Никто, разумеется, не призывает к возрождению в современном производстве и быту плетеной обуви из древесной коры (лапти, туфли, сапоги). Но принципы композиционного и конструктивного построения форм русской плетеной обуви - создание ажурного (плетеного) орнамента, разнообразия решений такой обуви, сочетание различных способов плетения - могут помочь дизайнеру найти оригинальные решения современной обуви.
Заслуживают внимания способы ношения русской народной плетеной и кожанной обуви в сочетании с вязанными чулками и шнурками (ремнями), которые могут служить основой для разработки новых моделей молодежной и детской обуви или целых ансамблей, комплектов.
В решении вопроса обеспечения населения страны удобной и красивой обувью важную роль играет подбор материалов. Потребность в теплой зимней обуви на территории нашей страны сделала валяную обувь незаменимой, традиционой. Актуальность производства валяной обуви сегодня не вызывает, пожалуй, ни у кого сомнений.
Основы современного художественного проектирования, в том числе формообразования предметной среды, является создание предметов потребления многофункционального использования. Упорядочение предметной среды подразумевает одновременно проектирование только самого необходимого, полезного и целесообразного. По такому принципу должен строиться и гардероб костюма современного человека. Принцип «минимального» при этом подразумевает максимальные возможности гардероба. Достичь такого можно, создавая трансформируемые формы, которые обеспечивают вариабельность и вместе с тем разнообразие композиций.
Элементы дизайна, присущие русскому народному костюму, в том числе обуви, обеспечивали широкий диапазон способов ношения, вариаций внутри формы, создавая тем самым разнообразие композиций костюма. В этой связи интерес вызывают образцы нижегородской крестьянской обуви, напоминающей туфли конструкции «лодочка», дополненные вязаными шерстяными чулками.
Один из путей существенного улучшения качества обуви, повышение ее эстетического уровня - это использование для производства обуви как традиционных, так и новых материалов самых разнообразных цветов и фактур. Большие возможности также содержит орнаментирование обуви и декор в целом. Ошибочно считать, что у декора единственной функцией является украшение формы (одежды, обуви и аксессуаров). Декорируя определенный участок предмета, художник стремится выделит его, ввести акцент, чтобы таким образом сконцентрировать внимание на этом участке. Декор, орнамент являются вспомогательными средствами архитектоники, цель которых развить, обоготить, разнообразить художественно-образный смысл произведения искусства.
Присутствие декора в композиции костюма правомочно лишь тогда, когда декоративные элементы не наносят ущерб форме, а напротив, сохраняя характер структуры, обогощая форму приятным для восприятия добовлением. Наличие декора, в особенности обилие его, допустимы только при условии строгой упорядоченности. Современные представления о красоте не исключают возможности присутствия декора также в композиции обуви.
Художник-конструктор должен создовать модели и коллекции, в которых отражается действительность. Принципы композиционного построения народного костюма (в том числе обуви) - четкость форм и линий,логичность констукции, подчинение декора форме, функции, материалу, конструкции - для специалиста сегодня является примером дизайнерского подхода к созданию современных образцов.
Анализируя историю народного костюма, рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает костюм органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует всегда принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода - явление интернациональное; поэтому было бы несправедливым исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира.
Достижение единства в многообразии и многообразия в единстве - путь развития и обновления современного костюма.
ëèàëéä ЛИТЕРАТУРЫ
1. ÉÓË̇ É.ë. ç‡Ó‰Ì˚ ڇ‰ËˆËË ‚ ÏÓ‰ÂÎËÓ‚‡ÌËË Ó‰Âʉ˚. åÓÒÍ‚‡,1984.
2. è‡ÏÓÌ î.å. äÓÏÔÓÁˈËfl ÍÓÒÚ˛Ï‡. åÓÒÍ‚‡,1997.
3. è‡ÏÓÌ î.å. äÓÒÚ˛Ï ïï ‚Â͇: Ó‰Âʉ‡, Ó·Û‚¸, ‡ÍÒÂÒÛ‡˚. åÓÒÍ‚‡,1995.
4. 切ÎÓ‚‡ å.ç. àÒÚÓËfl ÍÓÒÚ˛Ï‡. åÓÒÍ‚‡,1972.
5. è‡ÏÓÌ î.å. êÛÒÒÍËÈ Ì‡Ó‰Ì˚È ÍÓÒÚ˛Ï Í‡Í ıÛ‰ÓÊÂÒÚ‚ÂÌÌÓ-
ÍÓÌÒÚÛÍÚË‚Ì˚È ËÒÚÓ˜ÌËÍ Ú‚Ó˜ÂÒÚ‚‡. åÓÒÍ‚‡,1994.