Изначально я планировала посвятить каждому фактору отдельную главу своей работы, но поняла невозможность четко отделить сферы влияния факторов. Они влияют «сообща». Один влечет за собой другой, из другого вытекает третий, и все они накладывают отпечаток на культурную сферу деятельности Египта. Также я поняла бесполезность выделять в отдельную главу изменения художественных выразительных стредств, ведь очевидно, что они менялись соответственно влияющим факторам – новые требования влекут за собой новые способы выражения.
Итак, надо приготовиться, что следующая глава будет более пространна нежели предыдущие, и в ней я постараюсь, основываясь на таблице на стр. 8, охарактеризовть основные «переломные моменты» в искусстве Древнего Египта. В частности – моноументальной живописи.
Что же оказало огромное влияние на искусство в Дрвнем Египте? Ответ очевиден, так как Древний Египет государство рабовладельческого строя, то основное влияние оказывала правящая верхушка общества – фараон, богатая знать, верховные жрецы, все разногласия, возникающие в правящей верхушке, волнения народных масс, религиозные реформы, культуры завоеванных стран, общее экономическое и политическое положение в стране.
Рассмотрим на конкретных примерах, в динамике весь путь развития монументальной живописи Древнего Египта от периода Древнего царства до позднего времени.
Периодизированная динамическая характеристика монументальной живописи в свете исторических событий. Влияние факторов.
Период Древнего царства вообще был временем сложения основных форм египетской культуры, начиная от самой формы государства. Как было замечено ранее – ведущую роль в египетском искусстве занимала архитектура. Внутреннее пространство первых пирамидальных гробниц и храмов Египта оформлялось в основном колоннами. Постепенно колонны получили пилястры в виде белого лотоса или стали представлять из себя связки папируса. Стены стали оформляться цветными рельефами, прославляющими фараона. Цветной рельеф можно рассматривать как некоторого прародителя «отца» монументальной живописи, а «матерью» считать наскальные росписи. Вообще стоит еще раз акцентировать внимание на том, что каноны исполнения рельефов и росписей в Древнем Египте полностью совпадали. Цари Египта изображились с сверхчеловечески мощными телами и бесстрастными лицами, сохранявшими основные портретные черты, но в то же время явно идеализированными. Иногда идея божественности фараона передавалась чисто внешними средствами: царь изображался вместе с богами, как равный им, или священный сокол охранял его своими крыльями. Во времена Древнего царства уже было известно два вида техники стенной росписи: большинство росписей выполнялось темперой по сухой поверхности, в некоторых же гробницах этот способ сочетался с вкладкой цветных паст в заранее приготовленные углубления. Краски были минеральные: белая краска добывалась из ивестняка, красная – из красной охры, черная – из сажи, зеленая – из тертого малахита, синяя – из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая – из желтой охры. Росписи в ряде случаев отличаются замечательным сочетанием красок. В известных изображениях гусей из одной гробницы в Медуме коричневые, желтые и красные тона фигур одних птиц и серые, черные и красные тона других прекрасно оттеняются зеленью растений. В искусстве Древнего царства сложилось и содержание росписей, и главные правила расположения их на стенах, и ставшие в последствии традиционными композиции целых сцен, отдельных эпизодов, групп и фигур. Содержание изображений на росписях было определено их назначением. Росписи в заупокойных царских храмах и подводивших к последним крытых проходах содержали, с одной стороны, сцены, прославлявшие царя как могучего владыку, - битвы, захват пленных и добычи, удачные охоты – и как сына бога (царь среди богов), а с другой, - ритуальные изображения, целью которых было доставить царю загробное блаженство. Построение сцен очень канонично – несмотря на то, что художники и стремились внести разнообразие и живость в изображаемые сцены, в первую очередь росписи должны были возвеличивать царя или вельможу, таким образом главное место всегда занимала фигура наиболее видного по своему положению лица. Эта фигура намного превышает по размерам все другие и, в противоположность разнообразным находящимся в движении группам работающих людей, совершенно спокойна и неподвижна. За всю историю Древнего царства ни одно изображение бога или царя не было выполнено иначе, чем по правилам канонов, сложившихся во времена плиты Нармера. Но фигуры охотников, рабов иногда изображались с плечами в профиль. Иначе как бы художники могли выразить хоть какой-то прогресс в понимании мира, в понимании способов его отображения.
Во времена Среднего царства, после некоторой борьбы за власть между номами, когда в 20 веке до нашей эры к власти приходит фараон Аменемхет I, наступает общий хозяйственный подъем, рост городов, усиление обмена, что приводит к расцвету культуры. Время Среднего царства справедливо считается одним из наиболее значительных периодов в истории культуры и искусства Древнего Египта. Искусство Среднего царства представляло собой сложное явление. В условиях политической борьбы и фараоны и номархи использовали и искусство. Возвеличивание себя на манер древних фараонов снова вошло в моду. Хоть и стало невозможным возводить такие же величественные пирамиды, во внутреннем оформлении старались подражать во всем. Особено это подражание затронуло монументальную живопись. Это подражание очень ярко видно при сравнении сцены охоты в пустыне в гробнице визиря Антефокера в Фивах с подобной же сценой в заупокойном храме фараона Сахура. Та же часть пустыни, огороженная сеткой, внутри которой загнаны звери; так же слева и в той же условной позе, что и фараон Сахура, изображен Антефокер. За Антефокером идет оруженосец, изображение которого, согласно канонам, в два раза меньше изображения хозяина. При дальнейшем сравнении видно, что сцена охоты Антефокера в основных чертах воспроизводит композицию, созданую в древнем царстве. Подобное повторение древних образцов прослеживается в искусстве начала Среднего царства и на ряде других сюжетов. Иным характером отличаются памятники, созданные в ряде местных центров, в частности при дворах правителей номов, расположенных в Среднем Египте. Именно в этих центрах начали развиваться передовые художественные направления в искусстве начала Среднего царства. А почему? Как следствие политической и экономичесткой самостоятельности, приобретенной этими номами в конце Древнего царства. Номархи чувствовали себя хозяевами своих областей, так же возвеличивали себя, но появилось как бы больше культурных центров – так как номы, как и фараоны, так же окружали себя искусными зодчими, скульпторами, художниками. Известная самобытность общественной среды способствовала преодолению местными художниками ряда традиций: для их произведений характерны поиски новых способов передачи окружающего мира, что соответствовало новым задачам, стоящим перед искусством и вызванным всей сложившейся к началу 20-го века исторической обстановкой. Падение Древнего царства нарушило казавшиеся незыблемыми устои, что способствовало известному росту индивидуалистических стремлений, поиску более конкретных знаний, что, в свою очередь, привело к большей реалистичности в искусстве. Росписи на стенах гробниц номархов Среднего Египта представляют собой подлинные картины жизни. Изображения на стенах дополняются написанными тут же автобиографиями номархов, изложенными прекрасным литературным языком. Художники стремятся изображать события со всей доступной им конкретностью. Сравнение одинаковых по тематике сцен из этих гробниц и из гробниц придворной знати наглядно показывает из различия. Рассмотрим ту же сцену охоты в пустыне, но в гробнице номарха 14 нома Сенби. Несмотря на то, что изображение сцены в общем остается прежним (слева – охотник, справа - загон) и многие фигуры зверей имеют свои прототипы в Древнем царстве, тем не менее все изображение явно отличается большим реализмом. Вместо условного расположения зверей по рядам они даны на разных уровнях на фоне песчаных холмов пустыни. Сенби изображен в естественной живой позе: он остановился на бегу и, опираясь на левую ногу, внимательно целится в намеченного зверя. Спутник Сенби – одного с ним роста, причем оба они одеты так, как фактически и одевались воины-охотники. Не менее своеобразна и сцена охоты в гробнице номарха 15 нома Тхутихотепа, где престарелый номарх стоит возле загона, опираясь на посох и кутаясь в плащ, и наблюдает, как охоятся его сыновья. Новую трактовку прежних сюжетов можно также найти и во многих других случаях, особенно в сценах различных работ, где художник, изображая представителей низших слоев населения, был менее связан каноном. Встречаются и новые сюжеты, например, таково известное изображение прихода кочевников. Но наибольшего успеха достигли художники в изображении животных, где они также были менее всего стеснены каноном. В знаменитых росписях со сценой охоты среди нильских зарослей из гробницы номарха 16 нома Хнумхотепа II дана новая трактовка природы зарослей папирусов с летящими птицами и охотящимися дикими кошками. И птицы и животные изображены в различных живых позах, новшеством является и богатство красок: применены не только новые оттенки (густо-оранжевый, желтовато-серый и другие), но и даются переходы одного цвета к другому. Серебристая голубизна чешуи на спине рыбы незаметно переходит в розовато-белую окраску брюшка, голубой затылок цапли – желтовато-белую шею. Настенные росписи перестают быть более графикой, чем живописью. Росписи отличаются смелым сопоставлением цветовых пятен: на фоне нежной зеленой листвы выделяется яркое оперение удода. Интересно дана расцветка кошки, где художник при помощи серовато-коричневых мазков по желтому фону попытался передать пушистую шерсть животного. Среднее царство было важным и плодотворным периодом в истории египетской монументальной живописи. Наряду с творческой переработкой наследия Древнего царства оно создало много нового.