Министерство культуры Российской Федерации
Санкт-Петербургская
Государственная Академия КультурыКафедра музееведения и экскурсоводоведения
Народный костюм.
Северный праздничный костюм
в конце восемнадцатого – девятнадцатом веках.
группа 203-з
Бобкова Екатерина
Санкт-Петербург 1999
Северный праздничный костюм.
Данная работа представляет собой попытку обобщенного описания Северного праздничного костюма, бытовавшего в конце XVIII– начале XX века. Выбор данной темы обусловлен личным интересом и восхищением именно этой формой русского традиционного костюма.
Крестьянская одежда при всей общности принципов кроя и орнаментации, не едина в своих формах. Она отличается разнообразием устойчивых комплексов, бытовавших в определенных географических и историко-культурных областей.[1] Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном и кокошником. Комплекс одежды с сарафаном распространился в России на рубеже семнадцатого – восемнадцатого веков. Он включал рубаху, сарафан, пояс, иногда передник, душегрею, головной убор на жесткой основе типа кокошника, кожаной обуви. Эта одежда была более характерной для Европейской России, в губерниях Поволжья, на Урале, в Сибири. Характерные черты этого комплекса особенно ярко проявились в одежде, бытовавшей на Русском Севере: в Архангельской, Вологодской, Новгородской, Олонецкой губерниях, в северных уездах Костромской, Нижегородской, Тверской, Ярославской губерний и некоторых других. Уже в конце восемнадцатого – начале девятнадцатого именно сарафанный комплекс ассоциировался в России с национальным костюмом, возможно, потому что в семнадцатом веке сарафан с рубахой, кокошником или венцом был одеждой женщин всех сословий России. В восемнадцатом веке, когда дворянство и богатое купечество перешли на ношение одежды европейского типа, сарафан превратился в одежду небогатых купцов, мещан, ремесленников, крестьян, тех, кто придерживался русских обычаев.
Прежде чем непосредственно перейти к теме данной работы, необходимо отметить, что костюмы, бытовавшие в разных губерниях, уездах, часто обладали ярко выраженными местными чертами. Они проявлялись в манере ношения костюма, в количестве входивших в его состав предметов, в цветовой гамме, покрое, характере украшений. Так, костюм с сарафаном, бытовавший в северо-западных губерниях Европейской России – Архангельской, Вологодской, Олонецкой – заметно отличался от костюма с сарафаном, который был распространен в северо-восточных губерниях – Вятской, Пермской. Различия можно проследить и на отдельных предметах одежды: рубахах, кокошниках, передниках, душегреях и так далее.
Праздничный костюм отличался большой вариантностью от повседневного и заключал в себе полный набор предметов, которые были определены местной традицией.
Поскольку в настоящей работе были использованы материалы книги об экспозиции Государственного Исторического музея, то описание северного праздничного костюма в моей работе было сделано в основном по представленным в ней экспонатам.
Одними из ранних в собрании являются сарафаны из шелковых тканей, русской фабричной работы второй половины восемнадцатого века. В основном сарафаны этого и более позднего времени относятся к типу распашного или с центральным передним швом косоклинного сарафана[2]. Он шился из трех полотнищ ткани – двух впереди и одного сзади. В нижней части в его боковые швы вшивалось несколько косых коротких клиньев с подклинками, расширявших подол. Спереди полотнища-полы не сшиты и удерживаются застежкой с длинным рядом пуговиц на воздушных петлях из тесьмы. Сарафан шился с широкими проймами или с лямками. Лямки делались широкими или узкими, выкраивались вместе со спинкой из заднего полотнища или из отдельного куска ткани. Более ранние сарафаны имеют округлый вырез на груди, прямоугольный вырез и пришивные лямки типичны для более поздних – конца восемнадцатого – начала девятнадцатого века. Вплоть до второй половины девятнадцатого века в некоторых губерниях (Владимирской, Псковской и Новгородской) бытовал покрой сарафана с длинными откидными рукавами. Сарафаны из шелковых тканей с пышными букетами и гирляндами украшались золотым галуном и кружевом, выплетенным на коклюшках из золотых и серебряных нитей, серебряными и позолоченными, гладкими с вставками пуговицами, которые укреплялись на одежде при помощи узорного шнурка. Декор подчеркивал конструктивные особенности и создавал образную выразительность костюма. Такой прием украшения наиболее типичен для русского косоклинного сарафана, он ярко характеризует его лучшие образцы.
Легкоподвижная, струящаяся поверхность узорных шелковых тканей с активным рисунком на нежном фоне пастельных оттенков сдерживалась в сарафане четкими вертикалями декора, расположенного вдоль разреза и по проймам и придающего особую форму силуэту. Чувство формы обнаруживается и в использовании подкладки. Как правило, косоклинные праздничные распашные сарафаны из шелковых, льняных и хлопчатобумажных тканей поставлены на жесткую подкладку, которая позволяет удерживать приданный одежде силуэт и форму, с другой стороны это было вызвано и бережным отношением к ткани.
Шелковые сарафаны в восемнадцатом – начале девятнадцатого веков носили с белыми рубахами – «рукавами» из тонких льняных тканей и кисеи, богато украшенных тамбурным шитьем белыми нитями, или с рубахами, сшитыми из фабричных «сарафанных» шелковых тканей с букетами. Рубаху шили из нескольких составных частей: холщового стана и пришитой к нему верхней части из более тонкой ткани (собственно рукавов). Такие рубахи были с воротом, собранным мелкими сборками под обшивку, и с широкими рукавами. У некоторых рубах рукава были прямыми и заканчивались кружевной оборкой (такие рукава иногда перевязывали в запястье лентами с бантом), рукава другого покроя имели значительную длину и к запястью сужались. Вышивка тамбурным швом белыми нитями по белому фону рубашки отличалась высоким мастерством исполнения и красотою узора. Изящные растительные побеги и цветы, свободно и плавно переплетаясь, обогащая тонкую ткань ажурными решетками и рельефами. Узоры сарафанных тканей и тамбурного шитья перекликались в своих мотивах и создавали стилевое единство.
Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение.
Сарафаны подпоясывались узким поясом или лентами, так как пояс являлся обязательной принадлежностью народного костюма. Только в особых случаях чтобы не смять ткань сарафана до начала праздника, пояс одевали под сарафан, опоясывая им рубаху.
К шелковым сарафанам надевали галантную ленту или выплетенный из золотосеребряных и шелковых нитей поясок, использовали также узкую полоску шелковой ткани, расшитой золотыми нитями. Концы поясов украшались разнообразными кистями, подвесками, декоративными полосками с шитьем, вставками разноцветной фольги и так далее. Шелковые и парчовые сарафаны в некоторых северных губерниях России в конце восемнадцатого – начале девятнадцатого веков дополняли нагрудной распашной одеждой, короткой и без рукавов – епанечкой (разновидность душегрея), она шилась из шелка или парчи, украшалась кружевом из золотных нитей, металлической бахромой. Епанечка обычно имела гладкий перед, а сзади украшалась крупными складками. По крою и системе декора она близка к косоклинному сарафану и, повторяя его трапециевидный силуэт, создает дополнительный объем, поддерживающий ритм и строй северного праздничного костюма. В девятнадцатом веке такая епанечка была распространена в северных губерниях среди зажиточных крестьян.
В Нижегородской губернии носили епанечку - «перышки» из красного с и темно-синего с зеленым отливом бархата, богато расшитую золотосеребряными нитями, в узорах преобладал растительные формы орнамента.
Епанечка являлась разновидностью душегреи, которая являлась составной частью сарафанного комплекса. Душегрейка – нагрудная женская одежда на лямках, как правило, из дорогих фабричных тканей – бархата, плиса, парчи, полупарчи, шелка – с подкладкой, часто на вате или кудели.
В восемнадцатом – девятнадцатом веках было известно три типа душегреек. На севере преимущественно был распространен второй тип душегрейки.[3] Она была распашной, однобортной, чуть выше талии, без прокладки ватой. Её покрой – это покрой косоклинного распашного сарафана. Она сшита их трех прямых полотнищ ткани (два на полы и один на спинку) и несколько клиньев по бокам, пришитых елочкой. В разложенном виде такая душегрейка имела форму круга. Особенно нарядны были душегреи с ровными складками на спине.
Эта одежда была известна ещё в XVII - XVIII веках, её носили девушки и замужние женщины из боярских и купеческих семей. В XVIII – XIX веках она бытовала в основном в городской среде, у купцов, богатых мещан. В крестьянском костюме она встречалась сравнительно редко и имелась лишь в богатых семьях, живших в пригородных, торговых или ремесленных селах. В последней четверти XIX – начале XX века душегрейки стали использоваться только в качестве свадебной одежды. В Архангельской и Вологодской губерниях богатые невесты должны были сидеть на девичнике в сарафане и душегрейке. Душегрейка входила также в состав венчального костюма.
В холодную погоду на сарафан надевали душегрейку или другое её название шугай[4] – верхняя и горничная женская одежда из парчи и шелка с подкладкой, часто на вате, кудели или заячьем меху. Верхняя одежда представляла собой распашную однобортную одежду с длинными рукавами, с цельными передними полами и спинкой, отрезанной по талии или в области лопаток. Подол на спине собран в плотные валики и сборки. Шугай обычно шился длиной до середины бедра. Однако были шугаи и длинной до колен. Шугай имел большой круглый воротник, застегивался на крючки или пуговицы. Он обычно украшался по воротнику, подолу, краю рукавов и пол позументом, бахромой, изредка вышивался шелком и шерстью.