Смекни!
smekni.com

Сальвадор Дали в театре ДИКЛОН (стр. 2 из 4)

Возвратились и уселись невдалеке две женщины, - неинтересные, безликие, лишь на мгновение отмеченные отрешенным взглядом, брошенным и опять устремившимся в сумеречную пустоту, к мелькающим воспоминаниям.

…Ночь перед отъездом и чистый женский голос, явственно прозвучавший в безлюдной темноте и отдавший кому-то адресованный, беспрекословный, жесткий приказ «Пусть едет!», - в ответ на твою невысказанную, но непреклонную решимость…

Странное, нервное, уже слышанное ранее, недовольно – возмущенное покашливание выводит из оцепенения. Кто это? Одна из этих двух женщин? Да. Это она - та, что в чёрном, что сейчас сидит и спокойно разговаривает со своей соседкой: светлые волосы, незнакомое лицо с правильными чертами, черный, простой и недорогой костюм без украшений и множество колец, похожих на обручальные, на маленьких руках. Напряженно, внимательно всматриваешься в эти маленькие, кажущиеся знакомыми, руки. - Когда она выходила, набор колец был другим. Почему она его поменяла? Зачем она так странно - знакомо кашляла, а теперь делает вид, будто не знает, не замечает тебя?

…Медленное, неохотное пробуждение после абсолютного счастья.

Наконец - то тебя оценили, оценили, как ты того заслуживаешь. Тебя выслушали, тебя признали. Все увидели твою нежную, ранимую и такую прекрасную душу. Тебя изощренно испытывали, и ты всё выдержал, остался самим собой, показал всю невиданную силу своей воли, свое благородство и великодушие. Твои ответы были изобретательны, полны и находчивы, реакция - быстра и точна. Ты блистал, и все это видели. И вот ты достойно вознагражден. Это все для тебя. И этот летящий поезд, и этот специально для тебя прицепленный вагон с таким мягким освещением и необычными креслами, и эти для тебя подобранные милые попутчики, и эти, никогда ранее не слышанные тобой, льющиеся звуки прекрасных, спокойных мелодий. В конце уже недолгого пути тебя нетерпеливо, с интересом ожидают выдающиеся, известные люди. Тебя хотят услышать, хотят знать твое мнение и тебе есть что сказать. Да, ты оценен!

Счастье переполняет тебя, светится в глазах, ласковым теплом заполняя все уголки твоего тела, выплескивается наружу и безмятежной улыбкой дауна искажает, обезображивает лицо…

Грань фантастического, гипнотического сна пройдена, и открывшаяся реальность животным страхом сумасшествия хватает тебя, подкатывается к горлу тошнотворной волной запредельности, непреодолимости происходящего. - Душно! - Бессилие перед неодолимостью парализует, лишает воли, наливает тело тяжестью и почти обездвиживает. - Надо встать и выйти! Сначала встать, встать! Теперь иди, иди же! – непослушные ноги судорожно ловят раскачивающийся вагонный пол, беспощадно бросающий тебя на жесткие кресла, на недовольно – равнодушные взгляды. Вот он, тамбур. Наконец ты один. - Что с тобой? Какой поезд? Какой специальный вагон? Какие люди? Ты сошел с ума! – мысль, оформившись, раскалывает твой мир, холодной испариной проступает на лице, стекает по спине противными струйками. – Что делать? Надо что-то делать!…Всё? Выхода нет?…Дверь! Вот дверь! Открой! И в темноту, в грохот, чтобы больше не мучиться! … Тянет к двери! шаг! еще шаг!…Серый, обжигающе - холодный металл! Щелчок замка! - Вырвавшееся из самых глубин бессознательного, страшного и яростного, нечеловеческое, бесформенное и протестующее, гортанно – звериное: Не-ет! - пугающее тебя, тонет в яркой вспышке и грохоте встречного поезда.

За это отрезвляющее, дикое «нет» становится перед кем-то очень стыдно и неудобно, и вернувшаяся, спасительная ирония - Ты сошел с ума? Ка-ка-я жалость! – проливается успокоительным дождем и, смиряя с отступившей неизбежностью, потихоньку разъедает, размывает страх, дарит обострившемуся восприятию свежесть - эту предвестницу приближающегося выздоровления, откликается в сознании пока еще слабой радостью, даже гордостью за себя, за то, что ты справился сам, сам вылечился, что всё-таки овладел собой…»

Отражения «синих снов»

«…Фрейд показал, что разум - ценнейшее и человечнейшее из качеств человека - сам подвержен искажающему воздействию страстей…»

Э. Фромм. "Психоанализ и религия"

«А.И. Вы ищете некую технику, рисунок движений, позволяющих создать и использовать оживляемые Вами, подобные сновидениям картины для расширения изобразительных возможностей театра?

Ю.К. Ни в коем случае, не ищу. Хочу увидеть природу нашего внутреннего пространства, природу присущего каждому бессознательного внутреннего жеста и раскрыть ее. Мне кажется, на этом пути нам удалось найти некую технологию создания образов, которая, и мы этом видим, оказывает на зрителя заметное влияние.

А.И. Хорошо. Вы увидели этот бессознательный внутренний жест, научились его использовать. Чего с его помощью Вы хотите от зрителя?

Ю.К. Один мой знакомый как-то сказал о людях: «Как вы прекрасны, но на какие мерзкие поступки способны!». Я хочу, чтобы нашими спектаклями была особо выделена первая часть этой фразы, чтобы все очаровались сутью человека, но не сутью того, что мы породили, не сутью нашего социума.

Ю.К. Меня часто спрашивают: - Кто автор Ваших спектаклей? – Я говорю: - Тот же, кто и автор Ваших снов».

Из интервью с Ю. Кретовым

«…оставшееся (психологическое) напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок».

Из теории психоанализа З.Фрейда

В беседах со зрителями и автором этих строк о театре «ДИКЛОН» Ю. Кретов не раз высказывал мысли, совпадение которых с положениями психоанализа обращает на себя внимание. Так, в своих интервью Ю.Кретов говорит о внутреннем подсознательном жесте, о едином авторстве у спектаклей и снов, существующих вне нашего волеизъявления, о необходимости опираться при постановке спектаклей на особенности внутренней сути актера, а не на его личность – результат мыслительных процессов и приспособления к социальной среде. А доктор З.Фрейд утверждал, что в основе человеческой психики лежит бессознательное «ОНО», наполненное глубинными инстинктами, не подвластное сознанию и пробивающееся наружу в виде снов, оговорок, ошибок. Кроме «ОНО» в психике человека также присутствует «Супер-эго» - продукт влияния социальной среды. Стройная теория психоанализа З.Фрейда, сыгравшая огромную роль в развитии искусства ХХ века, слишком обширная тема, чтобы останавливаться на ней в данной статье. В примечаниях приведен небольшой комментарий, раскрывающий смысл некоторых основных понятий психоанализа. Я же здесь лишь отмечу очевидность многих совпадений и скажу, что после просмотра спектаклей ДИКЛОНа эти совпадения не кажутся случайными. Особенно если вспомнить, что согласно теории психоанализа символика сновидений универсальна, что сновидения являются носителями скрытого смысла и существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания. Может быть, о попытке разглядеть именно этот тайный язык идет речь в высказываниях Ю.Кретова? Может быть, на этом языке ведет свое повествование театр ДИКЛОН?

Я не случайно оборвал определение бессознательного «ОНО» на полуслове. Продуманные в мелочах спектакли с открытыми, незащищенными главными героями, не прячущими свою мягкую и питательную сущность в наружный костяк ДЕРМА-СКЕЛЕТА, наполнены здоровым, жизнеутверждающим духом, что уж очень не соответствует агрессивности, иррациональности, аморальности «ОНО» в определении, приведенном в примечании и, значит, кроме совпадений с Фрейдом имеются и отличия. То, что я увидел в спектаклях, имеет очевидную тягу к созиданию и к моральному здоровью и, по-моему, плохо согласуется с фрейдизмом, истинные почитатели которого уверены: все запреты и сдерживающие нормы поведения опасны для психики человека, а потому должны быть отвергнуты.

Сальвадор Дали в исполнении В. Казимирчика предстает немного романтичным и открытым всем влияниям. Он очень живуч, жизнеустойчив, жизнелюбив, и тонок, способен наслаждаться утонченными роскошествами любви, позволяя себе быть невнимательным в присутствии обожаемого существа… Думаю, нет необходимости пересказывать здесь спектакль, тем более что каждый волен многое в нем трактовать по-своему. Скажу только, что динамичное и не отпускающее зрителя повествование, звуковое сопровождение и игра актеров рисуют нам именно того, кто написал «Тайную жизнь Сальвадора Дали, рассказанную им сами». Даже имеющиеся в спектакле отдельные, по-моему, слегка затянутые сцены удивительным образом напоминают встречающиеся невнятности интересной книги, многие места которой хочется цитировать (что я и сделал чуть выше, см. выделенное жирным шрифтом).

Театр и мы вслед за ним вспомнили и заговорили о Дали. Ну что ж! Наступили, уже буйно расцвели времена перемен, и когда теряешь опору, когда лишний раз напоминают, что ты лишь щепка в водовороте событий, то нет ничего удивительного, что тянет к неосознаваемому, за которым просматривается фатализм судьбы. Написал это и понял, что не прав. Справедливая, уже примелькавшаяся мысль о тяге человека к мистике, особенно во времена перемен, не имеет отношения к постановкам театра ДИКЛОН. Не от бессилия перед масштабными социальными потрясениями ищет театр новые изобразительные средства. Театр существует уже более полутора десятка лет, и его непрерывная творческая работа именно сейчас дала новое качество, наполнившее его постановки новой, необычной эстетикой. А найдя это новое качество, театр не мог не вспомнить, не заговорить о Дали.

В названии спектакля «В этом сезоне носят» нет упоминания о Дали. Это история о любящей и глубоко чувствующей женщине (Хелена Горбунова). Сильное, достойное восхищения и уважения чувство не находит такого же отклика у её избранника (Виталий Казимирчик). Поиск ответа на вопрос «почему так происходит?» театр оставляет зрителю. Возможно, это неглубокий, поверхностный человек, не способный на сильное чувство, сумевший скрыть свою пустоту за внешней привлекательностью, возможно, он слаб и потерял эту способность среди неласковых волн судьбы, или, может быть, он просто человек не любящий - глубокий и чувствующий, но не нашедший пока любовь и не желающий предавать своё будущее чувство. То, что вопрос поставлен, зритель понимает, как понимает и то, что любящая женщина, видя внутреннюю красоту своего избранника или обманываясь ее видимостью, не может найти ответ на этот вопрос. Страдает, мучается, борется, но ответа не находит. Поэт когда-то спросил, «а …что есть красота?/ за что её обожествляют люди?/ сосуд она, в котором пустота,/ или огонь, мерцающий в сосуде»? Наблюдая за разворачивающейся на сцене, разнообразной, полной противоречий жизнью, за постоянно меняющимися взаимоотношениями главных героев, зритель размышляет об этом и сопереживает вместе с человеком, полным любви, прекрасным своими открытыми чувствами.