Во имя личных прихотей Карл II легко жертвовал национальными интересами: в последние четыре года его правления религиозная роль в стране обострилась до крайности. В парламенте разгорелась борьба между вигами и тори.
Королевская власть была еще далека от того, чтобы играть роль «надпартийной силы». Карл II протежировал тори, видя в вигах противников его брата - католика Якова - наследника престола. После смерти Карла II 6 февраля 1685 года престол перешел к его брату - Якову (Яков II 1633-1701).
Отрекшись от протестантства, Яков II еще яростнее, чем его отец, стремился «окатоличить» Англию, что вызвало в стране недовольство. В этих условиях влиятельные деятели Англии предложили занять престол Вильгельму Оранскому - мужу дочери Якова II, которая была протестанткой и к отцу особой привязанности не питала. К нему были отправлены эмиссары от имени крупнейших земельных собственников, купцов и банкиров, высшего духовенства с просьбой о вмешательстве с целью избавления Англии от ненавистного монарха. В 1688 году Вильгельм Оранский во главе 13-тысячной армии высадился в Англии. На штандарте своих войск Вильгельм начертал девиз: «Я буду поддерживать протестантскую религию и свободы Англии». Свергнутый Яков II бежал во Францию. Его попытка с помощью французских войск дать Вильгельму бой в Ирландии кончилась крахом.
Парламент проголосовал за Вильгельма как нового монарха, а его супругу провозгласил королевой. Однако, для Англии Вильгельм III навсегда остался королем-чужеземцем.
К концу 1689 года оставшиеся спорные проблемы взаимоотношений между королевской властью и парламентом были решены в пользу последнего. В «Билле о правах» 1689 года, ставшем основой складывающихся норм законности в государстве, монарх лишался прерогатив приостанавливать действие законов, взимать налоги без разрешения парламента, держать в мирное время постоянную армию. Монарху предписывалось регулярно созывать парламент, в котором должна была царить свобода слова.
Направленный в Англию государем Всея Руси, царем Московским Алексеем Михайловичем в середине 70-х годов XVII века переводчик посольского приказа Андрей Виниус так описывал правление на Британских островах: оно «отчасти монархиально (единовластно), отчасти аристократно (правление первых людей), отчасти демократно (народоправительно)... Парламент делится на два дома... А без поведения тех двух домов король не может в великих делах никакого совершенства учинить». Принцип, определяющей взаимоотношения правительства, парламента и монарха: «Английский монарх царствует, но не управляет».
В Билле о правах 1689 года в законодательном порядке была установлена верховная законодательная власть парламента, получила законодательное закрепление привилегия свободы слова в парламенте.
«Билль о правах» 1689 года, возник в результате борьбы между вигами и тори. По содержанию этот документ был актом, который закреплял лидирующее политическое положение буржуазии, был формой гарантированности прав английского парламента, гарантией прав политических партий. При вступлении на престол, король теперь обязан был выражать интересы буржуазии. Этим актом, между вигами и тори было заключено конституционное соглашение, которое выражалось в следующем: тори остаются у власти, но будут проводить политику в интересах вигов. Этот компромисс стал основой дальнейшего политического развития Англии.
В соответствии с «Актом о веротерпимости» была разрешена свобода публичного богослужения. Судебная власть добилась независимости от монарха с подчинением ее парламенту. Упорядочению государственных финансов способствовало учреждение Английского банка.
Согласно принятому в 1701 году парламентом «Акту об устроении» (закон о престолонаследии) трон переходил только к приверженцам Англиканской церкви, что исключало возврат на престол Стюартов-католиков. Акт четко разграничил полномочия монарха и правительства. Короли лишились практически всех полномочий, в том числе, права издавать нормативные акты - теперь это делали специальные министры. Принцип непосещения королём заседаний правительства сложился просто в результате многократного непосещения им заседаний.
Английские монархи могли издавать законодательные акты, но не пользовались этим правом и оно постепенно отошло к парламенту.
Была провозглашена свобода и самостоятельность судебной власти: монарх лишался права назначать и смещать с должности всех судей без каких-либо очевидных причин и согласия парламента; также монарх лишился права изменять решения судов.
К началу XVIII века период конституционной монархии в Англии завершается– начинается утверждение парламентской монархии.
Последняя из Стюартов на троне - королева Анна (1702-1714).
Спустя две недели после вступления Анны на престол, Англия объявила войну Франции в связи с начавшейся на континенте войной за испанское наследство. Полководец Анны герцог Мальборо прославил свою королеву победами на полях битв. Однако, Анна не встала на его защиту, когда тори на волне недовольства в стране затянувшимся военным конфликтом добились смещения Мальборо с поста командующего армией, начав переговоры о мире Утрехтский мир, принес Англии владение Гибралтаром, Ньюфаундлендом и некоторыми другими территориями.
Анна всегда стремилась стоять над партиями, но в проведении этого курса королева была непоследовательна. Ее симпатии были все же на стороне торийских деятелей, но предопределять исход парламентских выборов королева не могла: в 1705 году большинство мест в парламенте завоевали виги.
К концу правления Анны обострилась борьба вокруг кандидатуры ее преемника. Тори были склонны поддерживать королеву в ее стремлении передать трон сыну Якова II - католику Якову Эдуарду Стюарту (не имея детей, Анна хотела видеть после себя на престоле своего племянника), но учитывая акт 1701 года о престолонаследии и господствовавшие в стране настроения, ей пришлось отказаться от этой мысли. В результате трон занял монарх-иностранец.
Значительную часть XVIII века и более трети XIX века престол в Англии занимали монархи Ганноверской династии (1714-1837).
Началась она с Георга-Людвига (1660-1727) - сына Софии, мать которой, Елизавета, была дочерью Якова I. Согласно акту о престолонаследии 1701 года протестантке Софии (внучке Якова I) предстояло вступить на трон после кончины Анны, но она не дожила двух месяцев до смерти королевы (супруг Софии, Эрнст-Август, умер в 1698 году). Таким образом, 54-летний немец Георг-Людвиг очутился на английском троне, став в 1714 году королем Георгом I.
При Ганноверах Англия принимала участие в шести крупных войнах, главным образом против Франции. Потеря ею 13 колоний (а также Флориды) в Северной Америке, добившихся независимости к 1783 году, была компенсирована расширением английских владений в Индии, захватом голландских колоний в Южной Африке и признанием Францией английского суверенитета над Канадой по Парижскому миру 1763 года. Промышленный переворот набирал силу - его питали доходы от заморской торговли. На авансцену выходили предприниматели-заводчики.
Отличительной чертой этой династии была их готовность предоставитьведение государственных дел министрам, а самим прожигать жизнь на отпускавшиеся парламентом субсидии. Теккерей в очерке о Георгах считал безразличие ганноверцев, особенно первых двух, к политике положительным явлением для Англии, поскольку правящие деятели располагали свободой рук в проведении желанного курса.
Георг I не знал английского языка и не старался им овладеть. Вообще Англия ему была не по душе. Правительственные бумаги он часто подписывал, не знакомясь с их содержанием, что вполне устраивало его министров-вигов.
Характерное для первой половины XVII века засилье в парламенте, в министерских кабинетах вигов подходило к концу. Из-за своей неоднородности эта партия распадалась на враждующие фракции. Тори с их базой в сельском обществе и духовенстве тоже менялись в результате притока в их ряды новых капиталистических собственников. Верх брали тори.
На протяжении XVIII-XIX веков идёт бурное развитие промышленности, появляется рабочий класс. Появляется новая рабочая партия (лейбористская), которая существенно изменила состав парламента. Старого английского крестьянства уже не существовало. Сельская община исчезла. Нужда гнала безземельных крестьян в города.
Вступивший на престол 44-летний Георг II не уступал отцу по части прожигания жизни. Нация не очень скорбела, когда в 1760 году Георг II умер.
Георг III, потеряв 13-летним подростком отца - старшего сына Георга II, Фредерика, погибшего из-за нелепой травмы на теннисном корте, с ранних лет находился под жесткой опекой деда (Георга II), осуществляемой воспитателями-вигами. Юный Георг помнил, что его отец (Фридерик) симпатизировал тори. Вступивший на трон в возрасте 22 лет, Георг III пошел против вигов.
Георг III был очень властолюбив. Чтобы обеспечить себе поддержку в парламенте, он подкупал «нужных людей», из коих возникла так называемая «партия друзей короля».
Самым серьезным испытанием для Георга III стали не увенчавшиеся успехом попытки подавления мятежей в заокеанских колониях.
Георг IV и наследовавший за ним престол третий сын Георга III, Вильгельм IV, не оставили ощутимого следа в истории страны.
Георги-ганноверы, поглощенные своими личными делами, не могли, да и не пытались играть какую-либо роль в истории страны.
В эпоху королевы Виктории (1819-1901) британская корона засияла во всей своей красе, очистившись от накопившейся за предыдущие полтора столетия грязи.
Виктория - единственная наследница Георга IV - дочь его сына, герцога Кента.
Год 1837, когда Виктория стала королевой, был началом развертывания в стране массового рабочего движения - чартизма. 20-30-е годы XIX века были временем невиданных страданий и бедствий трудящихся масс.