МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ УКРАЇНИ
КИЇВСЬКИЙ ДЕРЖАВНИЙ ТОРГОВЕЛЬНО-ЕКОНОМІЧНИЙ
УНІВЕРСИТЕТ
ВІННИЦЬКИЙ ТОРГОВЕЛЬНО-ЕКОНОМІЧНИЙ ІНСТИТУТ
З розміщення продуктивних сил
на тему:
“ Світова індустрія моди ”
Вінниця 2000
Мода в жизни каждого человека играет очень важную роль. Не даром говорят что «по одежке встречают…». Каждый человек в своей жизни попадает под влияние моды, которая диктует нам что, куда и когда одевать.
Современный человек, с одной стороны ищет максимально простую, удобную одежду высокого качества, а с другой, больше задумывается над смысловой нагрузкой костюма, желая выразить свою индивидуальность.
Мода имеет тенденцию к быстрому изменению. В последнее время в современной индустрии моды все более актуальной становится тема экологии — это проявится в использовании натуральных цветов, сырья, а также в разработке новых экологически чистых синтетических материалов.
В моде воцарил образ здоровой, счастливой женщины, одновременно сильной и беззащитной.
Центром индустрии моды является Париж.
Высокая мода прочно поселилась на берегах туманного Альбиона. Модное шоу с самыми дорогими моделями мира и знаменитостями – не редкость для Лондона. В одном из последних дефиле приняли участие Наоми Кэмпбелл (в мини-платье от Джулиан МакДоналд она, как всегда, была неотразима) и Виктория Бэкхем – солистка поп-группы Spice Girls. Виктория демонстрировала вечерний туалет от Марии Грачвогел.
Итальянские дизайнеры не боятся выглядеть экстравагантными – показы своих коллекций начинают весьма нестандартно. Например, Антон Джулио Гранде для начала выпустил на подиум полуобнаженную модель с разрисованной кожей и… с питоном в руках. Пожалуй, зимой в таком наряде будет не слишком уютно (представлялась коллекция осень-зима). В который раз модницы растерялись: роспись на теле удовольствие дорогое.
Самым модным шоу века стало шоу знаменитого французского кутюрье Кензо Токада с поистине королевским размахом представил на парижском стадионе финальную коллекцию, венчающую 30-летие его творческой жизни. Необычная режиссура и сценография шоу (чего стоило одно изображение «Титаника», выполненное в натуральную величину!), плавно переросшего в грандиозную вечеринку, голографические спецэффекты и фейерверки надолго запомнятся всем присутствующим.
Ив Сен Лоран
Ив Сен Лоран родился в портовом городе Оране па территории Алжира, когда эта страна еще была французской колонией. Он был единственным сыном и любимчиком н семье богатого бизнесмена Шарля Сен Лорана. Детство мальчика прошло в сладостном и безоблачном домашнем раю. И мать Люсьен — очаровательная женщина, и сестры Брижигг и Мишель души в нем не чаяли.
Поэтому действительность оказалась для ребенка адом кромешным. В школе мальчишки дразнили его неженкой, били, запирали в туалете. Такие мучения не могли не повлиять на психику ребенка. В поисках прекрасного мира, где можно было бы найти полноценное пристанище душе, Ив и "наткнулся" на мир моды.
Окончив лицей, в возрасте семнадцати лет, этот худенький очкарик поехал в Париж, чтобы учиться ремеслу модельера. Такой рывок ему позволила сделать победа в конкурсе. Интересно, что второе место досталось Карлу Лагерфельду — впоследствии постоянному конкуренту Сен Лорана, главному модельеру Дома Шанель.
Проучившись три месяца в школе моды, Сен Лоран нанялся ассистентом к Кристиану Диору "Я чувствовал себя там приемным ребенком", — скажет Сен Лоран позднее.
Сотрудничество со знаменитым мастером и учителем длилось два года. Когда в 1957 году Диор в возрасте 52 лет ушел из жизни после инфаркта, Ив Сен Лоран, которому исполнился всего 21 год, принял на себя обязанности главного модельера Дома Диора,
30 января 1958 года в Париже была показана первая коллекция доселе никому не известного дизайнера. Она произвела сенсацию. Газетчики в один голос твердили, что Сен Лоран "спас Францию от позора". С тех пор, от сезона к сезону модельер поражает всех своим оригинальным творчеством, которое несет с собой чистоту, свежесть и оптимизм.
Но жизнь Сен Лорана никогда не была безоблачной. Через несколько лет посте первого парижского триумфа модельера призвали во французскую армию. Его нежной душе казарма была противопоказана. Повторилась школьная история, завершившаяся для молодого человека нервным расстройством, ему пришлось обращаться за помощью к врачам.
Прийти и норму Иву помог его новый друг Пьер Берже, бизнесмен, специализировавшийся в области искусства. Отношения между ними приняли форму более близкую, нежели дружба.
Но пока Сен Лоран обретал равновесие в отношениях с действительностью, последовал еще один коварный удар в спину. Текстильный магнат Марсель Буссак, владевший в то время фирмой, пригласил на место Ссн Лорана другого модельера — Марка Нохапа. Но Сен Лоран и Берже решили не сдаваться/подали на хозяина в суд и выиграли процесс.
Суд постановил выплатить Сен Лорану компенсацию за нанесенный ущерб в размере 40 тысяч франков (8 тысяч долларов). Эти деньги и позволили друзьям открыть в 1962 году свой дом моделей, который стал специализироваться на готовом платье, а также выпускать мужскую одежду, косметику, духи (достаточно назвать такие, как “Опиум", "Икресс", ''Париж"). Более двухсот магазинов с маркой YSL появилось в разных странах Европы, Северной и Южной Америки, Азии.
Сен Лоран посвятил себя творчеству, а Берже взялся управлять коммерческими делами.
Еще один тяжелый нервный срыв постиг Ива Сен Лорана в начале 90-х годов. Ему снова пришлось обращаться за помощью к невропатологам. Французы знают, что кутюрье болен СПИДом, но предпочитают не комментировать эту трагичную ситуацию. Многие считали, что маэстро уже не оправится от удара, что новых идей от' него ожидать уже не имеет смысла, и в мире моды останется звучать лишь его имя. И только Палома Пикассо, знаменитый дизайнер по ювелирным изделиям, дочь великого художника, верила в своего друга. "Ив — самая сильная личность из тех, кого я знаю. Он обязательно вернется", — говорила она. И оказалась права.
Правда, в 1993 году фирму "Ив Сен Лоран" приобрел французский концерн "Эльф-Санофи". Пьер Берже и даже сам мэтр оказались в роли наемных тружеников. Контракт с первым истекает в конце 2001 года, а трудовой договор с Сен Лораном подписан до 2016 года — года его 80-летия. По словам кутюрье, он не будет унывать, если окажется безработным. На склоне лет он увлекся сочинительством — пописывает стихи и короткие рассказы.
Несмотря на свой 40-летний опыт работы в мире моды, Сей Лоран ужасно нервничает перед показами. Недавно его спросили, не испытывает ли он страх, выходя на подиум. Он откровенно ответил: "Я всегда его испытывал. Причем с годами он не уменьшается, как следовало бы ожидать, а, напротив, увеличивается".
В последнее время дает о себе знать и хрупкое здоровье. "Мне пришлось поставить крест на всех моих слабостях: ни капли спиртного, никакой травки и прочих глупостей! — говорит Сен Лоран. — Запрет касается даже шампанского, шоколада и сигарет. Мой врач не позволяет мне и это. Правда, я все равно очень много курю — одну-две пачки ментоловых сигарет в день. Иначе что же мне тогда останется?"
Но, несмотря на живость и мажорность творчества Сен Лорана, его никак не отнесешь к людям, излучающим оптимизм. Прошлогоднее интервью в немецком журнале «Фокус» так и было озаглавлено его фразой: "Мне до жути тоскливо'',
Душа художника все чаще утопает в пессимизме. Все реже у пего возникает желание показываться в свете. Лучше всего оп чувствует себя в окружении самых близких людей – матери и двух сестер. И чтобы рядом вертелся любимый французский бульдог по кличке Мужик.
"Сорок лет я потратил на то, чтобы найти себя, — заметил недавно модельер. — Но эти поиски еще будут продолжены".
В чем же смысл его философии моды? "Женщинам должно нравиться то, что они носят. Я хочу, чтобы женщины чувствовали себя в моих иарядах если не красавицами, то, по крайней мере, привлекательными и обворожительными. Я стремлюсь к чистоте линий, чтобы мою одежду было легко и удобно носить".
Вдохновение кутюрье зачастую черпает из прошлого. По его мнению, даже Клаудиа Шиффер, которую он очень любит и уважает, лучше чувствовала бы себя в XVIII веке. А человек, с которым мэтр истинно мечтал бы пообщаться, скажем, за обеденным столом, — не кто иной, как Его Величество Людовик XIV.
Всю свою творческую жизнь Ив Сен Лоран стремился создать одежду которую можно было бы носить, которая непременно подчеркивала бы изящество и пластику женского тела.
Отношение мэтра к творениям новобранцев от моды, среди которых ведущие партии исполняют Джон Гальяно и Александр Маккуин, во многом сродни паническому ужасу. "Я содрогаюсь от всего того, что вижу! — признался как-то Ив Сен Лоран в интервью журналу "Пари матч". — Разыгрывается недостойный спектакль. Мне представляется порой, что мода движется по пути, ведущему к пропасти. И тащат ее туда люди, которым бы торговать не готовой одеждой, а парфюмерией па разлив. Сейчас в высокой моде перевелись таланты! Нет ни одного..."
Характеризуя нынешнее положение в сфере моды, Сен Лоран любит ссылаться на Людовика XV Если тому было плевать на судьбы потомков и он безапелляционно заявлял, что после него — хоть потоп, то Сен Лоран лишь констатирует положение вещей: "После меня и Коко Шанель — настоящий потоп!"
Как-то в Москве, на пресс-конференции, одна журналистка спросила, какой бы совет он дал русской женщине, чтобы и на улице она выглядела элегантно. В ответ последовало: "Пусть наденет черный свитер и черную юбку. Но главное — чтобы под руку ее вел мужчина, который ее любит..."