Запись о получении хатыбом прихода зарегистрирована в метрической книге 19 октября 1908 года. Свои владения по Бекетовской улице Хакимов подарил Оренбургскому магометанскому духовному собранию. За его заслуги и за то, что он близко к сердцу принимал нужды и насущные потребности мусульманского общества Уфы, попечители соборной мечети 22 октября 1913 года ходатайствовали о присвоении А. Хакимову звания потомственного почетного гражданина города.
9 февраля 1930 года БашЦИКом было принято постановление "О закрытии Хакимовской мечети в г. Уфе", в котором говорилось: "Ходатайство трудящихся г. Уфы о закрытии Хакимовской мечети удовлетворить и здание мечети передать Уфимскому горсовету для использования под школу". Однако школа в здании мечети так и не была размещена, и 9 сентября 1930 года было принято другое постановление, которым здание мечети передавалось Башнаркомату труда "под курсы тысячников". В 1934 году
здание мечети было передано фабрике им. 8 марта под клуб. В последние годы в здании размещалось диспетчерское управление "Башкирэнерго". В 1991 году здание мечети было передано общине верующих.
ПЯТАЯ СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ
Находилась по ул. Алтайской, 19 в г.Уфе.
31 марта 1905 года в губернское правление было подано прошение
от двухсот верующих мусульман с просьбой разрешить им
построить новую соборную мечеть на магометанском кладбище. К этому времени в Уфе действовало три соборных мечети, но они уже не могли вместить в себя всех желающих, особенно в дни торжественных праздников: город рос, мусульманское население увеличивалось, было много и приезжих. Верующие просили открыть мечеть именно на кладбище (месте вечности-"Микбари"), куда, по закону Шариата, оставшиеся в живых мусульмане обязаны.ходить молиться и читать "Алькоран". Чертеж на постройку деревянной мечети был утвержден 2 марта 1906 года. Строительство затянулось на несколько лет. За это время в Уфе была выстроена еще одна мечеть - четвертая, а кладбищенская полностью была закончена 21 мая 1909 года и стала 5-й соборной. Имамом мечети был утвержден Валеев Хазиахмед. В годы советской власти, когда одна за другой закрывались немногочисленные мечети, 5-я соборная оставалась действующей мечетью, где верующие мусульмане могли совершать религиозные обряды. К 1960 году из шести мечетей в Уфе действовало две, и 5-я соборная значилась в документах уже как 2-я соборная мечеть. 23 марта 1960 года в здании мечети возник пожар, уничтоживший верхний ее этаж. Фундамент, пол, стены нижнего этажа не пострадали. Тем не менее, несмотря на просьбы верующих разрешить им восстановить здание, горсовет отказал им в праве на восстановление мечети. К июлю 1960 года мечеть была полностью разрушена. Постановлением Совета Министров БАССР №321 от 7 мая 1962 г. религиозное общество мусульман 2-й соборной мечети было снято с регистрации. Сейчас на месте сгоревшей строится новая каменная мечеть.
ШЕСТАЯ СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ
Начала строиться в 1914 году на Лагерной горе (ныне ул. Проломная, 23/1). Постройка мечети была завершена в 1918 году. Здание было деревянное, двухэтажное, с красивой резьбой. Первым имам-хатыбом был назначен башкир Хабибулла Габдулхакович Ахтямов.
С началом арестов в 30-е годы Ахтямов был вынужден оставить место службы. Мечеть некоторое время бездействовала. Постановлением БашЦИК от 9 октября 1934 года 6-я соборная мечеть была закрыта. Позднее в здании мечети располагалось общежитие треста "Уфажилкоммунстрой". В шестидесятые годы здание перестроено под жилой дом.
МЕДРЕСЕ "ГУСМАНИЯ"
Начало обучения детей мусульманского населения в медресе в Уфе приходится на вторую половину XIX века. По слонам старожилов, в какой-то степени имеющих отношение к просвещению, первой школой для детей башкир и татар в Уфе была школа муллы Зарифа. Она находилась по ул. Магометанской, с левой стороны ущелья, к которой примыкает улица Красина. Это была первая начальная школа магометанского вероучения.
Второй школой для детей мусульман являлось медресе "Гусмания", основанное в г. Уфе в 1887 году. Школа была открыта прибывшим в г. Уфу для несения службы в должности ахуна 1-й Соборной мечети Хайруллой Гусмановым и впоследствии была названа в его честь. Первое здание медресе находилось на левом углу улиц Пушкина и Воровского (бывш. М. Ильинской).
Детей в медресе обучали, кроме ахуна Хайруллы Гусманова, его соратники, приехавшие в г. Уфу вместе с ним. В медресе учились дети мусульманского населения Уфы и Уфимского уезда. Дети, приехавшие из деревень, жили в общежитии за небольшую плату. Для них имелась столовая.
В 1891/92 учебном году медресе переехало в здание по ул. Тукаева (бывш. Фроловская). Оно находилось под постоянной опекой служителей 1-й Соборной мечети и в эти годы являлось чисто духовным учебным заведением. В стенах медресе готовили будущих мулл. Шакирдов обучали канонам исламской религии и языкам: арабскому и фарси. Так продолжалось до 1895 года.
В 1895 году в итоге проведенной реформы в медресе, наряду с подготовкой мулл, начинается также подготовка учителей. Вводится новый метод обучения "Ысуле жэдидэ". В подготовку и проведение реформы в медресе значительный вклад внесли миллионеры Хусаиновы из Оренбурга. С их благотворительной помощью в 1895 году в доме ахуна Хайруллы Гусманова была открыта школа для мусульманских девочек. В это время медресе имело 8 зданий, обучалось в нем 500 человек. Именно в эти годы популярность медресе "Гусмания" значительно возросла. В его стенах учили самую первую азбуку (Алифба), написанную для детей башкир и татар, живущих в России. Ее написал халфэ (учитель) этого медресе Кашшаф Жданов. В те же годы для шакирдов 5-7 классов ахуном X. Гусмановым был написан учебник "Сарфы лисани гараби" (Морфология и синтаксис арабского языка), 1 и II части. Симпатии башкир и татар к медресе "Гусмания" возрастают особенно после того, как в медресе был введен курс русского языка. Преподавателями русского языка были назначены Идиятулла Еникеев и Гумер Терегулов. В этот период медресе "Гусмания" окончило значительное количество будущих учителей, поэтов, писателей. Впоследствии многие из них стали известными людьми в деле просвещения и воспитания детей и молодежи. Среди них - учителя Загир Утяшев, Зия аль-Камали, врач Барий Гусманов (сын X. Гусманова), артист Габдуламин Зубаеров, бывш. директор Книжной палаты М. Амиров и др.
Основатель медресе Хайрулла Гусманов мечтал расширить медресе и превратить его в светское учебное заведение для массовой подготовки учителей. Старое помещение медресе было непригодно для этой цели. С прошением о выделении денежных средств
для строительства нового здания X. Гусманов обратился в Губернскую земскую управу, которая выделила 3 тыс. рублей. Одновременно шел сбор добровольных денежных средств с населения для этой цели. Строительство нового каменного трехэтажного здания медресе с двумя флигелями, начавшееся в 1904 году, завершилось к началу 1906/1907 учебного года.
Медресе "Гусмания", переехавшее в повое здание (ныне ул. Тукаева, 39), продолжает заниматься по старой программе подготовки учителей для начальных классов (мугаллимов) и для медресе (халифов). Так произошло потому, что против новых взглядов X. Гусманова активно выступили влиятельные круги татарской интеллигенции и духовенства во главе с Салимгареем Яйтуриным. Дух бурных революционных событий 1905 года проник и в спокойную атмосферу медресе "Гусмания". Часть шакирдов и халифов начинает общаться с местными революционерами. Хабибулла Ахтямов, Хатмулла Фазылов старались знакомить шакирдов с внешним миром, событиями, происходящими вне стен медресе.
Пишутся пьесы, организовываются постановки спектаклей. В стенах медресе начинают выпускаться журналы: литературно-политический "Иттифак" под редакцией Зия Уммати, сатирический "Чеметкеч" под редакцией М. Амирова и X. Каримова.
Группа интеллигенции (С. Янтурин, Б. Назиров, Зия-аль-Камали), мечтающая открыть высшее учебное заведение, покидает "Гусманию" и организовывает медресе "Галия". А другая группа (Л. Хакимов и его соратники), не соглашаясь с реформаторским духом, обитавшим в "Гусмании", оставляет ее стены и открывает медресе "Хакимия" с целью внедрения там методов обучения Бухарских медресе.
В 1907 году, после смерти оснопателя медресе Хайруллы Гусманова, во главе медресе становится имам-хатыб 1-й Соборной мечети Жигангир Абызгильдин. С этого времени медресе в какой-то степени теряет свое прежнее значение и снова превращается в обычное духовное учебное заведение. Число шакирдов постепенно уменьшается. В 1914 году в медресе обучалось 180 чел. Такое положение медресе устраивало не всех. Начинается новая волна за реформы. Поддерживаются ранее установившиеся новые методы обучения.
Медресе делится на 3 класса: приготовительный (ибтидан), l-й (рушди) и 2-й (игдадия). Приготовительный и второй классы имели 2-х годичные курсы, первый - З-х годичный.
Занятия велись в обычных классных комнатах, таких же, как н в русских учебных заведениях: имелись типовые парты, классные доски, географические карты. В программе по географии были общие сведения о частях света, география России и Европейских государств, математическая география с астрономией. Несмотря на такой подход к преподаванию общеобразовательных предметов, центральное место в учебном процессе отводилось мусульманским богословским предметам и арабскому языку. Арабский язык изучался настолько хорошо, что окончившие медресе могли свободно читать на нем книги и газеты, только говорить затруднялись за отсутствием практики.