Смекни!
smekni.com

Образ Мадонны в мировом искусстве (стр. 6 из 6)

Две картины с одним и тем же названием ,,Партизанская мадонна" (рис. 12) создал Михаил Савицкий. Пер­вую — в 1967 году. В центре ее - образ молодой крестьянской матери с крепкими босыми нотами и загорелыми натруженными руками. Она сидит кормит грудью ребенка. Голова туго повязана темно-синим платком. Накинутая на плечи красная шаль превращает белую блузку и черную юбку в торжественное одеяние. Иконная красота цветового созвучия дополнена золотом холмистой земли, где, как в мирное время, так и в годы войны, женщины жали хлеб. Ритм их согнутых спин, образующих серповидный полукруг, в гори г линейным ритмам в изображении молодой матери, певучей плавности ее силуэта. Она и земля — единый образ гармонии бытия народного. Но драматично противопоста­влены ему резкие перекрестные ритмы винтовок и решительная поступь тех, кто уходит в бой... Слов­но окаменела в тяжком раздумье старая женщина. Да, Отечественная война требовала жертв. И в исторических битвах особенно явственно виден ве­ликий смысл материнской любви и материнского подвига. Без эффектных действий и фраз, он прост и неизбежен, как сами военные будни.

В „Партизанской мадонне" слышится песенное звучание величавого народно! о эпоса о преданности и мужестве, о родной земле и ее защитниках.

В 1978 году, когда одна за другой с промежутком не более чем в два месяца появлялись в мастерской Савицкого картины антифашистской серии, худо­жник создал вторую «Партизанскую мадонну». В названии ее лишь отмечено — «Минская» (рис. 13).

Государственный художественный музей Бело­руссии заказал Михаилу Андреевичу копию или вариант первой картины, Но, как говорит художник, повторять себя у него нет времени. Каждая работа должна быть движением вперед. И он написал на ту же тему совершенно другую картину, которая не только не уступает художественным достоинствам первой, но и несет новое содержание.

Здесь молодая мать представляет в вертикальном формате полотна. (Первое - почти квадрат.) Она как бы приближается к нам. Два взгляда ~ матери, взволнованной, и сына, полного недетской серьезно­сти, — устремлены на зрителя. Такой двуединый образ более эмоционально-динамичен, взывает к открытому и доверительному контакту. Словно преодолен барьер самоуглубленности, ощутимый в первой картине, в которой величавая эпичность сплавлялась с чертами жанровой сцены. В новой преобладают торжественность идеала и патетическое чувство преддверия нового.

Воспевая духовную красоту народа в годы военных испытаний, художник говорит о чувствах, которыми вечно живо человечество. Непреходящий смысл первого образа прочитывается в преломле­нии традиций древнерусской живописи. Он связан с „Петроградской мадонной" К. Петрова-Водкина В этом - созвучие времен...

Вторая картина обращена к традициям итальян­скою Возрождения. Они сказались в стилистических признаках: развито вглубь пространство, активнее стала пластическая лепка. В композиционной схеме н силуэтном решении, в интерпретации мотива жертвенного несения ребенка — символа новой жизни и новой надежды — ясно прочитывается аналогия с рафаэлевской «Сикстинской мадонной».

В современной творческой практике все чаще встречаются прямое обращение к классическим аналогом. И это не предосудительно. Если первооснова всякого искусства — бытие и его идеалы, то во второй его исток — накопленный человечеством художе­ственный опыт. Использование его в творчестве современного художника так же правомерно, как применение ученым предшествующих открытий. Весь вопрос в том, сколь талантливо проецировано на современность классическое произведение, сколь оправдано замыслом автора.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сколько мадонн создано живописцами с древности до наших дней! У каждого времени – своя мадонна. Своя она и у каждого художника. Ведь слово «мадонна» означает «моя женщина» …. С этим значением соединился образ материнства как неотъемлемый от представления о прекрасной женщине, исполняющей главную жизненную миссию. Уже в формах культовой живописи этот образ стал воплощением гуманных, общечеловеческих понятий. Поэтому он органично перешел в светскую живопись. С течением времени его гуманное содержание освобождалось от религиозной оболочки. Изображая мадонну с младенцем, художники редко отказывают себе в удовольствии добавить птичку, или вазочку с цветами, или какой-нибудь искрящийся стеклянный шар на подлокотнике кресла.

Художники эпохи Возрождения изображали в своих картинах не просто женщину, а мадонну. Великие живописцы создавали себе свой образ женщины, который являлся перед нами в образе святой.

IV. ПРИЛОЖЕНИЕ

Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» (1484 г.)

Рис. 1

Леонардо да Винчи “Мадонна Литта” (1478-1784гг).

Рис. 2

Леонардо да Винчи “Джоконда”

Рис. 3

Рафаэль «Флорентийские мадонны»

Рис. 4

Рафаэль «Мадонна Конестабиле».


Рис. 5

Лукас Кранах Старший “Мадонна с младенцем

под яблоней”

Рис. 6

Антонис ван Дейк “Мадонна с куропатками”.


Рис. 7

Робер Кампен “Мадонна с младенцем у камина”


Рис. 8


Рогир ван дер Вейден “Св. Лука, рисующий Мадонну”

Рис. 9

Алексей Кузьмич «Юная Даная» (1986 г.)


Рис. 10

Алексей Кузьмич «Мадонна с младенцем» (1995 г.)


Рис. 11

V. Список иллюстраций.

1. Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» (1484 г.)

2. Леонардо да Винчи “Мадонна Литта” (1478-1784гг).

3.Леонардо да Винчи “Джоконда”

4.Рафаэль «Флорентийские мадонны»

5.Рафаэль «Мадонна Конестабиле».

6.Лукас Кранах Старший “Мадонна с младенцем под яблоней”

7.Антониса ван Дейк “Мадонна с куропатками”.

8.Робер Кампен “Мадонна с младенцем у камина»

9.Рогир ван дер Вейден “Св. Лука, рисующий Мадонну”

10.Алексей Кузьмич «Юная Даная» (1986 г.)

11.Алексей Кузьмич «Мадонна с младенцем» (1995 г.)

12. Михаил Савицкий «Партизанская Мадонна»

13. Михаил Савицкий «Партизанская Мадонна» «Минская»

14. Рафаэль «Сикстинская Мадонна»

VI. Список использованной литературы.

1. Любимов Л.Л. “Небо не слишком высоко”- М: “Просвещение”, 1989 г.

2. Муранов П.П. “Образы Италии”- Москва: “Республика”, 1994 г.

3. Персианова О.М. “Эрмитаж. Путеводитель по залам музея”- Ленинград: “Аврора”, 1985 г.

4.Шапиро Ю.Г. “Эрмитаж. По выставкам и залам”- Л: “Искусство”, 1983 г.

5. Энциклопедия искусства. том 7.//ред. М.Д. Аксенова, Москва: “Авента+”, 1997 г.

6. Белова О.Ю. «История искусств»: М., Издательство «Аквариум», 1997 г.

7. Долгополов И.В. «Рассказы о художниках»: 1,2 тома.- М., Изобразительной искусство, 1982 г.

8. М.Савицкий, Минск, 1982 г.

9. Б.А. Лазука «Гiсторыя Мастацтва» - Мiнск, 1996 г.