Смекни!
smekni.com

Поэма в камне (творчество архитектора Малахова) (стр. 2 из 4)

27 лет работы в Екатеринбурге, где он жил до конца своих дней, стали годами наиболее плодотворной деятельности М.П. Малахова. Он проектировал и строил не только в Екатеринбурге. Больше ста построек, созданных по его проектам, украшают многие города и заводы Урала. Выпускник Академии художеств, прошедший столичную школу, стал истинно уральским зодчим. Он работал в тесном содружестве с главным архитектором Пермского горного правления академиком И.И. Свиязевым, позднее с А.З. Комаровым, К.Г. Турским и другими известными мастерами Урала. М.П. Малахов не только строил производственные, административные, гидротехнические сооружения, но и занимался планировкой промышленных комплексов. Выезжал в качестве эксперта на Златоустовский, Каменский, Березовский, Воткинский и другие заводы Урала.

С 1832 года, после отъезда в Петербург И.И. Свиязева, М.П. Малахов сменил его на должности главного архитектора Уральского горного правления. В сотрудничестве с другими архитекторами он проектировал и строил многочисленные цехи и заводы, монументальные здания центров уральских городов. Екатеринбург не обманул надежд зодчего – работы действительно было много, работы разнообразной, истинно творческой. Заказы следовали один за другим – только в Екатеринбурге необходимо было вести огромную работу по осуществлению «высочайше опробованного» в 1804 году генерального плана города, а также строить самые разнообразные здания – административные, производственные, культовые, жилые…

Огромен вклад М.П. Малахова в осуществление генерального плана Екатеринбурга, многие здания и сооружения города отмечены особым, «малаховским» почерком. Это лучшие постройки классицизма в Екатеринбурге: Контора Верх-Исетского завода (1820) на территории завода, ансамбль госпиталя Верх-Исетского завода (1824 – 1826), горная аптека (1820 – 1821), реконструированное здание главного горного правления (1833 – 1835), собор Александра Невского (1838 – 1852) и другие. М.П. Малахов в 1834 году создал проект реконструкции городской плотины, по которому была сооружена новая ограда над плотиной, а также вокруг территории монетного двора, последняя – с нарядными воротами. На приплотинном участке по проекту М.П. Малахова был построен корпус гранильной фабрики (1833 – 1839) и другие производственные здания.

Немало сделал М.П. Малахов для благоустройства городской территории, для придания «европейского» облика Екатеринбурга. По его замыслу была создана целая система земляных бульваров: Главный проспект в 1835 году разделили на три части – две пешеходные и одна для проезда, и устроили бульвар для «публичных прогулок»; еще раньше, в 1819году, был разбит бульвар соединивший город с поселком Верх-Исетского завода.

М.П. Малахов много работал и по заказам екатеринбургских богачей – горных чиновников и купцов-золотопромышленников. При этом он руководствовался передовыми идеями русского классицизма, поэтому построенные им в Екатеринбурге жилые усадьбы и особняки стали подлинными произведениями архитектуры. М.П. Малахов плодотворно работал и как архитектор-педагог, создав в Екатеринбурге своеобразную архитектурную школу. Работы его учеников и помощников З. Гуляева, И. Галкина, Ф. Голубникова и других отличались высоким профессиональным мастерством.

Архитектурные творения М.П. Малахова.

Административные здания.

Наиболее распространенными типами административных зданий в уральских городах-заводах были учреждения, так или иначе связанные с горнозаводским делом, - конторы, заводоуправления, горные школы, училища. Строились также и учреждения здравоохранения, горные аптеки. Значительные конторские здания первой половины XIX века в Екатеринбурге – здание Главного горного правления и госпиталь Верх-Исетского завода.

Здание Главного горного управления.

Горное правление уже к началу XIX века было могучим учреждением, которое контролировало работу свыше 150 заводов Урала.

Здание Главного горного правления, построенное в 1736 году, было реконструировано архитектором М.П. Малаховым.

Он составил проект, который был осуществлен в 1833 – 1835 годах. Внутренняя планировочная архитектура изменилась незначительно, однако был существенно увеличен объем за счет надстройки третьего этажа, а также полностью модифицирован внешний вид здания в соответствии с принципами русского классицизма.

Композиция главного фасада с двумя симметричными относительно центральной оси входами была дополнена двумя также симметрично поставленными портиками, как бы закрепившими углы здания. Четыре колонны коринфского ордера увенчаны гладким фронтоном на высоком арочном постаменте. Постаменты вынесены вперед за плоскость фасада, что позволило придать портикам черты пространственности и воздушность, а также организовать на уровне второго и третьего этажей широкие балконы. Удлиненные пропорции портиков, крупный масштаб колонн, увенчанных коринфскими капителями красивого рисунка, - все это придавало фасаду черты могущественности, отвечающей назначению здания. Гладкая оштукатуренная стена, расчлененная ритмом оконных проемов, лишенных декорировки, служит фоном, на котором особенно выигрышно выделяются портики. Дополнительный декоративный эффект зданию придают нарядные решетки каслинского литья.

Здание Главного горного правления – один из самых значительных архитектурных и исторических памятников Екатеринбурга.

Госпиталь Верх-Исетского завода.

Это одна из первых построек М.П. Малахова в Екатеринбурге. Почти одновременно с разбивкой бульвара, соединившего город с поселком Верх-Исетского завода, в том месте, откуда он начинался, среди густого соснового леса был построен в 1824 – 1826 годах заводской госпиталь.

Следуя принципам классицизма, М.П. Малахов запроектировал госпиталь в виде ансамбля зданий с четко выраженной осью симметрии. Эта ось акцентирована центральным корпусом госпиталя – компактной двухэтажной постройкой с двумя боковыми крыльями, увенчанной плоским куполом. Симметрично по обеим сторонам от центрального объема расположены два корпуса, а со стороны двора по центральной оси еще один небольшой, хозяйственный. Значительность главного корпуса подчеркнута не только его масштабом, но и постановкой в плане – он вынесен вперед, на красную линию бульвара, в то время как боковые корпуса отнесены в глубину двора и соединены с главной оградой изогнутой в виде плавной дуги. Подобная трехчастная симметричная композиция характерна для ансамблей русского классицизма для общественных сооружений, так и для жилых усадебных комплексов.

Симметрия, четко выраженная в плане, подхвачена и в фасадном построении ансамбля. Главный корпус выделен по высоте – он двухэтажный, тогда как боковые флигели – одноэтажные; при этом они также как и главный, имеют завершение в виде куполов одинаковых пропорций. В настоящее время утрачена большая часть декоративного убранства фасадов, что исказило их облик. Прежде фасад центрального здания был украшен крупномасштабным восьмигранным коринфским портиком со спаренными боковыми колоннами, а массив стен на боковых крыльях членился оригинальными тройными арочными окнами. Более простое декоративное убранство боковых корпусов в виде четырехколонных дорических портиков с гладкими фронтонами служило фоном для главного корпуса, подчеркивая мажорное звучание центральной ордерной композиции.

Компактность и гармоничное построение основных зданий, ступенчатое нарастание объемов по направлению к центру, подчеркнутое ритмом скатных кровель и куполов, строгий рисунок литой чугунной ограды, как бы увязывающей все постройки в единое целое, - все это создавало впечатляющий художественный образ ансамбля. Выразительный силуэт госпиталя прекрасно вписывался ландшафт, выделяясь на фоне естественного лесного массива.

Городские усадьбы.

Усадьба М.П. Малахова.

Усадьба архитектора М.П. Малахова (ул. Луначарского, 173-а) – это не только одно из его творений, но и оставшейся потомкам своеобразный мемориал – память о выдающемся уральском зодчем.

М.П. Малахов, приехав в Екатеринбург в феврале 1815 года, решил поселиться на живописной окраине города, на возвышенном месте вблизи соснового бора. Здесь, на улице Валенцовской (ул. Луначарского), он и прожил до конца своих дней.

3августа 1815 года в объявлении своем в городскую думу Малахов просил решить вопрос об освобождении места для постройки нового деревянного дома. Место было отведено 5 мая 1816 года. В том же году и началось строительство. В описи от 12 ноября 1824 года усадьба обозначена как одна из крупнейших в городе. После смерти М.П. Малахова в 1842 году его наследники стали сдавать дом под квартиры внаем. Усадьба постепенно теряла свой первоначальный вид, а столетие спустя от нее остался только главный двухэтажный дом из дерева, оштукатуренный под камень, который в 20-х годах нашего столетия еще находился в хорошем состоянии. Тем не менее и суровый климат нанесли непоправимый ущерб деревянным конструкциям дома, и в конце 60-годов он стал непригодным для дальнейшей эксплуатации. Кроме того, портик, выступающий за красную линию застройки новой улицы Луначарского, был разобран, постепенно разрушались декоративные детали и конструктивные элементы.

Поскольку невозможно было сохранить дом в первоначальном виде и на прежнем месте, в 70-х годах была построена точная его копия (в каменном исполнении) в глубине квартала.

Территория усадьбы в первой половине XIX века была достаточно обширной. На участке размещался главный дом, огород, цветники. Расположение дома на красной линии улицы, в северо-западном углу участка повлекло за собой асимметрию всей территории. Пруд, образованный на речке, по диагонали пересекавший усадьбу, явился естественной границей двух ее частей – двора с хозяйственными постройками и парка, раскинувшегося к юго-востоку от дома. Для восточной части парка, которая примыкала ко двору и окружала пруд, архитектор использовал естественный лесной массив, создающий живописный фон для изящного объема дома.