Трудно перечислить все своеобразные примеры литья интересных приборов и сложных орудий, встречающихся в различных странах. В странах Древнего Востока литье использовалось довольно широко для изготовления разнообразных приборов: художественно выполненных солнечных часов, устройств для сигнализации, астрономических приборов, приспособлений для перемещения грузов и т. п.
Из этой серии изделий представляют интерес дымовые часы (рис. 8). Это цельнолитая пустотелая отливка с замысловатыми перегородками внутри. Размеры такого изделия небольшие: высота всего около 0,5 м, ширина меньше 40 см. На верхней плоскости часов помещен циферблат в виде особо расположенных сочетаний круглых отверстий. Каждое такое сочетание изображает определенный знак созвездий. Всего таких сочетаний 12, по количеству «страж» (частей) в сутках. Над изготовлением часов трудились не только видные мастера-литейщики, но и знаменитые астрономы.
Дымовые часы устанавливали во дворцах царей и крупных сановников. Они действовали следующим образом. Чтобы узнать время суток, необходимо было сжечь внутри часов благовония; дым при этом выходил через отверстия, соответствующие изображаемой ими части суток — «страже». Такие часы требовали еще механизма, который автоматически переключал ход внутреннего канала к тому или иному изображению на циферблате. Но это имело второстепенное значение, как второстепенное значение имело и то, что по дымовым сигналам часов можно определять время лишь с точностью до 2 часов, так как «дымовые стрелки» прыгали лишь через каждые 2 часа. Важно, что прибор, представляющий собой художественную отливку с инкрустацией золотом (надписи названий «страж» на циферблате, орнаментовка и т. п.), мог вызывать удивление и восторг у зрителей. Поразить же диковинкой, восхитить показным богатством чужестранца — извечная мечта многих правителей на Востоке. И такая диковинка, как дымовые часы, для указанных целей была вполне пригодной.
К художественному оформлению бронзовых отливок прибегали и в том случае, когда изготовляли строго научные астрономические приборы. Ценилась не только работа прибора, а и его привлекательность. Так, не одна древняя обсерватория стала впоследствии уникальным собранием произведений художественного литья. Сравнительно простой прибор — азимутальный инструмент — обрамляется литой подставкой необычно замысловатой формы и сложной композиции, каждая деталь которой имеет самостоятельное художественное звучание.
ПРИБОР КРЕПОСТНОГО УМЕЛЬЦА
Художественные отливки часто изготовляли из драгоценных металлов — золота и серебра. Такие отливки почти всегда представляли собой ювелирные изделия чрезвычайно высокой точности и большой художественной ценности. Стремление литейщиков передать литому изделию тончайшие рисунки модели, не допустить ни малейших излишков в расходовании дорогого металла, всячески избежать образования в отливке любых дефектов, а также желание придать литому изделию наиболее высокое художественное звучание делали задачу ювелирного литья чрезвычайно сложной. Поэтому мастерами ювелирного литья становились литейщики или скульпторы, глубоко знающие все процессы изготовления литейных форм и формирования отливок, обладающие высоким художественным вкусом и большими навыками точного исполнения всех операций литья.
Являясь предметами роскоши, отливки из драгоценных металлов часто представляют собой не только дорогие безделушки, но и предметы прикладного назначения — преимущественно разного рода приборы.
В ювелирном литье используются разнообразные технические приемы. В качестве моделей применяется гипс, дерево, металлы. Нередки случаи, когда моделью служат готовые художественные изделия из слоновой кости или других материалов. Однако чаще всего применяются выплавляемые и выжигаемые материалы.
Ввиду большой сложности, технических трудностей и ответственности изготовления ювелирных приборов их творцы, как правило, объединяют в себе квалификацию ваятеля и искуснейшего литейщика. Имена лучших из них история сохраняет в течение многих десятилетий, а иногда и столетий. Таким мастером был Бенвенуто Челлини, подаривший миру небольшие столовые и другие приборы, отлитые из драгоценных металлов. Но бывало и так, что имя художника «терялось» у первого же владельца знаменитых произведений.
Одним из таких произведений является чернильный прибор «Степан Разин». Это одна из крупных ювелирных отливок из серебра; ее вес составляет около 4 кг. Отливка представляет собой расписной челн, плывущий в пенистых волнах. В виде волн выполнена и отлитая заодно с челном подставка для чернильницы. Главная литая часть прибора — подставка для карандашей, перьев и подставка для чернильницы — установлены на большой плите из полудрагоценного уральского камня оникса. Стилизованные ножки прибора также литые, из серебра. Лица и одежда Степана Разина, персианки и двух казаков отлиты поистине с ювелирной точностью и с большой выразительностью. Динамичность картины, высокая художественность и сложность композиции свидетельствуют о незаурядном таланте мастера.
К сожалению, имя художника — творца этого замечательного прибора не удалось установить. По свидетельству одного из крупнейших знатоков истории художественного литья проф. Н. Н. Рубцова, этот редкий прибор был изготовлен в начале XVIII в. русским крепостным литейщиком. Подробное знакомство с прибором дает основание полагать, что он был отлит по восковым моделям. Всего было отлито три таких прибора. Один прибор помещик оставил у себя, а два подарил своим друзьям. В настоящее время судьба двух приборов неизвестна, а один хранится в Киеве в частной коллекции.