Смекни!
smekni.com

Оружие и приборы (стр. 1 из 2)

Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию

Московский Государственный Индустриальный Университет

(МГИУ)

Р Е Ф Е Р А Т

По дисциплине: "История науки и техники"

«О Р У Ж И Е И П Р И Б О Р Ы»

Группа:
Студент:
Преподаватель:

Москва 2000

...а буде мастеры... учнут пушки лить опять кривороты и со всякими охулками худые и к делу не годны... быть из них кому повешену.Петр I

Письмо от 1706 г.

ЛИТОЙ ТОПОР

Т

опор — орудие, которое люди впервые начали изготовлять из металла. Это обусловлено исторически, самим развитием орудий труда. В каменном веке у человека уже возникла необходимость объединить в одном орудии труда каменное рубило и деревянную палицу; более 10 тысяч лет тому назад в неолите появился каменный клиновидный топор. В этом топоре клиновидное каменное рубило вставлялось в отверстие деревянной ручки.

Появляется вязкий и более прочный материал — бронза, которая немедленно используется для изготовления орудий. Первые бронзовые топоры, изготовленные методом литья, просто повторяли форму каменных — клин в деревянной ручке. Новые требования к орудиям труда и необычные по сравнению с камнем свойства бронзы привели к быстрому усовершенствованию литых изделий. Появились плоские топоры с закраинами на обухе для Г-образной ручки и другие сложные формы топоров.

Большим достижением древнего литейного производства явилось изготовление вначале простых, а затем и сравнительно сложных топоров с проушинами. На рис. 1 представлена упрощенная схема развития литых топоров в эпоху бронзы. Интересно отметить, что каменное рубило с проушиной появилось после того, как литейщики изобрели бронзовые топоры с проушинами.

Появление усовершенствованных литых бронзовых топоров сыграло исключительную роль в развитии многих народов: облегчило строительство жилищ, изготовление других орудий труда и предметов быта, упростило освоение лесистых местностей земледельцами и т. п.

Топор в эпоху бронзы, да и в более поздние периоды, был не только орудием труда, но и одним из главных видов оружия (наряду с копьями, стрелами и мечами). В Закавказье, в Центральной части территории СССР и в других местах такие топоры приобрели вид особого боевого топора-бердыша (рис. 2). Впервые бердыши появились, по-видимому, в Египте, а затем и в других странах. В России прообразом кованых бердышей послужили бронзовые боевые топоры. Позже, особенно после "появления огнестрельного оружия, такие топоры утеряли боевое назначение, они стали отличительными знаками военачальников, административных работников и т. п., превращаясь часто в произведения искусства (украшались литыми и чеканными изображениями, богатой инкрустацией).

Почти во всех странах с развитием бронзолитейного дела эволюция литых топоров шла по двум направлениям: улучшались ударные качества за счет изменения формы и соотношений элементов и совершенствовалась техника литья, развивались элементы, присущие художественным отливкам.

Из двух основных типов топоров древности — вислообушных и кельтов — наибольшее разнообразие форм встречается у первых (рис. 3). Их изготовление требовало высокого развития литейного ремесла: сложная конфигурация отливки и наличие отверстия сильно усложняли устройство разъемных каменных форм.

Не менее трудно было лить кельты (рис. 4), хотя они обладали не такой сложной конфигурацией, как вислообушные топоры. Наличие глубокого отверстия, литых изображений на наружных поверхностях и неравностенность кельтов требовали от литейщиков такого же умения и мастерства, как и при изготовлении сложных художественных отливок. К тому же следует отметить, что литье кельтов в большинстве стран производилось на первых этапах возникновения литейного ремесла. О высоком уровне техники литья кельтов свидетельствуют находки в могильнике Кавказа около станции Сейма, близ г. Горького и в других местах. Найденные кельты оказались особенно высокого качества.

ЛИТЫЕ МЕЧИ И МОТЫГИ

О литых мечах уже говорилось раньше. Они, как и топоры,— одни из первых отливок в истории литья. Вряд ли можно найти хоть один народ, который, владея мастерством литья, не изготовлял бы бронзовых мечей. Этого требовали как хозяйственные работы, так и нужды защиты. Мечи раньше других бронзовых изделий становятся произведени­ями искусства (рис. 5, а). Со времени появления первых литых бронзовых мечей и до современных, изготовляемых самыми различными приемами, оттенок художественности является обязательным их атрибутом. А изделия русских оружейников во многих случаях становятся непревзойденными произведениями искусства.

Древние мечи, найденные при археологических раскопках, часто снабжены не только замысловатыми рукоятями с литыми узорами, но и богатой инкрустацией из серебра, золота и драгоценных камней. Любыми средствами литейщики придавали оружию оттенок художественности, привлекательности. На рис. 5, б изображены цельнолитые бронзовые мечи, изготовленные в Закавказье в I тысячелетии до н. э. Они снабжены орнаментированными украшениями, а некоторые из них — даже сложными изображениями в виде животных, геометрических фигур и т. п.

Нанесение рисунка осуществлялось иногда весьма простым способом — напайкой капелек расплавленного воска на восковую модель. Такая орнаментировка имеется на мечах кобанской культуры (первая половина I тысячелетия до н. э.). На этих мечах (рис. 5, в), хранящихся в Государственном историческом музее (г. Москва), хорошо прослеживаются как способ нанесения рисунка, так и сама техника литья. Рисунок на ручке меча выполнен накапыванием нескольких рядов точек расплавленного, но весьма вязкого воска. При этом многие бугорки воска оставлены в естественном виде, без заглаживания и изменения их конфигурации. Подробное исследование мечей кобанской культуры позволило установить высокую технику их литья, существовавшую на территории нашей страны более 2,5 тысячи лет тому назад.

Если бронзовые мечи во многих странах изготовляли цельнолитыми, то мечи кобанской культуры выполняли биметаллическими, используя метод налива. Этот метод во многих странах распространился позже, с появлением железа: на инструмент (лезвие, острие и т. п.) из стали при этом наливалась бронзовая державка, навершие или просто часть, представляющая собой украшение изделия. В мечах кобанской культуры бронзовая рукоять наливалась на бронзовое лезвие. Это позволяло клинок меча или кинжала отливать из твердых сортов бронзы, а возможно предварительно и проковывать их, а рукояти — из мягкой бронзы, с хорошими литейными свойствами и цветом.

Однородные мечи и кинжалы отливали в каменных формах (рис. 6). Биметал-лические мечи изготовлять в каменных формах было весьма трудно, поэтому их, как правило, отливали по восковым моделям. Следы от литниковой системы, а также своеобразно нанесенная орнаментовка кобанского меча позволяют достоверно установить способ его изготовления по выплавляемым моделям. К заранее изготовленной (быть может прокованной и отшлифованной) полосе (клинку) приделывали рукоять из воска. Такую своеобразную восково-металлическую модель заформовывали, затем из полости выплавляли воск, форму просушивали и заливали.

Бронзовые мотыги, наряду с топорами и мечами, у многих народностей бронзового века считались наиболее распространенными и дорогими изделиями. Литье мотыг представляет собой что-то среднее между литьем вислообушных топоров и топоров-кельтов, уже описанных выше. Вряд ли появление других отливок играло такую же огромную роль в судьбе народов, их прогресса, какую сыграло появление литых бронзовых топоров, мечей и мотыг — основных видов орудий труда и оружия в бронзовую эпоху. Такие отливки потребовали больших количеств бронзы, совершенных печей и наиболее эффективных методов формовки. Не случайно появление этих изделий почти везде связано с быстрым развитием литейного производства.

ЛИТЫЕ ЗЕРКАЛА И ПРИБОРЫ

Бронза широко применялась для изготовления разного рода орудий труда, оружия и для производства цельнолитых приборов и многих предметов домашнего обихода. Отливкам прикладного назначения придавали вид настоящих художественных изделий. Способность бронзы хорошо полироваться, а также легко принимать покрытия с высокой отражательной способностью были замечены египтянами еще в глубокой древности. Не остались секретом эти свойства для народов других стран. Если нельзя точно сказать, где и когда впервые начали применять бронзовые зеркала (по некоторым данным они были известны уже в III тысячелетии до и. э.), то можно с уверенностью утверждать, что в странах Древнего Востока некоторые народы широко применяли бронзовые зеркала, не имея экономических связей с Египтом.

Производство бронзовых зеркал в древности развилось в самостоятельную ветвь художественного литья. Зеркала изготовляли разных размеров и форм в больших количествах: они были круглые, в виде своеобразного многогранника, фигурные, с ручками и без них. Техника изготовления зеркал, их художественная ценность постоянно повышались. Некоторые зеркала, найденные при раскопках, представляют собой образцы высокохудожественных отливок. Рабочую поверхность отливали особенно тщательно и затем полировали. Малейшие литейные дефекты снижали ценность изделия. Зеркала отливали из специальной бронзы, дающей возможность получить полированную поверхность с наибольшей способностью отражения. Такая бронза содержала от 25 до 50% олова (правда, в это количество входил свинец и другие примеси). Иногда лицевую сторону зеркал покрывали ртутью, например в зеркалах древней Кореи. Зеркала народов Древнего Востока, греков и римлян отличались замечательными литыми рельефами художественных изображений на оборотной стороне. Темой таких изображений служили растения, животные, птицы, мифические существа, разнообразные орнаменты. На рис. 7, а, б представлены восточные зеркала середины I тысячелетия до и. э., а на рис. 7, в — тагарское (сибирское) зеркало с литой ручкой IV—III вв. до и. э.