Смекни!
smekni.com

Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге (стр. 2 из 3)

Последний раз на неделе невеста ходит на угор прощаться с деревней. Тут она подходит к каждому дому, к крыльцу или только к проулку, ведущему к дому, и хлещется, прощаясь с близкими и родней, каждый раз при этом причитая.

Наконец, где то ближе к концу недели приезжал жених с пряниками, и его тоже встречали причетом.

6.Приезд жениха на неделе.

Жениху на неделе полагалось являться с подарками. Называлось это "приехать с прениками". Кроме пряников привозили отрез на сарафан, платок, шаль, полушалок и т.п. "подарки невеста берет не сразу, "потомит" жениха, спрашивает у всех домашних: "прикажете ли принимать подарки от чужово чуженина?" Когда подарки возьмет, заприцитает. Ну, тут и все. Подарки отдал. Самовар согреют, цяем напоят, вином попоят, да посидит с девками и уежжает. И вино пьют в другой избе, не в той, где девки шьют". (Верх - Когшеньга, д. Захаровская).

7.Утро свадебного дня.

Свадебное торжество: приезд за невестой, венчание и пир в доме молодого занимало в полном ритуале два дня. На второй день происходило венчание и пир у молодого. В эти же дни, вернее, в ночь между ними, устраивался девичник.

С утра свадебного дня обычно никаких обрядовых действ не происходит, много работы. Надо готовить стол, прибирать, чистить. С утра этого дня уже не шьют, но еще катают и укладывают дары, приготовленные невестой с подругами на неделе. Кроме того, при свадьбе на два стола, утром этого дня, ближе к полудню, невесту водили в баню.

8.Баня.

"Бань" было две. Была реальная, настоящая баня, в которой девушка порядком нахлеставшаяся за неделю, смывала пот и грязь. Мытье в этой бане также сопровождалось причетами. Но была еще и другая, символическая, собственно не баня, а банный причет, с которым девушки попросту выходили из избы. Эта баня могла перемещаться по обряду, что нередко и происходило.

В бане, после того как невеста вымоется, специальная знахарка собирает фаткой невестин пот, выжимая мокрый платок в стеклянный пузырек. Этот пот вольют в пиво жениху, чтобы связать таким образом молодых нерасторжимой связью. Еще невеста надевала в бане с той же целью на потное тело рубаху и штаны, приготовленные ею в подарок будущему мужу. Рубаху эту затем выкатывали и завязывали в дары, а жених надевал ее на следующий день после свадебной ночи, отправлялись в гости к теще.

9.Встреча подруг.

Рассаживание подруг возвратившейся из бани невестой было обрядовым действием, с которого начиналась важнейшая часть свадьбы. Тут уже и невеста и девки "переболокались" в праздничные наряды. В Нижнем Спасе рассаживание сопровождалось причетом, после чего приезжали женихи. Ночью водили городки.

10.Приезд женихов.

"Женихами" здесь называют весь женихов поезд (вернее, самих поезжан), а спутников жениха - "приборянами" или "прибором". В прибор входили кроме самого жениха тысяцкий, глава поезда; дружка - молодой парень; сватья (сватья избиралась специально, и это была не та, что сватала, а другая, сватьей обычно оправлялась божатка, крестная жениха. У сватьи много дел: она хранит жениха, отвечает за прибор в переговорах с родней невесты, следит за ритуалом); сват - тот, который сватал невесту; хряпчий - им был обычно тоже кто нибудь из родных жениха, обязательно мужчина. Хряпчий режет пироги. Прочие приборяна, ежели они есть, называются в причетах просто боярами. Одевался весь прибор в праздничное. Характерная деталь одежды - непременное наличие поясов. Вся свадьба была в узорных шелковых опоясках. С собой женихи везли лагун пива (чтоб угощать домашников невесты) и пироги (за первым столом женихи закусывали привезенным из дому). Сани были украшенные, лошади с бубенцами, с колокольцами под дугой. Из дали слышно, как едут женихи.

Женихи идут двором, оттуда подымаются по внешнему проходу на мост. Отец невесты встречает их и угощает пивом.

Женихам обычно разметают дорогу. Это оберег: не бросили бы чего на пути. Разметают всегда листвяным веником, а не голым. Для всех оберегающих магических действий даже приглашали колдуна - "сторожа", который и проделывал все необходимые действия.

Дружка, по обычаю, прежде чем принимать пиво, должен был попросить платок - утереться. В Илезе, дружка этот платок должен был найти и отобрать у невестина дружки, а тот платок прятал, но давал себя обыскивать: мол, найдешь - твой и будет. Дружка всегда и везде опоясывался полотенцем по поясу и никогда не опоясывался через плечо.

Меж тем девки с невестой заводят причеты. Когда женихи зашли в избу и собираются сесть за стол, а девки уходят, невеста плещет водой, стараясь облить жениха. Невеста одета как все. Невестина головного убора на ней нет, лицо открыто, и сарафан на ней обычный - шерстяной, коленкоровик или ситцевик. Иногда женихи выкупают стол у девок водкой, пивом или пряниками и суслом.

Стол накрыт. В центре его два каравая друг на друге: внизу ржаной, сверху пшеничный или чаще два ржаных, а сверху витушка. Кроме этого на стоол ставят закуску: пироги, студень, но не ставят горячего, так как за этим столом пока не едят. Полагается есть только когда посадят за стол невесту, а это произойдет лишь завтра.

11.Здравствование.

Как только приборяна сядут за стол, сватья с суслом и дружка с пивом спешат в куть - угощать девушек. Девок пивом поят из колокольца, все по очереди пьют. Девка, которая выпьет, еще и погремит колокольцем на счастье. После приходит сват с вином. Он тоже должен угостить девок, но главным образом невесту. После того, как невеста приняла угощение, ее зовут на вывод перед столы.

12.Вывод невесты перед столы.

Вывод невесты перед столы - самый торжественный момент свадебного дня, да и всей свадьбы. Невеста на выводе роскошнее всего одета. Она впервые всенародно показывается жениху.

Начиная сряжать, невесте прежде всего умывают лицо водою из братыни. Обязательно в воду кладут серебро. Вода эта после мытья невесты считается магической. Невеста должна ее разбрызгать по девкам, чтобы те быстрее вышли замуж.

Невеста тут уже не причитает, пока не покажется. Девки, что одевали невесту, пробираются вслед за ней в горницу. Мать разметает невесте дорогу. Обычно перед столы, невеста должна угостить свою родню и приборян. Однако невеста не ходит с подносом, его подают ей в руки, и наливает кто- нибудь со стороны. Она только подает, не сходя с места. Торжественная часть вывода перед столы кончается после заключительного тоста с женихом. Невесту закидывают фаткой, и она начинает причитать. Причитая, она роняет на пол носовой платок. Чаще невесте набрасывают сверху фатки ленту, и она роняет ленту при каждом очередном поклоне гостям, даже и до трех раз.

С вывода невеста уходит в куть, приборяна ужинают, а затем начинают дары, то есть по очереди ходят в куть с подносом, угощая невесту пивом, а невеста передает пиво девкам, а на поднос кладет полотенце, даровья для приборян. После этого начинается девичник.

13.Девичник.

Полный ритуал девичника включает приплакиванье к пиву и круги. Первое - угощение парней пивом, сопровождаемое обрядовыми причетами. Второе, хороводные игры.

Девичник проходит в кути за заборкой, или в соседней горнице, или в летней избе. Невеста просит у батюшки "бочки пива пьяного", после чего начинается приплакиванье к пиву. Тут уже начинают по очереди подходить парни. Перед невестой стаканы, которые тотчас наливаются, когда гости выпьют. Проходят к невесте только мужчины.

Когда приплакиванье к пиву кончается, парни отступают, а девушки заводят кружки. Причем заводят их опять же невеста причетом: "поиграйте, девки…", после чего она же и заплетает первый кружок - "плетень".

Невеста скоро кончает водить кружки, ставит вместо себя подругу, да и жених обыкновенно приходит за ней. Но девки и парни продолжают веселиться и водят круга всю ночь.

14.Утро венчального дня.

До того как невесту повести за стол к жениху, она дарит даровья, посылая их из кути. Кто-нибудь из родных по очереди разносит даровья на подносе всем приборянам. Приборяна кладут деньги на тот же поднос. Когда все даровья разнесут, невеста выходит из кути и с поклоном причитает. Отпричитав, она возвращается в куть. После этого ее уже начинают звать за стол. На все утренние причеты уходило много времени.

Обряд получения с отца денег за прожитое и проработанные годы заключался в том, что отец дает дочери горсть мелких денег, а та швыряет эти деньги подругам и в причете просит сосчитать. Этим заключительным расчетом кончается "дивья" жизнь. Затем невеста раздает ленты, дарит полотенца, то есть рассчитывается со всеми другими, перед тем как сесть к жениху.

15.Вывод за столы.

Вывод за стол - заключительный акт "дивьей жизни" невесты. Как правило, он объединяется с отдачею красоты, даже если красоту уже раздавали утром, до приборян. Так что получается, что красоту невеста сдает дважды.

Начинается вывод с того, что приборяна требуют вести невесту за стол, к жениху. Отец идет к невесте и говорит: "Сряжайся!". Как правило, невеста сразу не идет одеваться, а отвечает различными причетами. Одевается она уже без особых процедур, но опять в лучшее. Затем отец зовет ее за стол и берет за руку, чтобы отвести и передать жениху. Ведет он ее за платок, который у невесты в руках. Идет невеста медленно, с причетом: "Не сама я иду, ведет меня батюшко …". Путь перед ней разметают веником. И тут уж она обязательно трижды воротиться назад в куть "с местецьком проститисе".

Все девушки подпоясаны праздничными поясами, концы которых свисают почти до полу, за них невеста ведет - волочит за собою подруг до самого стола. Наконец отец подводит невесту к столу и отдает ее руку с платком жениху, приговаривая: "Вот я тебе отдал дочь. Пой - корми сытно, одевай честно, а с решетом по воду не посылай?" (то есть не куражься без дела над молодой женою). Невеста причитает, девки зачинают "стадоводницу". Невеста еще продолжает причет, а девки уже грянули "Виноградье" - торжественную славу молодым.