Смекни!
smekni.com

Ранний Донателло (стр. 3 из 3)

Далее Донателло выполнил бронзовую фигуру Иоанна XXIII для надгробия. Примерно в это же время Донателло создал ряд произведений для ансамбля купели баптистерия в Сиене. Композиция Донателло “Пир Ирода” так же, как и творения его конкурентов, отлита в бронзе и показывает дальнейшее развитие принципов, которые были намечены им в “Битве св. Георгия”. На рельефе изображена сцена, завершающая историю Иоанна Крестителя. Царю Ироду подносят на блюде голову Иоанна. Он в ужасе отшатывается. Все присутствующие по-своему выражают свои чувства – одни негодуют, другие грустят, третьи выглядят удовлетворенными. Материал – бронза, следовательно, фигуры выглядят более выпуклыми, исчезают мягкость и нежность, свойственные мрамору. Линии становятся более четкими, в них появляется упругость и чеканность. Здесь Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции. Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине. Архитектурная декорация развивается в глубину почти до бесконечности, и это демонстрирует замечательные возможности в передаче пространства с помощью перспективы. Еще одна характерная особенность рельефа – его углубленный психологизм. Скульптор стремится разработать психологический подтекст происходящего и показать реакцию каждого из присутствующих. Около 1427-1429 гг. для той же купели Донателло создал бронзовые фигуры добродетелей – “Веры” и “Надежды”, а так же трех танцующих и музицирующих ангелов. С этих произведений начинается история мелкой бронзовой пластике в Италии. Во второй половине 1420-х гг. Донателло создал также замечательный мраморный рельеф “Передача ключей апостолу Петру”. Сюжет диктовал как бы удлиненную форму рельефа и фризообразное расположение всех апостолов в ряд. Но мастер нашел возможность сделать композицию более разнообразной. Он объединил два сюжета – передачу ключей и вознесение Христа – в одном рельефе. Парящий Христос в воздухе разделяет апостолов на две группы, в каждой из которых Донателло добивается предельного богатства движений. Легкие трепетные линии пронизывают всю композицию, обволакивают фигуры и детали пейзажа.

К числу наиболее ярких произведений Донателло относится “Мадонна Пацци”. Высочайшее качество исполнения снимает всякие сомнения в том, что именно Донателло был автором. Мадонна представлена как бы в раме окна. Благодаря умелому использованию перспективы линии увлекают взгляд зрителя в глубину и обращают его к главному – образу матери и ребенка. Если раньше рельефы Донателло содержали массу деталей и подробностей, то теперь наблюдение мастерски обобщено и преобразовано в образ высокой нравственной силы. Мадонна и младенец образуют слитный единый силуэт.

Многогранное и целеустремленное искусство Донателло знаменует одну из вершин реализма Раннего Возрождения. Проникнутые передовыми гуманистическими идеями образы Донателло выделяются, вместе с тем, своим демократизмом. Страстно преданный искусству, художник был тесно связан с ремесленными кругами Флоренции. Во многих его произведениях отразились народные чаяния и надежды. Этими чертами творчества Донателло определяется то большое и своеобразное место, которое оно занимает в искусстве Возрождения. Последние годы своейжизни Д. провел во Флоренции, работая до глубокой старости; умер в 1466г. и погребен с большими почестями в црк. св. Лаврентия, украшенной егоработами.

Библиография.

1. М. Либман “Донателло” М. 1960 г.

2. “Donatello” Hannelore Sachs, Berlin 1984.

3. Ср. Semper, "D., seine Zeit und Schulе" (Вена, 1875).

4. С.О. Андросов “Донателло”, М. 1986 г.