Смекни!
smekni.com

Музыка и театр России 19 век (стр. 1 из 2)

Музыка России в XIX веке

Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предыдущем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка; традиции же оперной, камерно- вокальной и симфонической музыке сложились в новом веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой - русский фольклор.

Русские композиторы стали выезжать за границу. Там они общались с видными мастерами музыкального искусства, а главное – получали европейское музыкальное образование. Приобщение к европейской культуре не только повысило профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей, но и помогло им глубже понять традиции национальной музыки.

В XIX столетии в России утвердились европейские нормы концертной жизни. Это связано, прежде всего, с основанием Русского музыкального общества (1859). Его деятельность носила просветительский характер. Устраивались регулярные концерты, проводились конкурсы на лучшее музыкальное произведение и.т.д.. В стане была создана система музыкального образования европейского типа. В Петербурге ( 1862г. ) и Москве ( 1866г. ) открылись консерватории.

В XIX веке огромное внимание уделялось изучению фольклора. Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом не теряя своеобразия собственного музыкального языка.

Для русской музыкальной культуры первой половины XIX характерно повышенное внимание к опере и камерной вокальной музыке. Серьёзный интерес к симфонии появился лишь во второй половине столетия. Особенно популярны были программные симфонические произведения, в том числе симфоническая миниатюра.

Итак, кто же из композиторов стоял у истоков Русской композиторской школы ?

Михаил Иванович Глинка ( 1804-1957г. ) , получив серьёзное музыкальное образование в Европе, сумел первым глубоко осознать особенности русской национальной музыки. Композиторское мастерство Глинки ярче всего проявилось в двух операх- «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». Он создал образцы национальной русской оперы- героико-эпическую оперу и оперу- сказку. «Жизнь за царя» написана на историко- патриотический сюжет. Композитор обратился к событиям начала XVII века- борьбе русского народа против польских завоевателей. Опера- сказка «Руслан и Людмила» написана на сюжет одноимённой поэмы А.С. Пушкина. В создании образа большую роль играет оркестр. Интересны работы Глинки в области симфонической и камерно- вокальной музыки. Многие известные романсы, например «Я, здесь, Инезилья»,

«Я помню чудное мгновенье» написана на стихи Пушкина. На слова Н.В. Кукольника композитор создал цикл из 12 романсов «Прощание с Петербургом», а также знаменитый роман «Сомнение», который любил исполнять выдающийся русский певец Ф.И. Шаляпин. Романсы Глинки отличаются исключительной мелодической красотой. Для оркестра Глинка написал симфонические увертюры – «Комаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде». Пьеса для оркестра «Вальс- фантазия» подготовила появление симфонических вальсов П.И. Чайковского. Благодаря творчеству Глинки русская музыкальная школа достигла признания в Европе. Творчество П.И. Чайковского – ярка страница в истории не только отечественного, но и зарубежного музыкального искусства. В творческом наследии композитора – 6 симфоний (не считая программной симфонии «Манфред»). Чайковский стал первооткрывателем жанра инструментального концерта в русской музыке.

Самые известные сочинения- Первый фортепианный концерт ( 1875г. ), концерт для скрипки (1878г. ) и Вариации на тему рококо (1876г. ). Музыка этих произведений полна света, радостной энергии и внутреннего благородства. Одно из центральных мест в опере принадлежит опере. Всего Чайковский создал 10 опер, две из которых- «Евгений Онегин» (1878г.) и «Пиковая дама» (1890г.) считаются лучшими образцами музыкальной драмы в русской музыке. П.И. Чайковский изменил отношения к музыкальному содержанию балета. Чудесная музыка «Лебединого озера» ( 1876г. ), «Спящей красавицы» (1889г. ) и «Щелкунчика» ( 1892г. ) и в наши дни вызывают восхищения.

Значительное место в творчестве Чайковского занимают романсы ( написано более 100 ).

Романсы композитора – маленькие драматические пьесы . Чайковский первый русский композитор получивший широкое признание за рубежом. Его гастроли проходили в странах Европы и США. Чайковский был избран членом- корреспондентом французской Академии изящным искусств и почётным доктором Кембриджского университета Великобритании.

Модест Петрович Мусоргский. (1839-1881г.)

Оперы «Борис Годунов» ( 1869г. ), «Хованщина» ( 1872г. ), «Сорочинская ярмарка»

- стали значительным явлением в русской музыке.

Александр Сергеевич Даргомыжский. ( 1813- 1869г.)

К лучшим произведениям Даргомыжского относится опера «Русалка» ( 1855г.) и незаконченная опера «Каменный гость» (1866-1869г.). В творчестве композитора центральное место занимают романсы. ( Свыше 100 романсов.). Самые известные

-«Я вас любил (на стихи А.С. Пушкина), «И скучно и грустно», «Мне грустно» (на стихи

М.Ю.Лермонтова).

Милий Алексеевич Балакирев ( 1836 или 1837 – 1910 )

В развитии отечественного музыкального искусства XIXстолетия особую роль сыграл

М.А. Балакирев. Он был основателем и руководителем творческого содружества русских композиторов, которое вошло в историю музыки как Балакиревский кружок, или «Могучая кучка».Систематические собрания кружка превратились в школу композиторского мастерства. В 1862г. Балакирев стал одним из основателей и руководителем Бесплатной музыкальной школы. Основной целью организаторов было приобщение широкой публики к музыкальному искусству. В собственном композиторском творчестве Балакирев отдавал предпочтение инструментальной музыке.

В сочинениях для симфонического оркестра он обращался к фольклору .

Александр Порфирьевич Бородин ( 1833 – 1887г. )

Бородин – автор оперы «Князь Игорь», трёх симфоний ,камерно- инструментальных и фортепианных произведений, романсов и песен. Опера «Князь Игорь»стала образцом русского оперного стиля, в котором историческая правда сочетается с глубоким драматизмом и проникновенной лирикой. Бородин работал над этим сочинением 18 лет, но так и не закончил его: внезапная смерть оборвала труд. Оперу завешили друзья Бородина – Римский – Корсаков и Глазунов.

Николай Андреевич Римский – Корсаков ( 1844 – 1908г. )

Основу творческого наследия составили оперы многие из которых написаны по произведениям русских писателей. Наиболее известны – «Псковитянка» ( 1872г. ),

«Майская ночь» ( 1879г. ), опера – сказка «Снегурочка» ( 1881г. по пьесе Островского ),

опера – балет «Млада» ( 1890г. ), «Ночь перед Рождеством» ( 1895г. по Гоголю ), опера – былина «Садко» ( 1897г.). Римский – Корсаков обращался и к внутреннему миру человека. Камерная опера «Моцарт и Сальери» ( 1897г. по пьесе Пушкина – одно из наиболее глубоких произведений автора. В опере сказка «О царе Салтане» ( 1900г. по Пушкину ) композитор прибегает к стилизации под народный жанр. Римский – Корсаков

написал около 80 романсов для голоса и фортепиано на стихи А.С. Пушкина, А.К. Толстого и других русских поэтов. Как дирижёр Римский – Корсаков с 1874г. руководил симфоническими оркестрами, а позднее оперными спектаклями.

Говоря о музыкальной культуре XIX века нельзя не отметить братьев Антона и Николая Рубинштейнов. Их исполнительская и педагогическая деятельность способствовала тому, что в русской культуре утвердились европейские традиции концертной жизни и музыкального образования. Антон Рубинштейн – блестящий пианист – виртуоз. Он основатель и директор Петербургской консерватории с 1861 года.

Николай Рубинштейн известен как пианист, дирижёр и педагог. Он стал основателем и первым директором Московской консерватории ( 1866г. )……………………

Театральная жизнь России в XIX веке.

В начале XIX века сложилась сеть русских Императорских театров, которые управлялись

«министерством двора Его Императорского Величества». В подчинении двора было 3 театра в Петербурге – Александрийский, Мариинский и Михайловский – и 2 в Москве-

Большой и Малый.

С появлением пьес А.Н. Островского, И.С. Тургенева, прозы Ф.М. Достоевского поэзия Некрасова в русскую культуру пришёл реализм. Актёрское искусство изменялось вместе с драматургией, ломая старые представления о том, что такое правда на сцене. 16 ноября 1859 года был день премьеры в Малом театре пьесы «Гроза» Островского. Вокруг спектакля разразилась буря. Первой исполнительницей роли Катерины была прекрасная актриса Л.П. Никулина – Косицкая. С пьесами Островского на сцену ворвалась стихия русской жизни, новый, сочный и современный язык. В пьесах Островского актёры Малого блистали на протяжении всех последующих десятилетий. Г.Н. Федотова,