд, рассказов бродячих певцов и восточных сказаний, почерпнутых во время крестовых походов. Произведения, созданные в период наивысшего расцвета средневековой литературы, преимущественно описывали и прославляли деяния рыцарей. Складывались куртуазные идеалы, одной из основных тем произведений становилась изысканная придворная жизнь. В слово "куртуазный" вкладывались такие понятия, как воспитанность, отвага и чистота помыслов в служении даме, Богу и сюзерену. Средневековому рыцарю полагалось быть мужественным, сильным и сообразительным, а также иметь богатый духовный мир. Он должен был быть честолюбивым, преданным и страстным. Лишь обретя такие качества, рыцарь становился достойным этого звания. Куртуазная литература выработала идеалы, к которым обязан был стремиться каждый рыцарь.
Под влиянием лирики провансальских трубадуров в германии развивалось творчество миннезингеров, "певцов любви". Их лирика приобрела огромную популярность в конце Х1 ! в. Так, в 1184 г. Фридрих Барбаросса созвал в Майнц на знаменитый турнир куртуазных певцов-поэтов 70 тыс. гостей. В основе лирики миннезингеров лежат нормы поведения того времени. Это нашло отражение в понятии
"Frauendienst " (определение самих немецких поэтов), что значит "служение даме сердца". Сочинения миннезингеров, посвященные возлюбленным, которые часто занимали более высокое положение в обществе, чем сами поэты, и потому были для них недосягаемы, отличают пылкость, страстность, в то же время они пронизаны глубоким уважением к даме и чувством собственного достоинства. И тем не менее жизнь рыцарей в основном была далека от романтики. Они проходили суровую школу. Мальчиков из знатных семей в возрасте семи лет отправляли служить пажами в какой-нибудь замок. Там они не только прислуживали старшим, но также обучались ратному искусству и светским манерам. В 14 лет пажи становились оруженосцами и сопровождали рыцарей как на турнирах, так и в боях. Они осваивали приемы сражения на рыцарских поединках, совершенствовались в верховой езде, учились метать копье и в 20 лет считались вполне сформировавшимися рыцарями. Чтение и письмо, как правило, не входили в программу их обучения – то была сфера духовных лиц и некоторых дочерей знатных вельмож.
Рыцарь не обязательно должен был иметь свой замок. Он мог служить богатому рыцарю, или быть членом какого-либо ордена, или просто путешествовать по стране как "бедный рыцарь", не имеющий земельных владений.
Итак, поговорим опять о странностях любви, любви в рыцарской культуре средневекового Запада 12-15 веков. Культуре, которой еще называют куртуазной. В 12-15 веках, в южной Франции, в Провансе, еще раньше, в Западной Европе развилось течение, получившее название «рыцарской культуры». Чаще всего, в обыденной жизни, его рассматривают как течение, где господствует культ женщины, Прекрасной Дамы. Но это не совсем так. На самом деле, это было гораздо более широкое культурное явление, которое сыграло огромную роль в духовной жизни средневековой Европы и в последующей истории. Хотя, действительно, любовь занимала в этой культуре, скорее всего, центральное место, все здесь было сложнее и, прежде всего, само понимание любви. Рыцарская культура - формирование образа идеального человека, элиты. Это идеальный рыцарь: самоотверженный, отважный воин, который заступается за слабых, женщин, детей, стариков, который покровительствует беднякам и гонимым. Он беспощаден ко злу. Он вернейший сторонник христианства, а потому беспощаден к ереси. Он одинаково непобедим и в бою, и в любви. Это - идеальная модель, и я буду говорить о ней, потому что в жизни идеальных рыцарей были единицы. Тем не менее, все пытались хотя бы соблюдать ритуалы, которые соответствовали этой модели. Рыцарской культуре, пожалуй, впервые в средневековой истории, мы обязаны тому факту, что женщина была поднята на почти недосягаемую высоту. Второе «не так» - обычно рыцарскую культуру считают явлением сугубо светским. На самом деле, она была глубоко пропитана религиозными идеями, и сама на них влияла. Надо ведь понимать, что религия была не одной из сторон средневековой жизни, а пропитывала эту жизнь. Здесь была полная неразрывность. Истоки рыцарской культуры надо искать в 3 явлениях: во-первых, в крестовых походах конца 11-15 веков, во-вторых - в росте образованности и просвещения западно-европейского общества, в том числе и женщин, что оказало влияние на изменение роли женщин и отношения к ним.