ИНСТИТУТ РЕКЛАМЫ, ТУРИЗМА И ШОУ-БИЗНЕСА
По курсу: «История искусств»
На тему: «Монументальная живопись Древнего Египта».
Выполнила: студентка 2-го курса
Зорько А.А.
Тел. 211-7003
Проверил: __________________
__________________
CОДЕРЖАНИЕ:
1. | Содержание……………………………….…………………………. | 2 |
2. | Введение……………………………………………………………... | 3 |
3. | Сложение канонов монументальной живописи Древнего Египта. | 4 |
4. | Периодизация искусства Древнего Египта (таблица)..…………... | 8 |
5. | Факторы, оказавшие влияние на развитие монументальной живописи Древнего Египта………………………………………… | 9 |
7. | Периодизированная динамическая характеристика монументальной живописи в свете исторических событий. Влияние факторов…………………………………………………... | 9 |
8. | Заключение………………………………………………………….. | 21 |
9. | Список использованной литературы………………………………. | 23 |
ВВЕДЕНИЕ.
Возникновение и развитие искусства Древнего Египта прослеживается на протяжении огромного времени – более четырех тысяч лет. Но не только благодаря этому обстоятельству изучение египетского искусства представляет большой интерес. Мы можем рассмотреть развитие искусства в одном из первых в истории человечества классовых обществ и проследить влияние изменений, происходящих на протяжении тысячелетий, в жизни египетского рабовладельческого общества. Влияние это весьма существенно, так как монументальная живопись, как известно, напрямую связана с архитектурой. Египет первым создал монументальную архитектуру, и создал он ее при помощи правящей верхушки общества – основу архитектурных сооружений составляли пирамиды, гробницы фараонов и заупокойные храмы, которые были призваны служить не только вторым домом некогда жившему, но и возвеличивать пожизненные дела усопшего и приближать его к богу. Но просто голыми стенами себя не возвеличишь, а потому появились замечательные своей реалистичностью и правдивостью скульптурный портрет, великолепные монументальные росписи и рельефы, высокого мастерства изделия художественного ремесла. Каждый правитель Египта возводил себе заупокойное сооружеие при жизни, стараясь превзойти величественностью сооружения и внутренним его обустройством своих предшественников, требуя от мастеров все большего качества рабты. Таким образом египтяне не только довели до высочайшего уровня умение работать с камнем, но и достигли высокой реалистичности в раскрытии внутреннего мира человека, его чувств и переживаний в настенных росписях и рельефах гробниц.
Египетское искусство – это новый, важный этап после искусства первобытнообщинного строя. Оно первым отразило в своей противоречивости мир классовых отношений. При изучении искусства Древнего Египта необходимо учитывать те причины, которые привели к возникновению и длительному сохранению его особенностей. С образованием классовых отношений оно стало средством идеологического воздействия на эксплуатируемые массы в целях возвеличивания власти фараона и рабовладельческой верхушки общества.
И пусть наибольшее значение как по трудоемкости так и по воздействию на народные массы в Древнем Египте придавалось архитектурным сооружениям и монументальной скульптуре, все-таки эта работа посвящается монументальной живописи как неотъемлемой части внутреннего пространства колоссальных сообружений фараонов, так как именно в живописи наиболее ярко прослеживается влияние классовых противоречий.
Сложение канонов монументальной живописи Древнего Египта.
Как известно, монументальная живопись появилась во времена первобытообщинного строя. Но тогда она служила лишь обустройству созданных природой «архитектурных сооружеий» - пещер, и то лишь косвенно – первобытные художники не ставили себе целью обустройть свое жилье – они просто изображали сцены охоты, праздников на стенах. Во времена же Древнего Египта появились первые рукотворные монументальные архитектурные сооружения, и настенная живопись стала неотъемлемой частью этих колоссальных творений рук человеческих. Мало того, она получила конкретную цель своего существования – гармоничное оформление, заполнение искуственно созданного пространства. И изображаемые сцены жизни также стали иметь смысл – они увековечивали подвиги людей.
Архитектура в Древнем Египте появилась не вдруг. Как и всюду, в долине Нила люди сначала жили в ямах и пещерах, устраивали навесы и шатры. Постепенно появились глиняные хижины. Жилища вождей племен и племенные святилища отличались от хижин лишь размерами. Погребения вначале также имели форму простой ямы, выстланной циновками, в подражание жилищам людей. То, что первоначальные формы жилищ, святилищ и гробниц имели между собой много общего, объяснеятся тем, что все они представлялись обиталищем людей, духов, мертвых. Отсюда понятно, почему и позже в арзитектуре Древнего Египта существует нечто общее в планировке и оформлении дома, храма, гробницы.
По мере освоения кирпича могилы делаются прямоугольными и обкладываются кирпичем. Но такие гробницы могут позволить себе только представители обеспеченной верхушки общества. Рядовые же общинники по-прежнеу погребаются в ямах. Особеннное внимание обращалось на оформление могилы вождя общины, так как религия подразумевала, что если дух вождя будет жить вечно, то и община будет благоденствовать.
В Иераконполе была найдена гробница, глиняные стены которой были покрыты росписью. Так в конце 5-го тысячелетия до нашей эры появилась осмысленная монументальная живопись, постепенно начали складываться традиции оформления заупокойных сооружений Древнего Египта. С первого взгляда ничего особенного не отличает эту роспись от наскальной росписи первобынообщинного строя – стилизованные фигурки людей, животных… Но! Несмотря на видимую простоту изображения можно заметить, что художник воспроизводил одни и те же части фигуры с разных точек зрения, в зависимости от того, как по его мнению лучше было подчеркнуть наиболее важне признаки сещества или предмета. Так, в иераконпольской росписи тела животных даны в профиль, а рога то в профиль, то в фас, – в зависимости от того, как более отчетливо может быть показана форма рогов. Например, у антилопы и горного козла – в профиль, у буйвола или быка – в фас. Эта же особенность изображения рогов различных видов животных сохранилась в искусстве рабовладельческого Египта. На той же росписи у людей встречаются различные сочетания фасных и профильных изображений разных частей тела при неизменно профильном рисунке ступней ног. Такой способ изображения возник потому, что художник рисовал предметы не с натуры, а по памяти, и, как было сказано ранее, пытался подчеркнуть самые значимые моменты из запомненного. Наиболее тщательно воспроизводится то, что кажется наиболее важным для художника в данной сцене – оружие и руки для боя и охоты, ноги для бега или пляски. Немаловажным моментом является то, что взаимоотношение деиствующих лиц выражается достаточно примитивно – центральная роль жрицы или богини выражается в росписи просто большими размерами фигуры.
Памятники более позднего времени свидетельствуют об изменении художественных требований (как следствие иной ступени развития общества, культуры, мировосприятия). Образы передаются отчетливее, чаще соблюдаются пропорции, композиции начинают приобретать организованность. Наиболее яркими примерами нового этапа, к сожалению, являются рельефы на тонких каменных плитах, но, так как каноны живописи и рельефов в точности совпадают, рассмотрим на самом ярком примере – плите Нармера – какие же каноны сложились в изобразительном искусстве Древнего Египта на момент завершения развития искусства доклассового периода египетского общества и началу искусства Египта рабовладельческого:
- пропорции фигур почти правильные, отмечаются мускулы;
- социальное различие действующих лиц показывается разницей в масштабах их фигур;
- различные части тела человека, животного и птицы изображаются с различных точек зрения (в частности, в изображениях людей – голова и ноги изображаются в профиль, глаза и плечевой пояс в фас);
- роспись состоит из сцен, сцены расположены поясами одна над другой, каждая сцена является законченным целым, и, в то же время, она – часть общего замысла.
Также необходимо заметить, что цель монументальной живописи стала окончательно ясна – возвеличивание царя любыми способами. И именно поэтому в дальнейшем в искусстве рабовладельческого Египта отступление от канонов легче всего делалось именно в изображении людей, принадлежащих к низшим слоям населения.
Периодизация искусства Древнего Египта
Период | Даты | Столица | Религия | Примечания. | |||||
Искусство времени Древнего царства | 300 - около 2300 гг. д. н. э. | Мемфис | Бог Птах, Осирис. Амон. | Примитивное рабовладельческое общество. Кроме эксплуатации рабов существует и экспл-я общинных земледельцев. Распад на отднльные области. | |||||
Искусство времени Среднего царства | 21 век д.н.э – начало 18 века д.н.э. | Фивы, затем Фаюм (Иттауи) | Амон. | Объединение Египта. Общий хозяйственный подъем, Конец Среднего царства – ослаблнеие центральной власти. Нашествие гиксосов. | Искусство времени нового царстваИскусство времени XVIII династии 16 – 15 вв. д.н.э.ФивыАмон. Начало религиозной реформыОбъединение страны. Сближение Египта с культурами Сирии, Крита, Двуречья.Искусство времени Эхнатона и его преемников (Амарнское искусство) | Первая половина 14 в. д.н.э. | Ахетатон | Продолжение реформы. Единое истинное божество Атон. | Решительный перелом в искусстве. Более реалистичное мировоззрение. |
- Искусство второй половины Нового царства | 14 – 11 вв. д.н.э. | Фивы – офиц. столица Танис – фактическая. | Ререформа религии (конец пред. периода). Возвращение к храмам Амона. | Сложное положение внутри страны из-за продолжения борьбы царской власти с высшей знатью и жречеством. Реакционное стремление вернуться к традициям доамаранских лет. | |||||
Искусство позднего времени | 11 век – 332 г. д.н.э. | Танис Напат Фивы | Амон | Распадение Египта на ряд отдельных гос-в. 4 в.д.н.э. Александр Македонский основывает новую столицу Египта. |
Факторы, оказавшие влияние на развитие монументальной живописи Древнего Египта.